Дошкольное воспитание. Воспитание детей - методы, программы

Дошкольное воспитание 2005

Обсуждаем реформу образования

Кудрявцев В. Имеет ли право современный ребе­нок на полноценное развитое детство? // № 9- - С. 3.

К Дню защиты детей

Интервью Е. Лаховой: «Мама моет раму, а папа читает газету» // № 6. - С. 3-

ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ

Адамовская Т. Сказка о капельке // № 7. - С. 41.

Акулова О. Театрализованные игры // № 4. - С. 24.

Антонова Р., Гончарова Н. Развлечение «Мы - ребята-поварята» // № 10. - С. 55.

Ашиков В. Азбука мира // № 1. - С. 41; № 8. -С. 33; № 10. - С. 3;
Круглый стол в Государственной Думе // № 7. - С. 84:
И вновь о «Кисточке мира» // № 7. - С. 86.

Ашикова С. Воспитание вдохновением, или Мы тоже были детьми // № 3. - С. 14.

Бакина М. Современные дети, современные иг­ры // № 4. - С. 58.

Баранова Э. Учимся задавать вопросы // № 12. -С. 12.

Бобылева Л. Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников // № 7. -С. 10.

Большакова М., Воронина С. Синеокая Теза // № 7. - С. 46.

Варяхова Т. «Лего» в детском саду // № 2. - С. 48.

Волкова Е., Мишина Н. О специфике взаимо­действия с тревожными детьми // № 10. - С. 39.

Волошина Л. Современная методология обуче­ния играм с элементами спорта // № 11. - С. 17.

Волошина Л., Тиунова Г. Играем в футбол // № 6. - С. 46.

Голиков Н. Забота о здоровье детей - задача об­щая // N° 6. - С. 14.

Горбунова Н. Если хочешь быть здоров! // № 6.- С. 29.

Гутникова Л. Спортивный праздник, посвящен­ный Дню Победы // № 4. - С. 49;
Загадка рядом с за­рядкой // № 6. - С. 20.

Дмитрусева Г. Гуляем, отдыхаем, развиваемся // № 3. - С. 36; Поздравляем! // № 7. - С. 67.

Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // № 10. - С. 26; № 11. - С. 3.

Дыбина О. Игра - путь к познанию предметного мира // № 4. - С. 14.

Зенина Т. Экологическое воспитание детей ран­него возраста // № 7. - С. 16.

Зенина Т., Туркина А. Неживая природа // № 7.-С 27

Зимина И. Народная сказка в системе воспита­ния дошкольников // № 1. - С. 18; № 5. - С. 28; № 8.- С. 26.

Ивченко С. Картинки-помощники // № 2. - С. 57.

Ионова В. Делимся опытом организации работы с родителями // № 3. - С. 45.

Кашеварова Л. Цветовосприятие // № 2, - С. 5.

Кириллина М., Мельчина Л. Патриотическое воспитание // № 1. - С. 5; № 5. - С. 20; № 8. - С. 11.

Колмакова Т. Хочу работать с детьми // № 8. -С. 39.

Коломийченко Л. Программа социального раз­вития // № 1.-С. 9; № 5. - С. 13; № 8. - С. 15.

Комратова Н., Грибова Л. О гражданском вос­питании дошкольников // № 10. - С. 10.

Костюнина Т. Рождественские встречи // № 12.-С. 39.

Котляров А., Котлярова Г. Учимся плавать №6.-С. 61.

Кочергина В. В гостях у липки // № 7. - С. 65: Экологический КВН // № 10. - С. 62.

Крынцылова И. Как мы в старину играем // № 4.-С. 46.

Кузнецова Н. Мамин праздник // № 2. - С. 42: Почему хорошо жить на свете? // № 3- - С. 42.

Кутузова И. Повышение квалификации педаго­гов ДОУ в современном педагогическом простран­стве //№9. -С. 10.

Лашкина Н. Дети в музее // № 2. - С. 72.

Лёднева С. Путешествуем, играем, познаем и развиваем! // № 4. - С. 38.

Луканова Г. Изобразительное искусство // № 2. - С. 26.

Мащенко Т., Л. Тузовская Л., Самылина В. и др. Юрга: красота и дети,// № 2. - С. 66.

Медведева Л. Педагогический ринг // № 3. - С. 52.

Медведева Л., Докалова Т. Вот как мы умеем // №6. -С. 17.

Миленко В., Лысенко Г. Родительские собра­ния-студии как форма взаимодействия ДОУ и семей воспитанников // № 12. - С. 26.

Мисуна С. Развиваем логическое мышление // № 8.-С. 48; № 12.-С. 21.

Новикова Г. О «Программе воспитания и обуче­ния в детском саду» // № 11. - С. 21.

Овчинникова Е. О совершенствовании элемен­тарных математических представлений // № 8. - С. 42.

Павлова Л. О значении туристической деятель­ности в экологическом воспитании // № 7. - с. 74.

Пантелеева Н., Комарова Т. Ознакомление детей 5-7 лет с искусством портрета // № 3 - С. 16; № 5. - С. 58.

Печора К., Ширванова О., Перунова В. Учим играть детей раннего возраста // № 4. - С. 11.

Пискарева-Арапова НЛ. О российских про­граммах дошкольного образования // № 8. - С. 3.

Питерская Н., Пантелеева Н. Работаем по но­вой Программе //№ 8. - С. 9-

Плутаева Е., Лосев П. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // № 3. - С. 28; № 5. - С. 43; № 6. - С. 36.

Подольская Е. Лечебная гимнастика // № 6. -С. 71; №8.-С. 64.

Пожиленко Е., Игнатьева Е. Знакомим детей с ок­ружающим и развиваем речь // № 1. - С. 32; № 5. - С. 36.

Полтавцева Н., Гордова Н. О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности // № 6. - С. 9.

Попова В., Туровская Л., Худякова Л. Мичу­ринск: город моей души // № 10. - С. 20.

Потапова Т. Город Мечты // № 2. - С. 23.

Прищепа С, Попкова Н., Коняхина Т. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошколь­ников // № 1. - С. 60.

Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать ве­село, дружок (Как разнообразить подвижные игры) // № 6. - С. 23.

Путляева Л. Воспитание внимания // № 8. - С. 58.

Рогаткина Т. Изостудия под открытым небом // № 10.-С. 46.

Рогаткина Т., Бородина Л. Колокольчик //№ 11. -С. 31.

Рогаткина Т., Некрасова Е. Музей одного образа // № 12. - С. 34.

Рунова М. Мой друг - тренажер! // № 6. - С. 54.

Рыжова Н. Путешествие на речку // № 7. - С. 42.

Савенков А. Исследовательские методы обуче­ния в дошкольном образовании // № 12. - С. 3.

Савинцева Р. Только смелым покоряются моря // № 10.-С.69.

Сафонова Н, Смирнова Л. «Форт Боярд» // № 4. - С. 61.

Сиднева М., Тимофеева Л. Познавательно-речевое развитие // № 9- -С. 19.

Сизикова Н. Плетение из бумаги // № 11. - С. 35.

Слиж С. Вместе весело шагать по просторам... // № 1. - С. 53.

Соколова Г. Для девочек и мальчиков гимнасти­ка для пальчиков // № 6. - С. 34.

Солнцева О. Играем в сюжетные игры // № 4. - С. 33.

Соломенникова О. «Радость творчества» // № 1. -С. 49; №2.-С. 51.

Степанова К., Буйнова О., Зюзикова М., Сы­соева О. Вот как нам хорошо! // № 10. - С. 36.

Стрельченко Г. Педсовет в ДОУ // № 8. - С. 61.

Телегина Т. КВН «Моя безопасность» // № 10. -С. 65.

Толстова В., Широнова И., Калинкина Л. «Покрывает все Покровом Богородица сама» // № 9. - С. 42.

Трегубенко В. Читаем стихи А.С. Пушкина // № 2. - С. 32.

Трунова М. Коллективые работы на занятиях по изодеятельности // № 2. - С. 60.

Тюнников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя // № 9. - С. 31.

Урадовских Г. Художественное конструирова­ние из деталей конструктора // № 2. - С. 15"

Харченко Т. Юные туристы // № 9. - С. 39

ХрамцовП., СотниковаЕ. Помните - здоровье начинается со стопы! // № 8. - С. 53.

Целищева И., Большакова М. Дикие животные // № 7. - С. 53.

Черных И. Воспитание бережного отношения к воде // № 7. - С. 37.

Чудакова А. О подготовке руки к письму // № 9. - С. 29.

Шанина Л. «Сухое плавание» // № 6. - С. 68.

Шаталова Е. Раз-два, раз-два, раз-два-три! Всю считалку повтори // № 8. - С. 68.

Шилина Н. Самое главное - вызвать интерес // № 11.-С. 10.

Щербинина Ю. Грибок // № 9. - С. 44.

Ярыгина А. Графический дизайн // № 2. - С. 35; Дети и графическая сценография // № 11. - С. 24.

Коррекционно-педагогические проблемы дошкольного образования

Айвазян Е., Одинокова Г., Павлова А. «Лю­бовь по правилам и без», или Особые ли матери у особых детей?! // № 9. - С. 51.

Архипенко Г. Развитие речи младших дошколь­ников с недостатками зрения // № 5. - С. 81.

Бабина Е. Помогаем детям вместе // № 12. - С. 57.

Балакирева Т. Эмоции и дети // № 1. - С. 65.

Гончарова Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению «под лупой» дефектологических исследова­ний // № 12.-С.45.

Гончарова Н., Виноградова Л., Майкова С. Коррекция заикания // № 3. - С. 59.

Знакомьтесь: Институт коррекционной педаго­гики РАО // № 9. - С. 48.

Иванникова О. Играем в русские народные иг­ры с детьми с нарушением зрения // № 4. - С. (А.

Каракулова О. «Тактильные дощечки» // № 5. -С. 78.

Киселева Н. Логопедическая почта // № 5. - С. 76.

Медведева Л., Баранова В. Использование гим­настических мячей при нарушениях осанки детей // № 6. - С. 77.

Мещерякова Л. «Мой веселый, звонкий мяч» // № 6. - С. 82.

Николаева Т. О комплексном психолого-педаго­гическом обследовании детей с нарушенным слу­хом//№ 11.-С. 38.

Отдельнова В. Тренажеры в работе с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата // № 6. - С. 74.

Павлюкевич В. Изонить помогает детям с нарушением зрения // № 12. - С. 60.

Подобед С. Помогаем детям с тяжелыми наруше­ниями речи // № 1. - С. 71.

Сапожникова О., Будкина М. Подготовка к обучению чтению - один из факторов преодоления ЗПР,// № 8. - С. 78.

Старенкова В. О дифференциации смешивае­мых звуков // № 8. - С. 81.

Тумакова Н., Мицкевич А. Артикуляционная гимнастика // № 6. - С. 86.

Харитонова Н. Работаем с детьми с нарушения­ми опорно-двигательного аппарата // № 3. - С. 54; Лечебная физкультура // № 11. - С. 50.

Хоштария Т., Легчилина Л. «Времена года» // № 7. - С. 78.

Воспитателю для работы с родителями

Соболева И. Любить малую родину // № 10. - С. 52.

Черединова Т. Детям своим расскажите о них... // № 5. - С. 72.

Шкатова Л. Игрушки - океан детских желаний // № 4. - С. 52.

Наглядные пособия - своими руками

Казарян Р. «Ассоль» отправляется в плавание -полет - поездку! // № 8. - С. 76.

Мосеенкова И. Наша «Надежда» // № 1. - С. 29.

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ

Абсалямова А. «Мультикультурализм» в постсо­ветском образовательном пространстве: методоло­гия понятия // № 5. - С. 89-

Ежкова Н. Эмоциональный компонент образо­вания: проектирование содержания // № 11. - С. 62.

Запорожец А. Роль дошкольного воспитания в общем процессе всестороннего развития человече­ской личности // № 9. - С. 66.

Казаева Е. Гражданственность как интегративное качество личности // № 5. - С. 85.

Комарова Т. Детское изобразительное творчест­во: что под этим следует понимать? // № 2. - С. 80.

Кудрявцев В. Учитель, отдавший детям все жизненные силы // № 12. - С. 74.

Ломбина Т., Лукша В. Обучение грамоте по программе «Читайка» // № 10. - С. 75; № 12. - С. 64.

Мухаметзянов Р. Детский сад - начальная шко­ла: о некоторых аспектах преемственности // № 6. -С. 90.

Новикова Г. Дошкольный возраст: этико-экологическое воспитание // № 7. - С. 87; № 8. - С. 95.

Парамонова Л. Основатель и первый директор Института дошкольного воспитания РАО // № 9- -С. 66.

Протасова Е. Двуязычные дошкольные учрежде­ния: проблемы организации работы // № 5. - С. 94.

Сиротюк А. Обучение без стресса: психофизио­логическая подготовка // № 1. - С. 76.

Слободчиков В. Детский сад вчера, сегодня, завтра // № 8. - С. 88.

Смирнова Е. Игрушки: как оценить их качество // № 4. - С. 68.

Фигдор Гельмут. Детский сад с точки зрения психоанализа // № 3. - С. 77; № 12. - С. 78.

Наука - практике

Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога: старший дошкольный возраст //№11.- С. 68.

Белошистая А. Как обучить дошкольков реше­нию задач // № 9. - С. 71.

Вронская И. Английский язык в детском саду // № 1. - С. 86; № 6. - С. 99.

Казакова Т., Лыкова И. Сказочный образ в изо­бразительном творчестве, или «Оживи сказку» // № 2. - С. 87.

Комарова Т. Игра и изобразительное творчество // № 4. - С. 74.

Малкина Н. Традиционная английская детская игра - путь в мир другой культуры // № 4. - С. 77.

Парамонова Л. Творческое художественное конструирование // № 2. - С. 92;
Конструирование из природного материала // № 7. - С. 90.

Развивающее дошкольное образование

Кудрявцев В. От педагогики повседневности к педагогике развития // № 3. - С. 70; № 6. - С. 95; №11.-С. 53.

В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО

Барутчева Е. Сказки народов Северного Кавказа //№ 10.-С. 93.

Зурабова К. Законы волшебства // № 1. - С. 93; Учитель - друг ученика //№ 5. - С. 101; Песенка ни­когда не кончается // № 7. - С. 97; От Демона, с любовью, или Воспоминания о небесных звуках // № 9. - С. 79; Я пришел на эту землю, чтоб скорей ее покинуть // № 10. - С. 84; Когда родился Дед Мороз?//№ 12.-С. 86.

Казакова Т. Встречаем Новый год! // № 12. - С. 93-

Москвина М. «...Костер и звезда над обрывом» // № 5. - С. 98.

Орлова Н. Первые Романовы // № 2. - С. 108; Рус­ские цари и императоры // № 3. - С. 96; Как празд­новали Пасху на Руси // № 4. - С. 91.

Светлова Г. «..Бот как надобно писать!» // № 3. - С. 85.

Музейная педагогика

Зурабова К. Воспитать уважение к культуре // № 4. -С. 82.

Мацкевич М. «Там чудеса...» // № 2. - С. 103; В гостях у волшебницы Осени, или Что такое пейзаж настроения // № 7. - С. 106; Зима и зимние забавы //№11.-С. 75.

В КРУГУ СЕМЬИ

Абраменкова В. Осторожно: антиигрушка! // № 4. - С. 98.

Бочарова Н. Как провести летний отдых // № 7. -С. 113.

Зацепина М., Урядницкая Н. Праздники для де­тей раннего возраста в семье // № 1. - С. 100.

Костарева Л. Родителям, сомневающимся в успе­хах своих детей // № 11. - С. 92.

Мочалова Н. Гений рождается раз в сто лет? // №10.-С. 112; № 11.-С. 88.

Николаева Т. Эх, мамочка, зачем?! // № 2. - С. 118.

Теплюк С. «Как прекрасен этот мир - посмотри!» //№3. -С. 111.

Мамина школа

Богина Т. Расти здоровым, малыш! // № 6. - С. 105.

Волкова Е. Третий год жизни: социальное разви­тие //№3. - С. 107.

Воробьева И. Как организовать домашние заня­тия по рисованию и лепке // № 8. - С. 115.

Казакова Т. Третий год жизни: изобразительная деятельность в семейном воспитании // № 8. - С. 107.

Павлова Л. Второй год жизни: начало речевого общения // № 1. - С. 106;
Третий год жизни: особен­ности возраста // № 2. - С. 113;
Природа в познава­тельном, речевом и эстетическом развитии ребенка //№ 12.-С. 98.

Петрова В. Малыш и музыка // № 9. - С. 86.

Авдеева Н. Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем детстве // № 3. - С. 101; № 5. - С. 110; № 7. -С. 117.

Карабанова О., Шведовская А. Как они играют //

№ 4. - С. 94.

Ребенок приходит в мир

Голубева Л. Особенности физического развития и воспитания ребенка второго года жизни // № 10. -С. 102.

Лещенко М. Питание детей второго года жизни // № 11.-С. 83.

Теплюк С. Второй год жизни: хочу и мог)" // № 12. -С. 101.

ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ

Абсалямова А. Региональный компонент высше­го профессионального образования в Республике Башкортостан // № 1. - С. 111; № 3. - С 119.

Алексахин Н. О кистевой росписи Гжели // № 10. -С. 119.

Анискевич С. О профподготовке педагогов в контексте модернизации специального образова­ния//№ 10.-С. 117.

Атемаскина Ю., Демина Е., Казюк Н. Какие они, воспитатели? // № 12. - С. 115.

Волошина Л., Шилова Ю. Проблемы адаптации студентов педколледжа // № 12. - С. 112.

Вавилова В. О методике экологического обра­зования //№ 7. - С. 123.

Гудимова Н. Обучаем и воспитываем детей с отклонениями в развитии средствами изодеятель-ности //№2.-С. 121.

Демина И. Структурно-дидактический комплекс в курсе дошкольной педагогики // № 5. - С. 122.

Зябкина И. Методика обучения игре // № 4. - С. 124.

Кириллова И. Вольский педколледж: страницы истории //№ 11. -С. ИЗ.

Кораблева М. Главное, развитие студента как личности // № 6. - С. 122.

Лавринец И., Кириченко О. Путешествие в мир Памяти//№ 9. - С. 109.

Миленко В. Нужно ли учить детей играть // № 4. -С. 119.

Миронова Н. Как научить ребенка любить лите­ратуру? // № 5. - С. 117; Кто такие «гуленьки»? //№11. - С. 108.

Муравьева О. Добрые сказки Геннадия Цыферо-ва//№ 11.-С. 104.

Начкебия К. Заметки начинающего преподава­теля//№4.-С. 126.

Платошечкина Ю. Современные проблемы изучения специальной психологии // № 9. - С. 107; № 12.-С. 110.

Сильницкая Н. Подготовка специалистов для коррекционно-педагогической работы с дошколь­никами // № 3. - С. 116.

Усольцева Т. Знать, уметь, владеть // № 1. - С. 118.

Шепилова Н. Моделирование процесса соци­ально-педагогической адаптации студентов вуза // №6.-С. 119.

Широкова Г. Флористика // № 7. - С. 125.

Щербинина Ю. Спорь, да не вздорь // № 9. - С. 113.

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

Ладодо К., Дружинина Л. Как правильно кор­мить ребенка в детском саду // № 6. - С. 110.

Соколова В. Юридическая консультация // № 4. -С. ПО; №8. -С. 119; №9. -С. 101; № 12.-С. 118.

ЛИТЕРАТУРА - ДЕТЯМ

Онисимова О. Звездочки и туча. Пламечко. Об­лака. Дети-дождики // №11.- С. 125.

Программа воспитания и обучения в детском саду. Литературная страница // № 1. - С. 122; № 2. -С. 124; № 6. - С. 124; № 9. - С. 119; № 11. - С. 116.

Синявский П. Загадки из нашего леса // № 1. -С. 128.

Усачев А. Стихи. День Победы. В музее вооружен­ных сил. Защитник. Битва на подушках // № 5. -С. 8; Стихи. Книжка в траве. По тропинке жарким летом... Кораблик // № 8. - С. 127.

Яснов М. Стихи из цикла «Здравствуйте, хвостаствуйте!»//№ 11.-С. 127.

60-летию Великой Победы посвящается

День Победы // № 5. - С. 3.

Евдокимова Е. Проектная модель гражданского воспитания дошкольников // № 3. - С. 6.

Тикунова Е. У войны не детское лицо // № 2. - С. 3.

Харитонова Я. «Этих дней не смолкнет слава...» // №1. - С.3.

Всем, наверное, известна следующая поговорка: «Ребенка нужно воспитывать, когда он лежит поперек, а не вдоль кровати». Это говорит о том, что с малышом надо начинать заниматься с самого рождения. В данной статье пойдет речь о дошкольном воспитании ребенка.

Суть процесса

Дошкольное воспитание - что же это такое? Одной фразой ответить на данный вопрос просто невозможно. Это целый комплекс действий людей, которые окружают малыша, способствующих его становлению как личности. Заниматься воспитанием крохи должны не только специалисты (например, воспитатели детского сада), но и в первую очередь родители. Мамам и папам важно помнить о том, что малыши - они как губки, буквально впитывают все то, что видят и слышат. Поэтому главная задача взрослых - создать все условия для того, чтобы вырастить умного и счастливого ребенка.

Временные рамки

Когда же должно стартовать дошкольное воспитание детей? Когда наступает подходящее время? Данный этап развития включает период от трех- до семилетнего возраста крохи. Напомним о том, что указанный период очень важен в жизни ребенка, ведь именно в это время закладываются основы сильной личности. Главная задача родителей на данном этапе - обеспечить всестороннее развитие малыша.

Особенности

Чем же характеризуется дошкольное воспитание в семье? Все дело в том, что маленькие дети стремятся все повторять за взрослыми, видя в них идеал поведения. Именно поэтому все люди, окружающие кроху, должны подавать исключительно правильный пример. Как минимум надо внимательно следить не только за своим поведением, но и за речью. В домашних условиях также важно найти золотую средину: нельзя быть слишком строгим к ребенку (ведь часто подобное поведение просто ломает личность малыша), но и не допускать вседозволенности (это чаще всего присуще ленивым родителям, которые не хотят заниматься с ребенком, объясняя свое поведение отсутствием времени).

ФГОС

На чем базируется дошкольное воспитание? ФГОС, т. е. федеральные государственные образовательные стандарты - вот те основы, на которых строится воспитательный и образовательный процесс в дошкольных учреждениях.

Основные направления

Важно также сказать о том, что домашнее дошкольное воспитание ребенка в основном подразделяется на две большие подгруппы:

1. Подготовка чада к школе - обучение, всестороннее развитие.

2. Формирование нужных для жизни в обществе личностных качеств малыша.

Гораздо легче приходится тем родителям, которые как можно раньше отдают малышей в детский сад. Там воспитанием ребят занимаются профессионалы. Однако даже в таком случае мамы и папы не должны расслабляться, работая с ребенком все время, когда он не находится в стенах детского дошкольного учреждения.

Основные методы

Дошкольное воспитание производится на основе базовых методов. Их существует четыре больших группы:

1. Формирование сознания личности. Тут чаще всего применяются разговоры, рассказы, беседы, лекции. Данный метод направлен на развитие и обогащение сознания деток, на наделение их обширными знаниями об окружающем мире. Главный инструмент в этом случае - слово. Очень важен также личный пример родителей.

2. Общение, организация совместной деятельности, приобретение опыта. Базовые инструменты: упражнения, создание воспитательных ситуаций, действия.

3. Методы мотивации и стимулирования. Основные инструменты: поощрение, наказание. Также сюда относятся различного рода соревновательные действия.

4. Методы контроля, самоконтроля, а также самооценки. На этом этапе ребенка учат оценивать себя, соотносить собственные действия с требованиями.

С помощью всех этих методов и обеспечивается воспитание детей: корректируется поведение ребят, формируются личностные качества, нарабатывается ценный жизненный опыт. Также нужно сказать, что все они направлены на полноценное развитие и воспитание человека как социальной единицы.

Умственное развитие

Воспитание дошкольника состоит из множества важнейших компонентов. Так, первый из них - умственное развитие ребенка. Окружающие кроху люди должны сделать все для того, чтобы малыш на каждом своем шагу обучался чему-то новому. С ребенком постоянно надо разговаривать, рассказывать ему обо всем, что происходит вокруг. Важнейшим является так называемый период почемучки. В это время родители должны давать своей крохе максимально точные ответы на интересующие его вопросы. Все дело в том, что ребенок в это время с легкостью запоминает всю информацию, которая поступает к нему извне. Также хорошо малыша в это время отдать на изучение иностранного языка - результаты будут просто поражающими.

Физическое воспитание

Очень важным также является физическое воспитание ребенка. Малыша с самого раннего возраста надо приучать к умеренным нагрузкам. Начинать хорошо с утренней зарядки. Ребенок в возрасте от трех лет с удовольствием будет повторять простые движения за родителями. Также можно закалять чадо - это пойдет ему на пользу. Ну и, конечно же, надо приучать ребенка к спорту. Его рекомендуется знакомить с различными спортивными секциями, отдавая предпочтение тем видам спорта, в которых у малыша есть определенные успехи (а также желание к занятиям). Физическое воспитание на данном этапе жизни и развития играет очень важную роль, так как именно в это время у ребенка закладываются основы здоровой личности.

Эстетическое воспитание

Родителям важно помнить о том, что следует делать акцент на эстетике. Нужно учить ребенка слушать музыку, наслаждаться звуками природы, всматриваться в краски на картинах художников, анализировать поведение сказочных героев и мультперсонажей. В это время очень важно давать максимальные разъяснения ребенку по тем вопросам, которые ему еще не понятны. И не нужно думать, что крохе в этом возрасте еще рано посещать художественную галерею или кукольный театр. Как раз самое время. Только так можно развить хороший вкус и правильные манеры.

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание детей - не менее важный элемент, чем все вышеописанные. Недаром существует такая поговорка: «Труд облагораживает». Делая что-то своими руками, ребенок начинает осознавать, насколько это нелегко. Также в это время приходит понимание ценности человеческого труда. Необходимо поощрять самые первые попытки ребенка помочь родителям. Пусть, к примеру, мытье посуды при этом и займет на час больше времени, однако кроха быстрее освоит полезные навыки. И у малыша при этом не пропадет желание помогать родителям (противоположная ситуация: ребенок желает помочь, но мать отмахивается, ссылаясь на недостаток времени).

О мелкой моторике

Уже на этом этапе большинству родителей предельно ясно, насколько важным является дошкольное воспитание. Занятия с крохой - вот о чем еще надо подумать мамам и папам. И самые первые домашние уроки должны быть направлены именно на развитие мелкой моторики крохи (развивать ее надо уже с полугодичного возраста). Почему это так важно? Все просто: на подушечках пальцев у людей находится множество рецепторов, которые напрямую связаны с мозговой активностью. Ученые давно доказали, что развитие мелкой моторики у детей напрямую влияет на речь крохи. Что можно применять:

1. Пальчиковая гимнастика. Отлично при этом выучить несколько стишков, каждый раз их проговаривая. Так малыш будет еще тренировать память.

2. Игры с мелкими предметами. Под наблюдением взрослых ребенок может перебирать различные небольшие вещи, игрушки.

3. Сортировка. Отличное занятие: насыпать ребенку в миску манку и смешать ее с горохом. Далее дать задание крохе найти все горошинки. Помимо того, что процесс надолго увлечет ребенка, так он еще будет тренировать мелкую моторику.

4. Тактильные игры. Ребенку нужно давать пробовать на ощупь как можно больше предметов различных фактур. Подойдут пластиковые фигурки, металлические детали, различные тряпочки. Кроха при этом не только выучит цвета, но еще и будет познавать мир на ощупь.

Популярные направления

Особого внимания также заслуживают самые распространенные сегодня методики дошкольного воспитания:

1. Методика Никитиных. Основывается на таких постулатах, как труд, творчество, естественность и любовь к природе. При этом ребенок занимается ровно столько, сколько хочет сам, обстановка по максимуму спортивная, а родители принимают активное участие в образовательном процессе. Все игры по данной методике должны со временем расширяться и усложняться.

2. Методика Марии Монтессори. Это целая педагогическая система, главным девизом которой является фраза «помогите мне все сделать самому». Ученая считает, что все окружение малыша должно быть наполнено максимально полезными предметами, которые выполняют определенное предназначение. Игры, предполагаемые данной системой, направлены на развитие сенсорики, речи, а также на обучение чтению, письму и математике.

3. Методика Глена Домана. Любимая фраза этого американского врача-физиотерапевта, которая и стала девизом системы обучения, звучит так: «Без фактов нет знаний». Ученый считает, что малыша нужно знакомить с максимальным количеством фактов, структурированных по разделам и категориям.

4. Методика Зайцева. Очень распространенный сегодня способ обучения чтению - при помощи кубиков Зайцева. Ученый считает, что в игре ребенку намного легче научиться чтению, нежели сидя за партой. Единица чтения по данной методике - не привычное всем слово, а слог - пары гласных и согласных.

5. Вальфдорская методика. Изучая дошкольное воспитание и обучение, нельзя обойти стороной это направление, так как именно оно максимально направлено на развитие творческих способностей деток. С малышами нужно лепить, вышивать, строить - все делать при помощи натуральных материалов. К тому же немало внимания следует уделять физическому развитию детей.

6. Методика Воскобовича. В ее основе лежат тесные взаимоотношения ребенка и взрослого. Деятельность направлена на творческое развитие малыша, обучение во время игры.

Табу

Программа дошкольного воспитания ребенка должна исключать определенные моменты, которые родители должны всегда учитывать:

1. Современные психологи не рекомендуют применять к ребенку физическое наказание. Нужно стараться в любой ситуации сохранять спокойствие, не показывая малышу свои слабости. К тому же физическое наказание не приводит к тому, что ребенок осознает вои ошибки. Только разговор, беседа - вот что поможет родителю вырастить адекватного человека.

2. Ребенка не рекомендуется пугать. А если это и делать, то только грамотно. Нельзя говорить крохе «я тебя отдам чужому дяде» или «я тебя тут оставлю одного». Это порождает множество страхов. Можно говорить следующее: «Целую неделю ты будешь без сладкого/игрушек/развлечений)».

3. Нельзя переставать разговаривать с малышом, начинать просто игнорировать его.

Особенности психологии малышей

Родителям также важно знать об особенностях психологии своих детей на разных этапах развития, чтобы учитывать, с какими проблемами при этом можно столкнуться.

1. Возраст 3-4 года. Достаточно тяжелый период, требующий терпения родителей. Взрослый должен знать, как заинтересовать кроху, как его можно привлечь к выбранной деятельности. Также стоит помнить о том, что желание заниматься одним делом у таких ребят может быстро пропадать.

2. Возраст 4-6 лет. Это довольно спокойный период, когда с малышом интересно заниматься и организовывать развивающие уроки. Кроха уже достаточно взрослый для того, чтобы подолгу удерживать внимание на одном предмете, ему многое интересно. К тому же ребенок почти самостоятельный, на этом этапе он не требует постоянного присутствия взрослого человека в качестве наблюдателя.

3. Возраст 6-7 лет. Период активного взросления ребенка. Дитя начинает показывать характер, может противиться желаниям родителей. Много терпения и умение договариваться - вот главное правило для данного периода дошкольного развития ребенка.

Кодекс

С 2007 по 2011 годы Содержание Перечень использованных... опубликован ... журнал ... семьи обязанностей по воспитанию и содержанию... 2012 -2014 гг. предусмотрено поэтапное введение судопроизводства с участием присяжных заседателей. Статья ... дошкольного образования...

  • Мониторинг сообщений сми об общественной палате рф за февраль 2012 года

    Документ

    Главный редактор журнала «Литература». А... что в дошкольном и школьном воспитании детей принимают... как СМИ в 2007 году , и брошюра... услуги в 2012 году ... По "горячей линии" ... статье "Россия и меняющийся мир", опубликованной сегодня... в перечень номинаций...

  • УДК 342 531 ББК 67 620 61 (Рос) Д63 Доклад Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 2007 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» /

    Доклад

    ... по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 2012 годы» ... осуществляющих воспитание детей дошкольного возраста (заведующих дошкольными учреждениями... в опубликованный перечень организаций, которые по судебному...

  • Информационный бюллетень

    ... воспитанию будущих моряков. По ... дошкольного возраста. Здание дошкольного ... перечень 2012 году ... 2012 года Статья ... опубликования 2012 года ...

  • Информационный бюллетень № 38 (789) от 8 октября 2012 г

    Информационный бюллетень

    ... воспитанию будущих моряков. По ... дошкольного возраста. Здание дошкольного ... перечень объектов для проведения реконструкции. Также в 2012 году ... 2012 года Статья ... опубликования . Губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко Санкт-Петербург 20 сентября 2012 года ...