Лучшее упражнение на запоминание слов и букв. Назначение алфавита

Нередко детям, как, впрочем, и взрослым, требуется запомнить какие-либо слова или буквы. Это касается не только иностранных языков, которые и так не просто выучить, но и нашего родного русского языка, который богат разнообразием простых и Но что делать, если совсем ничего не получается? Опустить руки и браться за другое дело? Или все таки постараться?

Если вы сталкивались когда-либо с этой проблемой, то данная статья станет спасением для вас. Эти упражнения на запоминание слов помогут вам и вашим детям развить свою память, научиться быстрее запоминать слова или буквы. Здесь вы можете сами выбрать, какое упражнение будет лучшим.

Перечисление

Одно самое простое упражнение на запоминание - "перечисление". Допустим, даны слова "картина, карбюратор, зарядное устройство, цветы, туманность, виноград, кухонный гарнитур...". Человек читает эти слова два раза, а потом по памяти должен вспомнить все, что он только что прочитал. Слова можно подбирать согласно возрасту человека, роду его деятельности, ближайших праздников или смены сезона.

Данное упражнение можно видоизменять и усложнять. К примеру, человек должен не только запомнить слова, но и составить с ними предложение, не потеряв ни одного.

Упражнение "Опиши картинку"

Представим себе картинку с попугаем, который сидит на жердочке. Нам даны слова: "клешни, алмаз, трава, щипцы, шоколад". И теперь, используя на максимум свою фантазию, объясняем, как может быть связан попугай на картинке с этими словами.

Своими лапками попугай держится за жердочку, как КЛЕШНЯМИ, его глазки похожи на АЛМАЗЫ, его оперение зеленое, как ТРАВА, но имеются и оранжевые проблески, как ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ, клюв попугая похож внешним видом на ЩИПЦЫ, жердочка, на которой сидит попугай, цвета "горький ШОКОЛАД". Такое упражнение на запоминание не только поможет развить память ребенку, но и проявит его фантазию.

Ряды слов

Для следующего упражнения для запоминания букв вам потребуется помощник. Напишите ряд слов. Допустим, 20 штук. В ряду справа напишите слова, которые так или иначе относятся к левым. К примеру:

  • Глобус - карта.
  • Собака - будка.
  • Садовод - тачка.
  • Карандаш - ластик.
  • Гипотенуза - катеты.
  • Мед - пчелы.
  • Дерево - листья.
  • Флешка - дисковод.
  • Интернет - социальные сети.
  • Цветы - клумба.
  • Космос - планета.
  • Подсолнух- семечки.
  • Стиральная машина - порошок.
  • Ферма - корова.
  • Наушники - музыка.
  • Зубная щетка - зубная паста.
  • Шкатулка- украшение.
  • Кофе - турка.
  • Колбаса - бутерброд.
  • Свеча - пламя.
  • Портрет - карандаши.

Прочитайте все словосочетания, а потом закройте правый столбик. По памяти восстановите слова и запишите их напротив каждого левого. Не забывайте, что ряд слов зависит также и от возраста ребенка. Это говорит о том, что слова, которые применяются в упражнении, должны быть хорошо знакомы ребенку. Такие задания активно используются при обучении детей английскому языку.

Много из одного

Еще одно упражнение на запоминание. (Представлен один из самых типичных вариантов, можно доделать его исходя из возраста, возможностей, хобби и желаний человека, можно сделать проще или сложнее, главное - принцип). Перед вами картинки животных, вещей, цветов, насекомых, книг, городов, машин, музыкальных групп… В течение одной минуты вам следует запомнить все картинки. После чего на бумаге записать все предметы в алфавитном порядке.

Это задание используется в разных интерпретациях и почти на каждом интеллектуальном марафоне или игре. Его с удовольствием выполняют как взрослые, так и дети. Вам дается какое-то длинное слово, к примеру: "кораблекрушение". Задача - составить как можно больше слов из букв данного слова. (Раб, рак, лак, шар, шок, блок, шов, широк, шлак). С тем же принципом применяются упражнения для запоминания английского алфавита. Такое упражнение можно превратить в целую игру, начисляя ребенку за каждое слово столько баллов, сколько букв в слове.

Когда-то преподаватели по русскому языку и литературе заставляли переписывать большие художественные произведения тех, у кого были проблемы с орфографией, пунктуацией... Хотите что-то запомнить, пишите эти слова или тексты. Переписывайте по несколько раз в день, пишите в черновиках, на закладках в видных местах, социальных сетях. Это поможет вам быстрее запомнить материал. Также чем больше вы читаете - тем лучше развивается ваша

Такие упражнения для запоминания таблицы умножения активно используются для детей младших классов, которым сложно выучить большое количеств чисел.

Удвоенные буквы

Если вы не можете запомнить слова с удвоенными гласными или согласными, что делать тогда? Здесь поможет запоминание одного некого сюжета. Берем несколько слов, в которых вы постоянно забываете, как пишется буква «т» или «тт». Слова: оттепель, аттестат, аттракцион, конфетти, коттедж, оттенок. Теперь придумываем небольшой сценарий, в котором могли бы встретиться эти слова. «Когда наступила оттепель, и ребята из коттеджного поселка «Конфетти» получили свои аттестаты, они отправились на аттракцион «оттенок». Это все, конечно, очень субъективно. Каждый должен выбрать слова, которые именно ему не по силам запомнить. В своей голове с помощью фантазии сложить это в целостный сюжет и запомнить.

Шифр

Вам знакомо слово «криптография»? Это некоторая шифровка букв, цифр или другой полезной информации. Вы тоже можете почувствовать себя сыщиком или археологом, изучающим древний язык, да к тому же и прокачать свою память и способности запоминать слова или буквы. Вы можете придумать шифр сами, а можете попросить об этом кого-то из вашего окружения (так будет интереснее). Следует зашифровать, к примеру, алфавит или цифры и знаки арифметических действий. Шифровкой могут быть различные незамысловатые рисуночки, геометрические фигуры или просто какие-либо символы. Расшифровывайте каждый день хотя бы по одному «посланию» или «примеру», и ваша память станет просто сногсшибательной. Также вы можете использовать упражнения для запоминания английских слов, шифруя их цифрами и символами.

Стихи наоборот

Учить стихи нас учили еще с детского сада. Но суть этого упражнения не в том, чтобы запомнить как можно больше стихотворений от начала до конца и рассказать их своему окружению, а в том, чтобы заучить стихотворение с конца до его начала. Да-да, слово за словом с конца до начала стихотворения. Получается не: «Ты меня не любишь, не жалеешь, Разве я немного не красив?», а: «Красив не не много я разве, жалеешь не, любишь не меня ты?».

Различные логические игры, монополии, стратегии также помогут вам развить память и запоминать слова и буквы с легкостью.

Несомненно, кому-то определенное упражнение на запоминание может не подойти, кому-либо может помочь в большей степени, а кому-то в меньшей. Одним людям они покажутся сложными, а другие освоят их в два счета. Всегда самое главное - это желание. Не стоит останавливаться. Если вы знаете в лицо своего врага (как правило, враг человека - это его собственные недостатки), то сможете его победить, победить себя. Тренируйтесь, преодолевая все трудности, и вам покорятся любые вершины. Ваша память будет очень мощной, а способности великими. Как говорил великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн: «Жизнь — как вождение велосипеда. Чтобы сохранить равновесие, ты должен двигаться».

Приемы запоминание графического облика букв

Хорошо известно, как тяжело ребенку учиться читать, если он плохо помнит графический облик букв, затрудняется в распознавании, соотнесении с конкретными звуками. Практика показывает, что достижение желаемого результата достигается двумя путями.

Первый из них – обстоятельная работа над графическим обликом буквы на уроке. Лучше запомнить конфигурации буквы помогают следующие приёмы:

  1. поэлементный анализ облика буквы (Из каких частей состоит буква: палочек или кружочков?);
  2. сравнение конфигурации буквы с конкретными предметами (На что похожа буква? В каких предметах спряталась буква?);
  3. сравнение новой буквы с уже изученными (Какую букву напоминает новая буква?);
  4. поиски буквы в общеклассной и индивидуальной кассах (Найди домик, в котором живет буква.);
  5. конструирование буквы: выкладывание её из счетных палочек, кубиков; лепка из пластилина; вырывание из бумаги (Сделай букву.);
  6. печатание буквы в тетрадях, блокнотах с нелинованной бумагой (Напечатай букву.);
  7. распознавание буквы в предложениях, текстах (Подсчитай сколько раз новая буква встречается в строке, в тексте.);

Второй путь, который обеспечивает запоминание учащимися графического облика букв, - регулярное повторение изученных звуков и букв. Какой механизм лежит в основе психических процессов при запоминании учениками букв? Психолог Т.Г. Егоров отмечал, что при воздействии на слуховой анализатор его деятельность связывается с деятельностью соответствующих речедвигательных и зрительных органов и создаётся ассоциативная цепь: фонема – артикуляция – буква. Эта цепочка, если она хорошо закреплена, возникает в мозгу ребенка одновременно и независимо от того, какое звено этой цепи активизировано нами. Ребёнок, услышав тот или иной звук на уроке обучения грамоте, немедленно отвечает на него соответствующими речедеятельными процессами и точно представляет себе зрительный образ – букву, которая соответствует этому звуку речи. То же самое мы будем иметь и тогда, когда покажем ему букву: увидев её, ребенок тут же соотнесёт графический образ с определенной фонемой и ответит соответствующей артикуляцией.

Задача учителя заключается в том, чтобы эту ассоциативную цепь не только создать, но и закрепить. Поэтому на каждом уроке чтения и письма я отвожу специальное время на решение этой задачи. Нетрадиционному интересному построению такого этапа урока, направленного на повторение изученных звуков и букв, помогают дидактические игры. Они настраивают ученика всматриваться в графический облик буквы; анализировать её конфигурацию, вспоминать звуковые эквиваленты.

Поймай букву.

Оборудование: карточки с текстами из газет, старых книг.

Описание игры. Все ученик получают карточки. По сигналу учителя дети начинают просматривать текст по строчкам, обводя кружком букву, указанную учителем. Побеждает тот, кто обведет большее количество букв.

Может быть и такой вариант игры: игра усложняется. Учитель предлагает поймать две буквы. Одну букву дети обводят кружком, а другую подчеркивают.

Буквы – подружки.

Оборудование: на доске выставляются два столбика букв: во втором такие же, как и в первом, но в другом порядке.

Описание игры. Учитель предлагает найти каждой букве из первого столбика букву – подружку (такую же) во втором столбике и «связать» их верёвочкой – соединить чертой. Вызванный ученик находит пару.

Может быть и такой вариант игры: оборудование для игры являются индивидуальные карточки. Побеждает тот, кто находит подружек раньше других.

Напиши в воздухе.

Описание игры. Учитель предлагает вызванному ученику представить, что у него в руках мел, и что он пишет на доске какую – либо букву. Ученик, повернувшись спиной к классу, чертит в воздухе букву. Дети отгадывают, какую букву он написал.

Напиши букву, с которой начинается название предмета.

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Учитель показывает предметную картинку, дети определяют первый звук в слове – предмете (можно второй, третий, последний) и записывают соответствующую печатную букву. Игру можно проводить в виде соревнований трех – четырех учеников у доски, а можно включить в неё весь класс, организовав по окончании взаимопроверку в парах.

Угадай букву.

Описание игры. Выбирается водящий. Он закрывает и протягивает ладонь. Ученики по очереди подходят к водящему и пальцем пишут буквы по его ладони. Тот, чью букву не отгадали, становиться водящим.

Полубуковка.

Оборудование: ширма с размером тетрадный листок, карточки букв из кассы.

Описание игры. Учитель прячет карточку с буквой за ширму, потом выдвигает ее из – за ширмы таким образом, чтобы была видна половина буквы (верхняя, нижняя, правая, левая). Дети называют букву.

Выбирай правильно.

Описание игры. На доске парами размещены одноименные печатные буквы: одна из них – в зеркальном отображении. Вызванный ученик стирает с доски неправильно написанную букву и называет ту, что осталась.

Как из одной буквы сделать другую.

Описание игры. На доске написаны печатные буквы. Веселый карандаш предлагает подумать, как из одной буквы сделать какую – нибудь другую. Дети по очереди подходят к доске. Дорисовывают или убирают необходимые элементы и объясняют: «Из буквы Г я сделал букву П, из буквы Г- Т, П, Б; из Р – В, Ф,; из К – Ж;, из Ъ- В, Б; из С – О, Ю, Ф; из Ю – Н, П, Т, О и т. д,

Пишу – печатаю.

Описание игры. К доске выходят два ученика: один из них пишет, а другой «печатает» букву, названную учителем. Все остальные находятв кассах. Если дети у доски хорошо справляются с работой, то получают право выбрать следующую пару участников игры и дать ей задание. Если кто – то из пары ошибается, следующую пару и задание подбирает учитель.

Буква заблудилась.

Оборудование: карточки изученных букв.

Описание игры. На наборном полотне выставляются карточки с буквами, которыми обозначаются гласные звуки, а среди них одна, которая обозначает согласный звук. Дети должны определить. Какая буква «заблудилась».

Терем – теремок.

Оборудование: картонный домик с открывающейся дверью. На тыльной стороне домика, под порогом, приклеена полоска бумаги (карман), куда можно вставить карточку с буквой.

Описание игры. Учитель показывает детям теремок (дверь закрыта), открывает дверь, в поёме которой показывается заранее вставленная буква, например М. Учитель спрашивает словами из сказки: «Кто – кто в теремочке живёт? Кто – кто в невысоком живёт?» Дети вспоминают животных, птиц, насекомых, названия которых начинаются с соответствующего звука: мышь, медведь, муравей, муха и др.

Учитель закрывает дверь, меняет букву, и игра продолжается.

Предварительный просмотр:

Недочёты детского дыхания преодолеваются развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха, выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи. То и другое достигается в игре и отчасти через гимнастику.

Ниже приводятся игровые упражнения для выработки правильного дыхания. При их выполнении необходимо следить, чтобы ребёнок не поднимал плечи, осуществлял вдох через нос, живот при этом надувается, выдох – уменьшается. Во избежание головокружения продолжительность дыхательных упражнений – 3-5 минут. Помните: ребёнок не должен надувать щёки.

  1. «Задуй свечку» (или дуть на вертушки, лёгкие шарики, бумажные колпачки, ватные шарики, подвешенные горизонтально на нитке, полоски бумаги).
  2. «Мишка учит буквы» (произносить гласные с разным тембром и интонационной окраской: как большой медведь, как малая медведица, как маленький медвежонок).
  3. «Немое кино» (узнать по артикуляции гласный звук и произнести его длительно – на выдохе).
  4. «Шину прокололи» (вдох – ш-ш-ш-ш).
  5. «Перекличка животных и птиц» (услышав название животного, на медленном выдохе произнести звукоподражание).
  6. «Надуем воздушный шар» (на вдохе надуть живот, на выдохе расслабить мышцы живота; ребёнок контролирует область диафрагмы ладонью).

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем, (вдох)

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко …ровно …глубоко.

  1. «Трубач» (поднести к лицу сжатые кулачки, располагая их друг перед другом; вдох через нос, на выдохе медленно дуем в трубу: «пФ»).
  2. «Жук» (сидя на стуле поднять руки в стороны, немного отведя их назад, сделать вдох; выдыхая показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж», одновременно опуская руки вниз).
  3. «Комарик». (Ребёнок сидит, обхватив ногами ножки стульчика; руки - на поясе. Нужно вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит неуловимый комарик – «з-з», быстро вернуться в исходное положение; новый вдох – и поворот в другую сторону.)
  4. «Топор». (Ребёнок стоит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки – вдох, наклониться вперёд, медленно опуская «тяжёлый топор». Произнести: «Ух!» -- на длительном выдохе.)
  5. «Ворона». (Ребёнок сидит, руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх – вдох, медленно опустить – выдох. Произнести: «Кар!».)
  6. «Гуси». (Ребёнок сидит, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Сделать быстрый вдох, медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад, на длительном выдохе произнести: «Га!». Голову держать прямо. Возвратиться в исходное положение – вдох. На выдохе произнести: «Го!»; «Гы!».)

Необходимо приучать детей говорить не торопясь, делать вдох через нос перед началом фразы.


Подборка заданий на изучение и закрепления буквы и звука А . Выполняя задания, дети не только познакомятся, выучат и закрепят букву А, а еще обогатят общий запас представлений, словарный запас . Разовьют мелкую моторику и графомоторные функции — много заданий на штриховку, раскрашивание, обведение по точкам, прописи с буквой А. Разовьют психические функции — мышление, внимание, воображение, память, а также гнозис . Проведут работу над звуко-буквенным анализом (определение местоположения звука А в слове).

Кому: пособия будут полезны воспитателям в детском саду, учителям начальных классов, логопедам (учителям-дефектологам) и заботливым родителям.

Возраст: для детей от 4 до 8 лет. Зависит от индивидуальных особенностей ребенка. В основном это дошкольники старшей группы детского сада и ученики 1 класса.

Буква А, звук А ____________________________________________________

Буква А, звук А 2 часть ____________________________________________________

Задание с буквой А для детей 4, 5, 6 лет ____________________________________________________

Буква А, упражнения для детей 5 — 6 лет ____________________________________________________

Буква А, старшая группа, 1 класс ____________________________________________________

Буква А, старшая группа, 1 класс, 2 часть ____________________________________________________

Раскрась все буквы А ____________________________________________________

Учим букву А, для логопеда ____________________________________________________

Буква А, пропись ____________________________________________________

Буква А, 2 часть, логические задания ____________________________________________________

Буква А для 1 класса или детей старшей группы детского сада ____________________________________________________

Найди букву а, пропиши букву ____________________________________________________

Буква А, найди и раскрась, пропиши ____________________________________________________

Знакомство с буквой А ____________________________________________________

Интересные задания на изучение буквы А ____________________________________________________

Для логопедов буква А ____________________________________________________

Лабиринт буква А

Развитие графомоторных навыков: штриховка арбуза, ананаса, апельсинов. Прописывание буквы А
Прочти слоги и допиши их, допиши букву А, закрась все буквы А
Задания с буквой А для дошкольников, развитие мелкой моторики.
Развитие звуко-буквенного анализа, поиск буквы А в словах
Найди и раскрась только те картинки, в названии которых звук А в начале слова (развитие фонематического слуха).
Задание с буквой А для дошкольников

Прописи с буквой А для учеников 1 классов

Подборка прописей с заглавной и строчной буквой А. В прописях дается информация про пословицы и поговорки с буквой А, сведения про акулу и анютины глазки, а также . Прописи имеют раскраски и дополнительные задания на развитие психических процессов.

Пропись с буквой А. Пословицы и поговорки.
Пропись с буквой А, рассказ про «Анютины глазки» (работа над развитием связанной речи)
Пропись А с текстом «Акула» (работа над словарем и закреплением буквы А)
Пропись с буквой А, загадка про алфавит

Развитие фонематического восприятия, тема: «ЗВУК И БУКВА А» для логопедов, учителей-дефектологов

1. Рассмотрите рисунок. Что делает девочка? Ка­кой звук она при этом произносит?
2. При произнесении звука А губы рисуют большой кру­жок. Закрасьте кружок красным цветом.
3. Обведите по точкам большую и маленькую букву А. Напечатайте буквы А.

Посмотрите, в ямке на волнистой дорожке живет низкий звук А, а на горке высокий звук А.

Логопед произносит на одном выдохе то высоким, то низким голосом звук А, а дети должны найти и показать пальчиком место на волнистой дорожке (ямку или горку) в соответствии с высотой звучания звука А. Так мы развиваем просодическую сторону речи и речевое дыхание.

5. А теперь попробуйте сами, произнося звук А и меняя вы­соту голоса, пройти указательным пальчиком по дорожке. (Логопед следит за тем, чтобы дети, проводя пальцем по дорожке, на одном выдохе меняли высоту голоса.)

Другие гласные смотрите тут:

Увлекательные игры и интересные упражнения помогают в лёгкой, непринуждённой форме учить с ребёнком буквы и цифры, цвета и геометрические фигуры. Они позволяют подходить к вопросу развития дошкольника комплексно, параллельно прорабатывая несколько тем.

Сегодня мы приготовили для вас, друзья, подборку отличных идей, благодаря которым вы пополните свою копилку развивающих игр с буквами.

Подвижные игры

«Буквенные классики»

Классики, или классы, - известная во всём мире детская забава: нарисованные мелом на асфальте пронумерованные квадраты, по которым надо прыгать, соблюдая перечень правил. Кстати! Используйте классические классики:), чтобы повторить с ребёнком цифры и потренировать счёт.

А что, если вместо цифр вписать в квадраты буквы? Мы получим отличную подвижную игру для изучения букв и обучения ребёнка чтению.

Вариантов сетки для букв множество:

  • таблицы различного размера с буквами в ячейке;
  • традиционный для классиков порядок квадратов;
  • буквы по кругу, в центре которого стоят игроки.

Правила буквенных классиков адаптируйте под возраст и уровень знаний малыша:

  • вы называете букву, а ребёнок должен встать (запрыгнуть) в соответствующий квадрат;
  • ребёнок бросает камешек и называет букву, на которую тот попал;
  • вы называете короткое слово, а ребёнок должен поочерёдно запрыгнуть в буквы, из которых это слово состоит;
  • вы называете слово, а ребёнку надо занять ячейки с буквами, из которых это слово состоит (по аналогии с игрой в твистер);
  • вы даёте игроку последовательные команды:
    • «Левой ножкой встань на гласную »;
    • «Двумя ногами прыгни в звонкую согласную» ;
    • «Присядь на первой букве алфавита ».
«Снайпер»

Изучая буквы, можно развивать ловкость и моторику малыша. Нет сомнений, что такие игры понравятся активным шалунам, помогут им дать выход накопившейся энергии и вместе с тем повторить буквы.

Вариантов организации игры может быть много. Вот некоторые идеи:

  • Прицепите карточки с буквами к картонным коробкам. Малышу надо бросать мячики или шарики для сухого бассейна, попадая в коробку с названной буквой, как в баскетболе.
  • Приклейте изображения букв на пластиковые бутылки, в которые для устойчивости наберите воды или песка. Пусть малыш сбивает бутылку с названной буквой, как в боулинге.
  • Сделайте из велкроткани (мягкая сторона контактной ленты (липучки)) плакат с алфавитом. Прикрепите его к вертикальной поверхности. Малышу надо попадать в ячейку с названной буквой мячиком, оклеенным липучкой, как в дартсе. Если смастерить алфавит-липучку сложно, сделайте плакат из плотной бумаги, а в качестве мячика используйте влажную губку. Но уже после нескольких бросков надо будет переключиться на другие развлечения, чтобы дать намокшей бумаге высохнуть.
«Мой весёлый, звонкий мяч»

Мяч можно бросать, ловить, катить, толкать… С ним уже придумано и можно придумать ещё множество самых разнообразных подвижных игр. А если соединить развивающие дидактические игры и подвижные игры с мячом, вы получите великолепнейшие условия для комплексной работы над физическими качествами и интеллектуальными способностями дошколят.

Придумывайте условия, при которых, играя с мячиком, ребёнок будет повторять буквы. Например:

  • Перебрасывать друг другу мяч, при каждом броске проговаривая буквы в алфавитном порядке.
  • Сесть на пол, разведя ноги в стороны. Перекатывать друг другу мяч, называя слова на заданную букву.
  • Игроки садятся в одну линию на скамейку или стульчики. Для каждого кона выбирается буква. Ведущий называет слово и через 2 секунды бросает мяч игроку. Если в названном слове есть стоящая на кону буква, мячик надо поймать, если нет - отбросить. Игрок, допустивший ошибку, становится ведущим, объявляется новый кон с новой буквой, и игра продолжается.

Игры с карточками

«Ревизор»

Приготовьте запас карточек с буквами, скотч и ножницы.

Пусть малыш проведёт ревизию имеющегося в доме имущества:

  • «Так, что это у нас тут стоит? Шкаф? Отлично, цепляем к нему букву «Ш» ;
  • на ванне будет красоваться буква «В»;
  • буквы «Д» украсят все двери в доме.
«Собери слово»

Приготовьте табличку такого вида:

Играть можно разными способами:

  • Разрежьте таблицу по границам ячеек. Пусть малыш составляет табличку из получившихся карточек.
  • Можно распечатать таблицу в двух вариантах. Один лист разрезать, второй оставить целым. Играть, как в лото, накрывая разрезанными карточками целую таблицу.
  • Наклейте строчки таблицы в блокнот на пружине. Разрежьте листы по границам ячеек. Отличный тренажёр для формирования навыков чтения готов! Перелистывайте странички, собирая слова. Сделайте больше слогов и уберите картинки, и ваша самодельная развивающая игра подойдёт даже для младшеклассников.
«Наведи порядок»

Вам понадобятся предметные картинки и органайзер с буквами. В отсек с буквой «А» отправятся «АИСТ», «АНАНАС» и «АВТОБУС», а «БАРАБАН», «БАНАН» и «БИНОКЛЬ» займут достойное место в ячейке с буквой «Б».

Под органайзер для этой игры можно приспособить что угодно:

  • коробки из-под сладостей;
  • одноразовые стаканчики;
  • лотки-вкладыши для столовых приборов.

Графические упражнения

Игры с буквами на бумаге отлично развивают зрительное внимание и память, помогают научить ребёнка читать быстро и грамотно.

«Прописи, раскраски, обводилки»

Адаптированные для дошкольников прописи помогут ребёнку выучить буквы и подготовить руку к письму. Вы можете купить готовые прописи или распечатать картинки из интернета.

Предлагайте малышу различные задания с распечатанными буквами:

  • зарисовать букву пальчиками;
  • заштриховать букву прямыми или волнистыми линиями;
  • сделать вдоль контура буквы проколы зубочисткой.
«Игры с таблицами»

Подготовьте таблицы вида:

Сложность упражнений должна соответствовать возрасту и подготовке малыша. Заданий с подобными буквенными таблицами можно придумать много. Например, такие:

  • в каждой строчке/столбце зачеркни повторяющиеся буквы;
  • придумай слово на каждую букву в таблице;
  • обведи буквы, обозначающие гласные звуки, в кружочек, а согласные зачеркни.
«Шифр»

Реши примеры. Из ответов составь слово при помощи таблицы с шифром:

Пусть родительство ваше будет счастливым! До новых встреч!

В жизни каждого ребенка возникает момент, когда наступает время знакомства с буквами. Неважно, в каком возрасте это происходит – в 3 года или в 7 лет. Дети лучше запоминают тот материал, который для них интересен, усваивают те знания, которые связаны с различными действиями. То, что маленький человечек потрогал, понюхал или попробовал на зуб, запомнится быстро и надолго. Используя разнообразные задания для дошкольников, взрослые могут помочь крохе усвоить зрительный образ букв русского алфавита.

Разобрать различные методы можно на примере буквы Н. Для того чтобы навык усваивался быстрее, нужно задействовать разные органы чувств ребенка.

Использование визуального канала

Запоминание буквы Н происходит в первую очередь с помощью зрения. Упражнения помогут крохе усвоить образ с помощью зрительного анализатора.

Вначале взрослый должен показать ребенку букву Н в азбуке с нарисованной рядом картинкой, символизирующей слово, которое начинается на твердый звук [н] – например, «носорог». Крохе показывают картинку, просят его назвать, кто изображен на ней. Затем взрослый говорит: «Носорог - эн». Картинка носорога будет у малыша ассоциироваться с этим звуком. Когда через некоторое время взрослый покажет символ, ребенок вначале вспомнит, что изображено на картинке, а только потом припомнит название буквы.

Совместно с выполнением этого упражнения можно разучить стихотворение Лидии Гржибовской:

Носорог кричит друзьям:

«Букву эн принес я вам!

Букву эн вам надо знать,

Чтобы Новый год встречать!».

Эти стихотворные строки помогут маленькому человеку связать образ носорога с образом буквы Н и запомнить ее правильное название.

После того как буква в таком виде будет усвоена, нужно показывать ее в алфавите без картинок или в магнитной азбуке. Малыш вспомнит символ без опоры на зрительный образ носорога.

Есть еще немало способов запоминания:

  • Создать символ из счетных палочек, небольших обрезков ленточки или карандашей. Это упражнение задействует не только тактильные рецепторы, но и воображение крохи.
  • Выложить правильную букву из камушков во время прогулки.
  • Изогнуть проволоку так, чтобы получилась правильная буква.
  • Нарисовать букву на листе цветной бумаги и вырезать ее. Затем взрослому нужно разрезать символ посередине (по вертикали или по горизонтали) и попросить малыша сложить его вновь.
  • Найти символ в вывесках на улице – «МАГАЗИН», «БАНК» и других. Когда малыш будет выполнять задание безошибочно, то можно спросить его, в какой части слова (начале, середине, конце) стоит буква.
  • Найти и обвести букву в тексте журнала, газеты, старой книги, рекламного объявления. Единственное условие – шрифт должен быть крупным.

Использование тактильных упражнений

Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.

  • Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название - «эн».
  • Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
  • Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
  • Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
  • Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.

Использование звукового канала

Параллельно с изучением зрительного образа нужно выполнять упражнения, способствующие формированию у ребенка умения слышать твердый звук [н] и мягкий звук [н’] в устной речи.

  • Взрослый произносит ряд слогов (не, зо, ны, ук, на, ня, мы, ор, но, си, ну, тэ, ню, хо, ни, нэ, да, не). Если ребенок услышит слог с твердым звуком [н] или мягким звук [н’], то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый произносит любые слова, если малыш услышит слово с твердым звуком [н] или мягким звук [н’], то он должен хлопнуть в ладоши или топнуть ногой.
  • Взрослый читает стихотворение, а потом просит кроху хлопнуть в ладоши или топнуть ногой тогда, когда кроха услышит в слове твердый звук [н] или мягкий звук [н’]. Для выполнения данного упражнения подходят стихотворные тексты советских классиков, например Самуила Маршака: «Носорог бодает рогом - не шутите с носорогом », Генриха Сапгира: «Извините, носорог,

Вы не тычьте в книгу рог.

Вы читайте. Это просто:

нитки, ножницы, наперсток».

Правильное развитие ребенка невозможно без дополнительных занятий. Если мамы и папы, бабушки и дедушки хотят, чтобы их чадо быстро запомнило всю азбуку, то обязательно нужно выполнять вышеперечисленные упражнения. Заниматься можно ежедневно или через день-два. Упражнения стоит проводить в игровой форме, следя за временем, чтобы ребенку было интересно и комфортно. Занятие стоит прекратить, если малыш начинает отвлекаться.