Развитие мышления в младшем дошкольном возрасте. Особенности мышления детей дошкольного возраста

У детей дошкольного возраста происходит интенсивное развитие мышления. Ребёнок приобретает ряд новых знаний об окружающей действительности и вместе с тем научается анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать свои наблюдения, т.е. производить простейшие умственные операции. Важнейшую роль в умственном развитии ребёнка играет воспитание и обучение.

Развитие мышления ребёнка-дошкольника неразрывно связано с развитием его речи, с обучением его родному языку. В умственном воспитании дошкольника всё большую роль играют, наряду с наглядным показом, словесные указания и объяснения родителей и воспитателей, касающиеся не только того, что ребёнок воспринимает в данный момент, но и предметов и явлений, о которых ребёнок впервые узнаёт при помощи слова. Необходимо, однако, иметь в виду, что словесные объяснения и указания понимаются ребёнком (а не усваиваются механически) лишь в том случае, если они подкрепляются его практическим опытом, если они находят опору в непосредственном восприятии тех предметов и явлений, о которых говорит воспитатель, либо в представлениях ранее воспринимавшихся, сходных предметах и явлениях.

Мышление приобретает у дошкольника характер связного рассуждения, относительно независимого от непосредственных действий с предметами. Теперь перед ребёнком можно поставить познавательные, мыслительные задачи (объяснить какое либо явление, отгадать загадку, решить какую-либо головоломку). [ А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.]

Основная линия развития мышления - переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода - к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту (мышлению в представлениях) в терминологии Жана Пиаже. Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений. [Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176]

Ребенок 3-6 лет занимается разными видами деятельности, которые обогащают его знания о предме­тах и их свойствах. Дошкольник все более самостоятельно выби­рает и применяет различные способы и приемы решения встав­ших перед ним практических задач. Специальные исследования мышления дошкольника показали, что на этом возрастном этапе происходит перестройка отношений практического действия к ум­ственному. Вместе с переходом процесса мышления во «внутрен­ний план» (интериоризация) происходит перестройка практиче­ского действия. Предлагая детям 3-6 лет составить из плоскост­ных фигурок на фоне (сад, полянка, комната) картинку (А. А. Люблинская, З. С. Решко), починить испортившуюся игрушку (А. А. Люблинская, З. А. Ганькова), выбрать орудие, чтобы достать из вазы конфетку (И. М. Жукова), или удержать на столике с наклонной поверхностью шарик (А. А. Веигер), исследователи получили данные, позволяющие сделать некото­рые общие выводы.

Младшие дошкольники (3-4 года) не всегда используют действие, адекватное поставленной задаче. Дети сразу приступают к действенному решению за­дачи, делая порой беспорядочные, «шарящие» пробы. Не видя существующих в действительности связей (в частно­сти, пространственных) и грубо нарушая их, трех-, четырехлетние дети составляют порой совершенно бессмысленные картины.

Таким образом, конкретно данную задачу дети этого возра­ста решают пробовательными действиями, а получаемый резуль­тат осмысливают лишь после завершения действия.

У детей среднего дошкольного возраста осмы­сливание задачи и способы ее решения совершаются в самом процессе действия. Речь пяти-, шестилетних детей обыч­но служит опорой, или аккомпанементом, выполняемого действия (Л. С. Выготский).

У детей старшего дошкольного возраста (6-7 л.) снова изменяются отношения чувственного восприятия, практического действия и речи. Теперь, лишь взглянув на кар­тинки, ребенок мысленно их комбинирует. Он может, не прибегая к практическим манипуляциям фигурками, решить в уме предло­женную задачу. После решения, найденного в уме, ребенок быстро распо­лагает фигурки на определенном фоне. Его рассказ после выпол­ненного действия по существу повторяет то, что он сказал в самом начале опыта. Действие уже ничего не добавило к решению задачи. [Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 243]

Для того чтобы ребёнок хорошо учился в школе, необходимо, чтобы за время дошкольного детства его мышление достигло определённого уровня развития. Ребёнок должен прийти из детского сада в школу с интересами к приобретению новых знаний,с запасом элементарных понятий об окружающей действительности, с простейшими навыками самостоятельной умственной работы. [ А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 г.]

Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. [ Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. Вузов.-7-е издание, стереотип.-М.:Издательский центр «Академия», 2003.-с.193.]

Не все родители уделяют необходимое внимание развитию мышления в дошкольном возрасте. Однако исследователи указывают на наличие взаимосвязи между мышлением и речью. Чем раньше будет начато развитие интеллекта, тем богаче будет словарный запас дошкольника.

Виды мыслительной деятельности

Для каждого возраста характерна своя собственная специфика восприятия окружающего мира. Дошкольный возраст сензитивен для развития мышления. В первые годы жизни ребенок отличается большой любознательностью. В этот период у детей преобладает 3 типа мышления:

  1. Наглядно-действенное. Появляется в 3-4 года. Для детей в этом возрасте практическая деятельность будет предшествовать теоретической. Сначала малыш видит результат того или иного действия и только затем выводит правило (чтобы смотреть мультфильмы, надо нажать определенную кнопку на телевизионном пульте и т. д.).
  2. Образное. Это вид мышления появляется в 4-5 лет. В этот период малыш сначала думает, а только потом действует. В четырехлетнем возрасте детям уже не нужно ощупывать или пробовать на вкус незнакомый предмет. Связь мышления с практическими действиями постепенно ослабевает.
  3. Логическое. Развитие дошкольников достигает своего пика в возрасте 5-7 лет. Логическое мышление представляет собой установление четких связей между теоретическим и практическим действием. Справиться с незнакомой ситуацией дошкольник способен логическим путем. В 5-7 лет у детей должно быть хорошо развито образное мышление. Дошкольник может говорить о предмете без его непосредственного присутствия.

У дошкольника можно обнаружить и другие формы мышления. Если родители уделяли достаточное количество времени развитию мышления дошкольника, использовали обучающие и развивающие игры, ребенок может опережать в развитии своих сверстников. Виды мышления, нехарактерные для младшего дошкольного возраста:

  1. Эмпирическое. Высокое интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста позволяет ребенку классифицировать предметы, выявлять сходства и различия между ними. Считается, что эмпирическое мышление ребенка в возрасте 5-7 лет вполне естественно. Однако его наличие наблюдается не у всех.
  2. Аналитическое. Аналитические способности становятся следствием развития логического мышления у детей дошкольного возраста. Происходит формирование не только восприятия события и реагирования на него по шаблону. Появляются способности анализировать, вникать в суть явления.
  3. Интуитивное. Умственное развитие дошкольника с хорошей интуицией помогает ему находить ответы на некоторые вопросы без помощи знания, полученного опытным путем.

Мыслительные операции

Существует несколько универсальных операций, умение выполнять которые свойственно каждому психически здоровому человеку. Умственное воспитание детей дошкольного возраста должно быть направлено на то, чтобы ребенок смог овладеть всеми перечисленными операциями:

  1. Классификация. Мыслительная деятельность должна быть направлена на поиск сходств и различий окружающих предметов. При этом мышление у детей дошкольного возраста должно быть направлено на осознание того факта, что некоторые предметы могут совпадать по одному признаку и отличаться по другому (стол и карандаш деревянные, но стол большой, а карандаш маленький).
  2. Синтез. Мысленное действие направлено на то, чтобы соединить полученные знания в единую систему. Цель умственного воспитания дошкольников заключается в том, чтобы подготовить ребенка к школе, где ему придется соединять никак не связанные между собой знания. Примером успешного освоения синтеза является умение читать (складывать слова из букв).
  3. Анализ. Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста должно включать освоение этой операции. Если синтез требует умения соединять, то анализ формирует способность «расчленять». Познавательное развитие учит видеть мир не только как единое целое, но и как совокупность отдельных фрагментов (цветок — не единое целое, он состоит из стебля, листьев, лепестков и т. д.).
  4. Обобщение и сравнение. Некоторые исследователи считают обобщение и сравнение частными случаями классификации. Правильное обучение и умственное воспитание школьников вырабатывают умение обобщать группу предметов по определенному признаку. Даже в возрасте 3-4 лет ребенок понимает, что такое ложка, вилка, чашка и для чего они используются. Однако назвать все эти предметы посудой он еще не способен. Будущему школьнику также необходимо умение сравнивать объекты по основным признакам.

Детские вопросы

У старших дошкольников вопросов всегда значительно больше, чем у младших школьников. Постоянные «почему» не должны пугать родителей. Папа и мама могут убедиться в правильном ходе развития интеллектуальных способностей у сына или дочери. Родителям следует по возможности предоставлять малышу всю необходимую информацию хотя бы в адаптированном варианте. Вопросы делятся на 3 категории:

  1. Эмоциональные. Ребенку необходима не столько информация, сколько поддержка взрослых, чтобы чувствовать себя уверенно или в безопасности.
  2. Познавательные. Такие вопросы задают для получения новых сведений. С их помощью родители и воспитатели могут отслеживать развитие мышления у детей дошкольного возраста. Отмечено, что у умственно отсталых детей вопросов обычно не возникает.
  3. Вспомогательные. Для полноценного интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста необходимо постоянное пополнение копилки знаний об одном и том же предмете. Сегодня захочет узнать назначение объекта. Завтра он спросит, из чего этот объект изготовлен.

Помня о возрастающих интеллектуальных потребностях сына или дочери, родители должны заниматься не только развитием ребенка, но и повышением своего уровня грамотности. Особенность развития мышления у умственно отсталых или аутистов заключается в том, что окружающий мир их практически не интересует. Ребенка необходимо отвести к специалисту для диагностики мышления. Эмоциональные вопросы не должны ассоциироваться с детской отсталостью. Они указывают на недостаток внимания. Маме и папе следует уделять детям больше времени. Чтения сказок на ночь будет вполне достаточно.

Творческое мышление

Родители полагают, что задачи умственного воспитания дошкольников заключаются в том, чтобы научить малыша считать и писать печатными буквами. Но этого для успешного обучения в школе недостаточно. Ребенок должен научиться мыслить креативно. В школе ему предстоит не только решать примеры и писать диктанты. И в младших, и в старших классах многие задания будут иметь творческий характер. Диагностика умственного развития дошкольников показывает, что дети с богатым воображением хорошо справляются как с написанием сочинений, так и с решением задач по алгебре.

Развитие творческого мышления начинается в 3-4 года. Упражнения, которые используют родители или воспитатели, должны иметь форму игры. Если занятия для развития воображения принимают форму урока в школе, результат достигнут не будет. Дети быстро устают от таких упражнений. Чтобы занятия проходили успешно, нужно учитывать особенности мышления детей дошкольного возраста.

Фантазию малыша нужно стимулировать постоянно. Развитие творческого мышления — хорошее занятие во время прогулки по осеннему парку. Можно предложить детям сочинить сказку об опавших листьях. Дома необходимо поставить пьесу, созданную детским писателем или же самим ребенком. К игре следует привлечь друзей сына или дочери и их родителей. Такие методы умственного воспитания приведут к быстрому результату и увлекут ребенка.

У родителей не всегда бывает достаточно времени для занятий. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста не должно прерываться. Заменить живое общение невозможно, но его можно компенсировать развивающими игрушками. Конструктор «Лего» стимулирует креативность и развитие логического мышления у дошкольников.

В возрасте 6-7 лет задача должна усложниться. Нужно готовиться к школе, учиться работать с карандашами и ручками. Необходимо учитывать особенности развития мышления детей в этом возрасте. Дошкольник хочет выражать свои мысли графически. Самое просто задание предполагает написание на листке бумаги нескольких слов, не связанных по смыслу, например дерево, ручка, торт, сапоги. Ребенку следует написать небольшое сочинение, в котором присутствовали бы все перечисленные слова. Можно нарисовать на листке линии, точки или любые абстрактные фигуры и предложить дошкольнику дорисовать предметы.

Инженерное мышление

Умственное воспитание дошкольников должно идти в ногу со временем. Определение понятию «инженерное мышление» дать несложно. Так называют вид познавательной деятельности, направленный на знакомство с прогрессивными технологиями.

Работа с инженерным мышлением дошкольников сегодня особенно актуальна. Представители более старших поколений с трудом осваивали компьютер и бытовую технику. Сегодняшние дети 2-3 лет с легкостью пользуются смартфонами, планшетами и другими гаджетами. Новые технологии им осваивать значительно легче, чем их родителям, дедушкам и бабушкам. Некоторые папы и мамы пытаются оградить дошкольника от «вредной» аппаратуры. Тем не менее полноценное развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста не способно обойтись без развития инженерного мышления.

Познавательное воспитание, направленное на стимуляцию инженерных способностей, начинается с работы с конструктором. Можно воспользоваться уже упомянутым конструктором «Лего». Такие средства умственного воспитания дошкольников ориентированы на развитие креативности и способностей к точным наукам одновременно. Экспериментальная деятельность учит находить нестандартный выход из сложных ситуаций. Наиболее подходящим местом для экспериментов может стать кухня. Дети любят помогать мамам готовить. Больше всего им нравится работа с тестом. Старшим дошкольникам стоит предложить проектно-исследовательскую деятельность, которая подразумевает сбор материала об определенном предмете с последующей презентацией собранных знаний.

Мнение о том, что направление развития ребенка выбирается по его принадлежности к гуманитариям или к тем, кто имеет способности к точным наукам, ошибочно. Развитие инженерной логики для дошкольника так же обязательно, как и обучение чтению и письму.

Подбор упражнений

Мамам и папам не стоит полностью доверять развитие дошкольника воспитателю в детском саду. Педагог не сумеет уделить одинаковое количество времени всем детям. Родителям должны быть известны теоретические основы развития мышления в дошкольном возрасте, чтобы работать с ребенком самостоятельно. Идеальным вариантом будут занятия в детском саду, чередующиеся с домашними упражнениями.

Диагностика умственного развития детей показывает, что психически здоровый ребенок к 3-4 годам способен давать основные характеристики предметам. Обучение можно начинать с развития наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. Развивающее упражнение может быть таким: вспомни животное, которые ты видел месяц назад у бабушки в деревне, опиши его, расскажи сказку с участием этого животного.

К пяти годам показателем высокого уровня мышления является способность классифицировать предметы. В этом возрасте ребенок знает названия некоторых животных и основных профессий, умеет описывать внешность людей и считать в пределах 2-3 десятков. Для развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста подойдет упражнение: ребенок прячет картинку и описывает изображенный на ней предмет взрослому, который должен угадать изображение. Затем ролями можно поменяться.

К шестилетнему возрасту ребенок не просто описывает события, но и дает им свою оценку. Родителям потребуется знание технологии развития критического мышления у дошкольников. Упражнение для работы может выглядеть так: мама просит ребенка описать погоду на улице, а затем предлагает дошкольнику объяснить, почему сегодня именно такая погода. Малыш также может сообщить, как он относится к тому или иному явлению природы. Правильность ответа в данном случае не обязательна.

Различные педагогические школы могут предлагать непохожие критерии оценки умственных способностей детей. Для одной школы действенное мышление должно быть развито к четырем годам. Другая система утверждает, что развитие того же вида мышления к шести-семи годам — это норма. Родителям следует не просто копировать готовые образовательные модели. Необходимо адаптировать их с учетом особенностей своего ребенка.

В отличие от периода раннего детства, в дошкольном возрасте мышление опирается на представления. Ребенок может думать о том, что в данный момент он не воспринимает, но что он знает по своему прошлому опыту. Оперирование образами и представлениями делает мышление дошкольника внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации, и значительно расширяет границы познания.

Изменения в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются все более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во-первых, к появлению развернутого мыслительного процесса - рассуждения, во-вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в-третьих, к бурному развитию мыслительных операций.

Рассмотрим подробно указанные изменения. Рассуждение начинается с постановки вопроса. Наличие вопроса свидетельствует о проблемности мышления, поскольку в нем отражается возникшая перед ребенком интеллектуальная или практическая задача. У дошкольника вопросы приобретают познавательный характер, свидетельствуют о развитии любознательности, стремления познавать мир.

За кажущейся невинностью детских вопросов стоит стремление постичь сложные проблемы бытия, проникнуть в сущность явления или процесса.

Вопросы ребенка отражают его интересы и особое видение мира. Возникают они по разным причинам. Чаще всего в результате встречи ребенка с новым объектом, который малыш не может понять. Он хочет познакомиться с ним, найти ему место среди своего прошлого опыта усвоенных знаний.

Вопросы рождаются и при нарушении сложившихся представлений, когда возникает противоречие между тем, что малыш видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями. Если новое представление совпадает со сформированным только по некоторым признакам, а по остальным различается, появляется вопрос. Этот вопрос говорит об осознании проблемной ситуации, возникшей уже не только в практической деятельности, а на основе имеющихся представлений. Решение такой проблемы может протекать во внутреннем плане с опорой на образы путем рассуждений.

Ребенок ставит вопросы и тогда, когда хочет утвердиться в правильности своего вывода. Он обращается ко взрослому, чтобы тот признал его компетентность. С возрастом такая категория вопросов увеличивается, становясь основной.

Дошкольник ищет целесообразность в устройстве действительности, пытается определить назначение предметов, подходит к установлению связей между внешними признаками и назначением объекта. Понимание причинности, доступное ребенку, неуклонно нарастает на протяжении дошкольного возраста. Причем существенный перелом наступает примерно в пять лет.

Развитие понимания причинности идет по нескольким направлениям.
Во-первых, ребенок от отражения внешних причин переходит к выделению скрытых, внутренних.
Во-вторых, недифференцированное, глобальное понимание причин сменяется все более дифференцированным и точным объяснением. В-третьих, дошкольник отражает не единичную причину данного явления, а обобщенную закономерность.

Понимание причинности говорит о чувствительности к противоречиям, об элементах критичности мышления. Критичность проявляется также в том, как ребенок реагирует на небылицы, перевертыши. Малыш замечает в них несоответствие с действительностью.

Дошкольник переходит к решению интеллектуальных задач качественно иного уровня, чем в раннем детстве. Он строит свои собственные теории. Возрастает тенденция к самостоятельности, независимости и оригинальности мышления. Малыш объединяет объекты, признаки и свойства, несоединимые на взгляд взрослого.

Ребенок рассуждает вслух, сопоставляя и обобщая, перебирая возможные варианты, аргументируя, обосновывая выводы. Он использует аналогии, пытаясь объяснить неизвестное с помощью известного. Эти объяснения основываются на чувственном восприятии, житейских ситуациях, прочитанных книгах. Мышлению ребенка присуща конкретная образность. В объектах он выделяет наиболее яркие и не всегда существенные признаки, что приводит к необычным, на взгляд взрослого, умозаключениям.

В объяснении процессов и явлений дошкольник применяет одушевление, перенося на природные явления действия и взаимоотношения, существующие среди людей.

Своеобразие рассуждений и объяснений связано с тремя основными причинами. Первая - отсутствие или нехватка знаний или их ограниченность, нечеткость, недостаток опыта, когда многое недоступно пониманию ребенка. Вторая - несформированность способов умственной деятельности. Третья - недостаточная критичность мышления. Анализ сводится к выделению отдельных, нередко случайных признаков. В нем преобладает не объективная, а субъективная сторона, когда ребенок опирается на те признаки, которые соответствуют его интересам, склонностям, желаниям и потребностям. Поэтому его рассуждения, хотя и противоречивы и нередко поверхностны, в то же время оригинальны. Для них характерно не отсутствие логики, а ее своеобразие, когда умозаключение делается путем движения рассуждения от частного к частному, минуя общее.

Особенности детских рассуждений - не только «недостаток », но и достоинство мышления малыша. Ведь именно они помогают дошкольнику справиться с избытком информации при недостатке знаний, объединить разнообразные и непонятные явления в единое целое, что дает ребенку возможность понять окружающий мир.

Подчеркнем, что именно благодаря своеобразию мышления у дошкольника происходит дифференциация явлений: «живое» и «неживое». Например, старшие дошкольники устанавливают взаимосвязь между внешним строением животных и условиями их существования. У них складываются представления об основных условиях роста и развития растений. Дети могут понять некоторые физические явления, установить между ними простейшие закономерности, производить преобразования с явлениями неживой природы. Дошкольники пытаются осмыслить не только природные, но и социальные явления. Они анализируют нравственные категории. Мышление направляется на решение моральных проблем.

В развивающихся представлениях об окружающем у ребенка на первый план выходит тенденция не к выделению единичных фактов, броских признаков, а к установлению связей между явлениями. Дети могут устанавливать внутренние существенные связи и отношения действительности.

Область задач, которые решает ребенок, расширяется за счет знаний, полученных от взрослого или в собственной деятельности, наблюдениях. Поэтому приобретение знаний является не самоцелью умственного воспитания, а его средством и в то же время условием развития мышления. Ребенок анализирует свой опыт, устанавливает аналогии знакомого с незнакомым, что приводит его к своеобразным умозаключениям.

В конце дошкольного возраста у ребенка складываются первичная картина мира и зачатки мировоззрения. В то же время познание действительности у дошкольника происходит не в понятийной, а в наглядно-образной форме. Именно усвоение форм образного познания подводит ребенка к пониманию объективных законов логики, способствует развитию понятийного мышления.

Другое важнейшее направление в развитии мышления дошкольника связано с изменением соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает не только выделять, но и использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями. От выделения простых связей он переходит к более сложным, отражающим взаимосвязи причины и следствия. Ребенок проводит простейшие опыты, экспериментирует, например, бросает в ванну с водой различные предметы, чтобы узнать, будут ли они плавать; или ставит стакан с водой в морозильник, чтобы получить лед. Такие опыты подводят ребенка к выводам, обобщенным представлениям. Сначала ребенок еще не может действовать в уме. Он решает задачи с помощью манипуляций с предметами. Постепенно речь включается в процесс решения задачи, но малыш пользуется ею только для названия предметов, с которыми действует. В речи выражается результат решения задачи. Осознаются и словесно обозначаются способы выполнения действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, которая не оторвана от практического действия. Накопленный опыт в процессе множества попыток решить задачу позволяет дошкольнику заранее составить план решения в уме, за которым следует выполнение задачи в наглядно-действенном плане. Только так ребенок может ответить на поставленный вопрос и сформулировать его словесное решение. То есть дошкольник подходит к решению задачи во внутреннем плане, выдавая готовое словесное решение без обращения к практическим действиям. Перестройка между умственным и практическим действиями обеспечивается включением речи в процесс решения задач и связана с тем, что меняется роль речи в этом процессе. Речь начинает предварять действие.

Формирование у ребенка качественно нового мышления связано с освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они интенсивно развиваются и начинают выступать в качестве способов умственной деятельности. В основе всех мыслительных операций лежат анализ и синтез. Дошкольник сравнивает объекты по более многочисленным признакам, чем ребенок в раннем детстве. Он замечает даже незначительное сходство между внешними признаками предметов и выражает различия в слове.

У дошкольника изменяется характер обобщений. Дети постепенно переходят от оперирования внешними признаками к раскрытию объективно более существенных для предмета признаков. Более высокий уровень обобщения позволяет ребенку освоить операцию классификации, которая предполагает отнесение объекта к группе на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Младшие и средние дошкольники выделение классификационных групп нередко мотивируют совпадением внешних признаков («Диван и кресло вместе, потому что стоят в комнате») или на основе использования назначения предметов («их едят», «их на себя надевают»). Старшие дошкольники не только знают обобщающие слова, но и, опираясь на них, правильно мотивируют выделение классификационных групп.

Развитие мыслительных операций приводит к формированию дедуктивного мышления у ребенка, под которым понимается умение согласовывать свои суждения друг с другом и не впадать в противоречия. Первоначально ребенок, хотя и оперирует общим положением, обосновать его не может или дает случайные обоснования. Постепенно он переходит к правильным выводам.

Особенности развития мышления в дошкольном возрасте:
- ребенок решает мыслительные задачи в представлении - мышление становится внеситуативным;
- освоение речи приводит к развитию рассуждений как способа решения мыслительных задач, возникает понимание причинности явлений;
- детские вопросы выступают показателем развития любознательности и говорят о проблемности мышления ребенка;
- появляется иное соотношение умственной и практической деятельности, когда практические действия возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления;
- ребенок переходит от использования готовых связей и отношений к «открытию» более сложных;
- возникают попытки объяснить явления и процессы;
- экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применить имеющиеся знания, пробовать свои силы;
- складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость, пытливость.

Дальнейшее совершенствование наглядно-действенного мышления на базе воображения;

Улучшение наглядно-образного мышления на основе произвольной и опосредованной памяти ;

Начало активного формирования словесно-логического мышления путем использования речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач.

1) вопросы, которые ставятся ребенком с целью получить помощь (т.е. мотивом их являются стремление ребенка приобщить взрослого к соучастию в разнообразной деятельности самого ребенка);

2) вопросы, выражающие желание получить подкрепление (эмоциональное сопереживание, оценку, согласие);

3) вопросы, выражающие стремление детей к знанию, или познавательные вопросы : а) вопросы, связанные с овладением правилами поведения; б) вопросы познавательные в собственном смысле слова.

Причинами возникновения познавательных вопросов являются:

1. Встреча с новым, неизвестным объектом, который ребенок не может понять, найти место в своем прошлом опыте.

2. При нарушении сложившихся представлений, когда возникают противоречия между тем, что ребенок видит или узнает, и его прошлым опытом, имеющимися знаниями.

3. Если новое представление совпадает со сформированными только по некоторым признакам, а по остальным различается.

Постановка вопроса говорит об осознании проблемной ситуации.

В 3 - 4 года вопросы не имеют еще познавательной направленности. Дети часто даже не дослушав ответа, убегают или, получив ответ, вновь повторяют свой вопрос. Вопросы типа «Кто? Что? Какой? Для чего?» носят цепной характер - это форма активного общения со взрослыми. В 4 - 5 лет - вопросы типа «Почему? Зачем?» носят уже познавательный характер , но еще бессистемны, беспорядочны и разнообразны, уже не связаны с непосредственным восприятием. Ребенок еще не пытается обобщить полученные знания, как-то их связать. В 5 - 7 лет вопросы «Почему? Зачем?» более разнообразны по содержанию, ребенок ждет ответа, выражает сомнения, возражает. Дети уже сопоставляют полученные от взрослых ответы с тем, что им известно, они сравнивают, выражают сомнения, вступают в спор.

Ребенок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закрепленным памятью. К концу первого года жизни у ребенка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребенок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребенка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребенка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т. п. Выполняя эти действия, ребенок думает. Он мыслит действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребенка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщенно. Первые детские обобщения носят генерализованный характер: ребенок одним и тем же словом обозначает несколько разнородных предметов, в которых он уловил какое-либо внешнее сходство.

Так, мальчик одного года и трех месяцев называл яблоком («абака») не только круглые плоды, но и деревянное яйцо, мячик, металлический шарик; другой ребенок словом «кис-кис» называл кошку, пушистого щенка и все меховые вещи. Признаки, на основе которых дети обобщают, это чаще всего цвет, звучание, форма, «пушистость», блеск, т. е. признаки, наиболее выделяющиеся, привлекающие непроизвольное внимание.

Во второй половине второго года жизни появляются первые высказывания, в которых ребенок выделяет и называет какой-либо признак или действие предмета («чай горячий», «кукла спит»). К концу второго года ребенок способен вычленять из многих признаков предмета наиболее постоянные, устойчивые, объединять зрительные, осязательные и слуховые образы в общее представление предмета.

В это же время появляются суждения напоминающие умозаключение: «Папа сидит, мама сидит, Лена сидит, все сидят». Встречается и другая форма умозаключения. Ребенок, видя, как отец надевает пальто, говорит: «На работу идет папа». Таким образом, уже в преддошкольном возрасте возникают формы предложений, выражающие некоторые связи и отношения.

Несколько позже можно заметить, как дети один и тот же предмет называют двумя словами, из которых одно - родовое понятие, другое - обозначение единичного предмета. Ребенок называет куклу «ля-лей» и в то же время «Машей». Это начало формирования общих понятий.

Если вначале речь ребенка вплетена в действие, то позже она предваряет его. Ребенок сначала скажет, что он будет делать, затем сделает. Это означает, что представление о действии предшествует действию и тем самым направляет и регулирует его. Регулирующая роль образа перестраивает наглядно-действенное мышление в наглядно-образное.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач все большую роль играет слово. Однако до семилетнего возраста мышление детей остается конкретным..

В одном из исследований детям от 3 до 7 лет предлагали решать задачи трех типов: в наглядно-действенном плане, в наглядно-образном и в словесном.

В первом случае ребенок мог достичь цели, пользуясь рычагами, смонтированными на экспериментальном столе; во втором случае мог решить аналогичную задачу, пользуясь только рисунком; в третьем случае условия задачи экспериментатор сообщал словесно, а ребенок рассказывал, как он решит ее (исследование Г. И. Минской).

Результаты получились следующие:

Возраст детей, лет Решили задачи (в % к числу предложенных)
в наглядно- действенном плане в наглядно-образном плане в словесном плане
3-4 55 17,5 0
4-5 85 53,8 0
5-6 87,5 56,4 15
6-7 96,3 72 22

Из данных видно, что лучше всего дети решали задачи в наглядно-действенном плане. Даже трехлетние дети дали 55% правильных решений, а 6-7-летние решили их почти все (96,3%). Задачи второго типа оказались труднее. Самыми трудными оказались задачи третьего типа, словесные. Младшие дети их вообще не решили, а из более старших правильно ответили менее четверти. Данные указывают на определенную последовательность в развитии видов мышления в дошкольном возрасте. Впереди идет развитие наглядно-действенного мышления, вслед за ним формируется наглядно-образное и, наконец, словесное мышление.

У преддошкольника мышление не вычленяется из восприятий и носит ситуативный характер; младшие дошкольники могут думать и о том, что они непосредственно не воспринимают; средние и старшие дошкольники в мышлении выходят далеко за пределы личного опыта и могут рассуждать, рассказывать. Ребенок 6-7 лет достаточно умело использует факты, обобщает их и приходит к правильным предположениям.

Процесс отвлечения совершается у него не только при восприятии ряда предметов, но и под влиянием словесных описаний и объяснений. Однако ребенок все еще находится в плену образов конкретных предметов. Зная из опыта, что железные предметы тонут в воде, он говорит, что гвоздь потонет, но этот вывод он подкрепляет не общим положением («все железные предметы тонут»), а ссылкой на единичный случай: «Я сам видел, как гвоздь тонул».

Об активности мышления детей красноречиво говорят их вопросы, которых очень много. Первые вопросы порождаются затруднениями в практических действиях ребенка (сломалась игрушка, не крутится колесо машины, не достать мяч из-под дивана). Ребенок спрашивает, как достать, что делать. Затем дошкольник, пытаясь приобщить взрослого к своей игре, спрашивает, как построить плотину на ручейке, почему не получается, где взять что-либо и пр.

Еще позже появляются вопросы. в которых ребенок выражает любознательность к тому, что его окружает: Почему теперь ночь? Почему капель падает? Отчего огонь в спичке, где он спрятан? и т. д. Мысль детей теперь направлена на различение и обобщение предметов, явлений, событий, наблюдаемых ими.

Поступление в школу меняет содержание деятельности детей. Значительно расширяется круг предметов и явлений, о которых они должны думать, повышаются и требования к самим процессам мышления. Учитель учит детей внимательно следить за ходом рассуждения, точно выражать мысли в словах, сначала думать, а потом делать что-либо и пр. Хотя мышление младших школьников в целом остается еще конкретно-образным, элементы абстрактного мышления выражены все заметнее. Дети могут мыслить на уровне общих понятий о том, что им хорошо известно, о знакомых животных, растениях, людях и их труде.

Темп развития мышления детей школьного возраста в значительно!: мере зависит от того, как их обучают. Опытное обучение младших школьников по специальным программам повышенной трудности доказывает, что уже у детей 7-8 лет способность к отвлеченному рассуждению и последовательному выполнению умственных действий достаточно высока. Применение научно разработанных методов обучения детей убыстряет развитие мышления. Преимущество этих методов в том, что учитель всегда знает, когда, на каком фактическом материале и каким образом следует формировать отдельные мыслительные процессы.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11 - 15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов - математики, физики, химии, истории, грамматики и др.- учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы. В одном исследовании было изучено понимание школьниками разного возраста переносного значения басни Крылова «Петух и жемчужное зерно».

Учащиеся I и II классов не понимали обобщения, лежащего в основе басни. Они воспринимали басню как маленький рассказ о петухе: «Петух копает», «Петух коричневый», «У петуха перья красивые». Учащиеся III класса понимают, что в басне идет речь о человеке, а не о петухе, но понимание сковано конкретной ситуацией: «В басне говорится о том, что ячменное зерно для человека вкуснее, а жемчуг есть нельзя», «Подразумевается глупый человек, которому только бы поесть».

Школьники IV класса подмечают некоторые особенности художественного образа, дают развернутую характеристику персонажа: «Петух разрывает навозную кучу, думает, что все знает, гордый такой, белый», «Петух идет важный, гордый, надутый», и на основе описания делают из басни верный вывод. Учащиеся VI класса заметно выражают свое ироническое отношение к образу.

Восьмиклассники создают еще более детальный и динамичный образ, что позволяет им глубоко понять моральный смысл басни. Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий - процесс длительный, зависящий от уровня обобщенности и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

Как указано выше, в усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся Ле ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для формирования личности школьника большое значение имеет усвоение моральных понятий (понятий долга, честности, скромности, чуткости, товарищества и пр.). Овладение ими также проходит несколько уровней. Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы.

На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия («чуткость-это помощь другу», «честность - это значит не вступать в сделку с собственной совестью», IX кл.). Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развернутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвертом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни.

Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения. Для учащихся I-II классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников III-IV классов появляются суждения проблематические и условные.

Учащийся IV класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают.

Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с выражением предположения, допущения, сомнения и т. д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой легкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением школьниками логическими операциями - анализом, синтезом, сравнением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы учителя в этом направлении.

© 2024 - cohr.ru Женский журнал - Корсет.