Благословение и проклятие людей с феноменальной памятью. Феноменальная память — что это такое? Виды, принцип работы, способы развития Развитие феноменальной памяти у детей

Больше чем на 10%, то жить станет проще, а половина проблем человеческих решится сама собой. Но пока врачи только ковыряют серое вещество железными инструментами, а весь мир восхищается уникумами, чьи способности гораздо выше, чем у заурядного человека. Особенно восхищают люди с уникальной памятью. Невольно думаешь: «Вот бы мне всё запоминать с первого раза». Но увы, не всегда этот «дар» приносит счастье. Иногда это всего лишь последствие трагической случайности.

1. Даниель Таммет: савант с феноменальной памятью

Каждый мозг индивидуален, но при этом они, как правило, сбалансированы. Но бывает так, что одни области работают безупречно, заставляя окружающих верить в гениальность человека, а другие недоразвиты. Писатель Даниель Таммет является ярчайшим представителем подобной «ограниченной гениальности», которая проявляется в феноменальной памяти. Для Таммета каждое число имеет свою собственную уникальную форму, цвет и текстуру. Например, единица - это яркий белый, 5 - удар грома, 6 - отверстие в никуда, а 89 - снегопад. Именно такое владение абстрактными математическими понятиями позволило ему в течении 5 часов без запинки назвать 22 500 цифр, следующих за всем известной комбинацией - 3,14.

Правда, не сказать, что такая жизнь доставляет море радости. Даниель - савант, или, как он сам себя называет, «сверхспособный аутист». Мозг Таммета цепляется как клещ за всё происходящее вокруг. Даже поход в супермаркет доставляет неудобство, поскольку обилие форм и текстур порождает бурную интеллектуальную реакцию. Плюс ко всему он живет по строгому графику - всё должно быть четко, точно, даже количество еды на тарелке. Если ты помнишь фильм «Человек дождя», то это как раз тот самый случай, только Даниель социализирован и не боится выступать на телевидении. Например, выступил на ирландском реалити-шоу, где доказал, что можно выучить исландский за неделю. И, в отличие от других савантов, он может объяснить, как он всё это делает.

2. Скотт Флансберг: человек-калькулятор

Человеческий мозг - это довольно увлекательный орган, где каждая зона, каждый, с позволения сказать, «отсек» отвечает за конкретное действие. Но бывают разного рода отклонения, которые могут привести как к трагическим последствиям, так и к сверхспособностям. Скотту Флансбергу, известному под прозвищем «человек-калькулятор», повезло - его специфический мозг наградил невероятными вычислительными способностями. В 2014 году Книга рекордов Гиннесса зафиксировала, как Скотт за 15 секунд сложил двузначное число само с собой 36 раз.

У Флансберга уникальным образом расположены участки головного мозга. Так называемая «зона 44», располагающаяся в центральной части головного мозга, отвечает за способности вычисления. У Скотта этот участок смещен вверх и значительно расширен по сравнению с мозгом ординарного человека.

3. Алонзо Клемонс: дурачок, творящий реальность на холсте

Мозг славится своей пластичностью, умением приспосабливаться к различным ударам судьбы. Причем к ударам как в прямом, так и в переносном смысле. Так, Алонзо Клемонс в раннем детстве упал на кафельный пол вниз головой, повредил мозг и, казалось бы, остался дурачком с IQ 40, который не умеет завязывать шнурки, читать и писать. Но вместе с этим у него открылся потрясающий художественный талант. Ему достаточно один раз на несколько секунд увидеть животное на фотографии, чтобы через час написать потрясающе реалистичный портрет. Клемонс не только рисует, но и ваяет скульптуры, так же быстро и так же реалистично. Сейчас его работы оцениваются в десятки тысяч долларов, но осознает ли свою ценность сам Алонзо - большой вопрос.

4. Исао Мачии: настоящий ниндзя

Одна из основных функций мозга - обрабатывать кучу данных, которые поступают от наших глаз, ушей, носа и так далее. Только не всякий мозг может воспринимать с невероятной точностью мельчайшие объекты, движущиеся в пространстве, как это делает Исао Мачии. Мачии занесен в Книгу рекордов Гиннесса как человек, способный нанести 252 удара катаной за три минуты. Одно из его последних достижений - разрубание пули, выпущенной из пистолета со скоростью 320 км/ч. Для того, чтобы запечатлеть рекорд, понадобилась специальная камера, снимающая несколько сотен кадров в секунду. Ученые считают, что он приучил себя инстинктивно прогнозировать движение объектов и предвидеть свою позицию быстрее, чем может любой другой человек. Так что в данном прецеденте, слава богу, никакая болезнь не замешана - только тренировки и дань уважения .

5. Гарольд Уильямс: человек, который знал 58 языков

Говорят, что лучшее время для изучения языков - это детство, потому как разум ребенка более пластичен и проще адаптируется к изменениям. Новозеландский журналист Гарольд Уильямс утверждал, что в возрасте семи лет в его мозгу произошла вспышка, и с тех самых пор его мозг обрел желанную для многих способность. Уильямс смог вызубрить целых 58 разных наречий. Он просто выучил латынь - и понеслось. Да так хорошо, что он свободно разговаривал на зулу и русском. В качестве репортера он объездил весь свет, но нам он во многом интересен благодаря тому, что 14 лет проработал корреспондентом в России и даже женился на русской журналистке.

В 1914 году он сопровождал российскую армию во время боевых действий в Карпатах, где выучил румынский. Поговаривают, что перед смертью он исповедовался русскому православному священнику. Так что с Россией его связывает много чего, а не только знание языков 6 народностей, населявших Империю. Он был единственным человеком на Земле, который мог поговорить с каждым членом Лиги Наций на родном для него языке, чем он активно пользовался, агитируя воюющих к миру. Уильямс был настоящим пацифистом, во всем подражая своему кумиру - графу , с которым водил дружбу.

6. Джейсон Паджетт: как удар по голове превратил двоечника в математика

Черепно-мозговая травма - вещь малоприятная, но вне всяких сомнений волшебная. Простой удар чем-то тяжелым по голове может превратить заурядного двоечника в известного математика. Примерно это и произошло в 2002-м году с продавцом мебели Джейсоном Паджеттом. Как-то ночью возле караоке-бара на пьяного Джейсона налетели неизвестные, хорошенько избили и забрали у него деньги. Когда он пришел в себя, то обнаружил, что мир изменился кардинально. В ванной он включил воду и поймал себя на мысли: как идеально перпендикулярно падают струи воды из крана. С тех пор Джейсон замечает математические и геометрические «узоры» и «странности» во всем вокруг себя. Проще говоря, он визуализирует математические взаимосвязи окружающего мира. Это при том, что до контузии никакого интереса к математике у него не было. Всё потому, что после рокового удара у Паджетта активизировалась та часть мозга, которая объединяет наши разнообразные чувства в единое восприятие мира.

7. Стивен Уилтшир: художник с фотографической памятью

Некоторые люди запоминают цифры или слова, взглянув на листок бумаги один раз. Это называется «фотографической памятью», однако даже им далеко до Стивена Уилтшира, который может нарисовать любое здание, которое он видел хотя бы раз в жизни, в мельчайших подробностях. Еще более удивительно, что он может нарисовать трехмерное изображение, просто взглянув на фотографию с фасадом здания. Однажды пролетев над городом на вертолете, он с идеальной точностью может изобразить воздушный вид города на любой шкале. Но простого обывателя восторгает не точность, а то, как красиво это выглядит. К сожалению, у этого дара есть обратная сторона - аутизм, диагноз, который Стиву поставили в возрасте 9 лет. И для него его дар - всего лишь способ общаться с окружающим миром. Но как же талантливо и точно он это делает, черт возьми.

8. Орельен Хейман: человек, который помнит абсолютно всё

Человеческая память - забавная штука. Всё, что происходит с нами, запечатляется на веки вечные в нашем мозгу, однако добраться до этих воспоминаний - задача не из легких. Наш мозг запрограммирован так, чтобы вытаскивать на поверхность только те вещи, которые мы считаем важными, а всё остальное оставлять в глубинах памяти. А вот простому валлийскому пареньку Орельену Хейману не повезло обладать гипертимезией или, как ее еще называют, «исключительной автобиографической памятью».

С точки зрения непрофессионала, это означает, что он может без труда вернуться в какой-либо момент своей жизни и рассказать, какая погода была в тот день, во что он был одет, какую пищу он съел и почти всё остальное. Мы не зря употребили слова «не повезло», потому что это страшное проклятие, а не дар. Помнить всю свою жизнь, в том числе негативные моменты - пожалуй, самое неудобное проклятье из всех, которые можно было придумать. Хейман признается, что воспоминания об особенно неприятных моментах заставляют его каждый раз переживать их заново.

9. Лесли Лемке: самый точный музыкант

Говорят, что у инвалидов утраченная функция компенсируется в двойном размере. Когда родители впервые увидели маленького Лесли Лемке, то было сложно понять, что можно компенсировать этому несчастному существу: скрюченному, с поврежденным головным мозгом и церебральным параличом. Кроме того, у Лесли оказалась тяжелейшая форма глаукомы, так что врачам пришлось ампутировать ребенку глаза в первые дни его жизни. Родители тут же поспешили отказаться от мальчика. К счастью, над ним сжалилась только медсестра, которая усыновила Лесли и с огромным трудом научила его есть, разговаривать и передвигаться самостоятельно. Долгое время Лесли занимался только тем, что часами сидел молча, прислушиваясь к звукам и чужим разговорам, а затем повторял их с точной интонацией. Однажды он услышал по телевизору запись концерта № 1 Чайковского. Послушав музыку, Лесли подошел к старенькому фортепиано в гостиной и с первого же раза сыграл его. И до сих пор Лесли без единой помарки может повторить произведение, услышанное им хотя бы раз. Пускай не очень артистично, зато поразительно четко.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Мы ассоциируем болезни с чем-то неприятным и часто опасным, и на то есть причины. Но существуют и такие заболевания, которые на первый взгляд так и хочется сравнить с суперсилами.

сайт узнал о редких болезнях, которые не только заставляют ученых поломать голову, но и делают людей похожими на героев из комиксов.

1. Суперпамять

Кроме людей, которые не реагируют на боль, существуют люди, абсолютно равнодушные к холоду. Например, Вим Хоф - голландец, который поставил в тупик врачей своей способностью спокойно переносить очень низкие температуры. Он выдержал 120 минут в трубе с холодной водой и льдом, взобрался на Монблан в шортах и даже плавает подо льдом замерзших водоемов.

Самый известный пациент - «женщина, не знающая страха», американка S. M. (эти инициалы ей дали для соблюдения анонимности). Как только исследователи не пытались испугать ее: давали в руки ядовитых пауков и змей, показывали фильмы ужасов и запирали в «доме с привидениями» - все попытки были тщетны.

Более того, S. M. рассказала о страшных, но не испугавших ее ситуациях: нападение с ножом в парке ночью, случай домашнего насилия, после которого она чудом выжила. Руководитель группы исследователей посчитал удивительным, что женщина вообще еще жива, ведь она потеряла способность оценивать опасность.

Люди, известные из истории как обладатели феноменаль­ной памяти, имели мозг ничем не лучше, чем у любого из нас. Просто они использовали его более эффективно. Выберите кого-нибудь из перечисленных ниже «феноменов» и возьмите его в качестве примера для себя в своих дальнейших устремлениях в деле совершенствования собственной памяти. Считайте это первым шагом в выборе для себя созвездия ин­теллектуальных «гуру», или идеалов, достижения которых станут для вас путеводным примером.

1. Антонио ди Марко Мальябечи имел способность запоми­нать целые книги - до единого слова и знака препинания. Со временем он запомнил наизусть всю библиотеку вели­кого герцога Тосканского.

2. А. С. Эйткен, профессор математики Эдинбургского универ­ситета, с легкостью воспроизводил первую тысячу знаков после запятой числа «пи», причем как слева направо, так и справа налево.

3. Американец Даниэль МакКартни, живший в девятнадца­том веке, мог рассказать, будучи в возрасте 54 лет, что он делал в любой день, начиная с раннего детства. Он мог на­звать точную дату, указав, какая в тот день была погода, а также вспомнить, что он ел на завтрак, обед и ужин в любой конкретный день.

4. Христиан Фридрих Хайнекен в возрасте 10 месяцев умел разговаривать и был способен воспроизвести любое назван­ное ему слово. К трем годам он помнил большую часть фак­тов из всемирной истории и географии, а также выучил ла­тинский и французский языки.

5. Пол Чарлз Морфи - чемпион по шахматам, который по­мнил каждый ход, сделанный им в каждой партии, сыгран­ной в его чемпионской карьере, включая те, которые он сыг­рал с завязанными глазами. Это подтверждалось тем, что почти 400 сыгранных им партий удалось сохранить для ис­тории лишь благодаря тому, что он был в состоянии про­диктовать их много времени спустя. Те, с кем он сыграл эти партии, и судьи подтвердили названные им ходы.

6. Фемистокл мог на память назвать имя каждого из 20 000 граждан Афин.

7. Ксеркс прославился тем, что знал на память имя каждого воина своих армий, насчитывавших 100 000 человек.

8. Кардинал Мессофанти, полиглот, живший в девятнадца­том веке, помнил словарный запас 70-80 языков, включая латинский, греческий, арабский, испанский, французский немецкий, шведский, португальский, английский, голланд­ский, датский, русский, польский, богемский, сербский, вен­герский, турецкий, ирландский, валлийский, албанский, санскрит, персидский, грузинский, армянский, иврит, китайский, коптский, эфиопский и амхарский.

9. Евреи из польской религиозной общины "Шасс Поллак" могли абсолютно точно назвать положение каждого слова на любой странице всех 12 томов «Талмуда».

10. Объемные религиозные книги, такие как «Талмуд» и еще более крупный памятник литературы - древнеиндийские «Веды» - также записывались по памяти.

11. Д-р Сьюзен Уайтинг, чемпионка мира среди женщин по использованию резервов памяти, демонстрирует способность запоминать 5000 единиц информации, используя СЕМ 3 .

12. Доминик О"Брайен, шестикратный чемпион мира по использованию резервов памяти, установил огромное число рекордов по запоминанию информации, в том числе запоминание колоды карт за 33,8 секунды; 18 колод карт за один час; и более 2000 бинарных цифровых комбинаций менее чем за 30 минут!

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица (СЕМ 3)

Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица позволяет вам, используя все те же основные принципы мне­моники, перейти от запоминания 100 единиц информации к запоминанию 10000 единиц настолько быстро, насколько вы в состоянии формировать мысленные образы.

Дино­завр

Дворя­нин

Полно­луние

Карти­на

Скрип­ка

Водо- росли

Спагет­ти

Поми­дор

Моро­женое

Осяза­ние

Мотор-но-чувст-венное

Плава­ние

Объя­тия

Смеши­вание

Нати­рание

Дрожа­ние

Караб­канье

Млеко­питаю- щие

Обезья­на

Мед­ведь

Красно-шейка

Жаво­ронок

Зимо­родок

Фла­минго

Крас­ный

Оран­жевый

Зеле­ный

Фиоле­товый

Солнеч­ная система

Мерку­рий

Взяв за основу базовую «сотню» из «главной системы», вы расширяете ее в 10 раз, получая систему, опирающуюся на 1000 базовых образов; последнюю вы затем также расширяете в 10 раз и получаете систему, где ключевых элементов уже 10 000.

Создавая перечень из 1000 (0-999) образов, вы используе­те базовую «сотню» применительно к различным аспектам вашего зрительного восприятия.

Создавая систему из 10 000 образов, вы опять-таки приме­няете базовую «сотню», но всевозможными способами, опираясь попеременно на свои восприятия, обусловленные основ­ными пятью «чувствами»: зрением, слухом, обонянием, восприятием вкуса, осязанием, а также функцию комплексного моторно-чувственного аппарата (как то: ощущения во время танца, плавания и т.п.) и на основные сведения из области естествознания.

Создавая систему из таких элементов, вы одновременно ис­пользуете для развития памяти все основные «способности», являющиеся функцией вашего головного мозга. Вы, таким образом, как бы пройдете специальную школу, в процессе подго­товки в которой не только научитесь запоминать любой пере­чень информации, какой ни пожелаете, но будете пребывать в непрестанной мыслительной работе, позволяющей вам развить ваш «интеллектуальных мускул», придавая все время работе над собой характер игры. Саморасширяющаяся генеральная мнемоническая матрица строится следующим образом:

100 - 999 Зримый образ

1000 - 1999 Звуковой образ

2000 - 2999 Ароматический (обонятельный) образ

3000 - 3999 Вкусовой образ

4000 - 4999 Осязательный образ

5000 - 5999 Моторно-чувственный образ

6000 - 6999 Млекопитающие

7000 - 7999 Птицы

8000 - 8999 Цвета радуги

9000 - 9999 Солнечная система

Для чисел от 100 до 999 вы используете ЗРЕНИЕ: иными словами, вы фокусируете внимание на зрительном восприя­тии образа, который желаете запомнить в качестве ключево­го мнемообраза. Для чисел от 1000 до 1999 используется СЛУХ, при этом вы акцентируете внимание на том, какая зву­ковая картина формируется у вас в связи с каждым запоми­наемым вами образом. Для чисел от 2000 до 2999 использует­ся ОБОНЯНИЕ, и формирование образов идет преимуще­ственно за счет этого одного из основных «пяти чувств». И так далее, для каждой тысячи, последовательно, ВКУСОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ, ОСЯЗАНИЕ, МОТОРНО-ЧУВСТВЕННЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЦВЕ­ТА РАДУГИ и СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА.

Для каждой отдельной «сотни» в каждой «тысяче» у вас имеется таким образом, конкретный Зримый Образ, конкретный Звук, конкретный Запах и т.д. Так, в соответствии с матрицей, ваши зрительные образы для каждой сотни от 100 до 999 суть Динозавр, Дворянин, Полнолуние, Ущелье, Молния, Церковь, Конкорд, Пожар и Картина.

К примеру, основываясь на базовой сотне слов из основной системы и используя девять Зрительных Образов, отвечаю­щих за «сотни» от 100 до 999 в первой «тысяче» (100-999), мы могли бы поступать следующим образом:

101 попросту означало бы динозавра, испустившего дух вследствие падения метеорита (по одной из версий, именно по этой причине вымерли динозавры), или зло­го духа, принявшего облик динозавра, чтобы выглядеть пострашнее. 151 могло бы означать для вас динозавра, наступившего на «Ладу», от чего та расплющилась в со­вершенный блин. Что бы вы теперь ни захотели запом­нить в качестве 101-го или 151-го элемента какого-либо перечня, его следует «привязывать» к этим образам СЕМ 3 , применяя основные принципы мнемоники.

Двигаясь далее в пределах первой «тысячи», основной упор по-прежнему следует делать на первую по принятому нами порядку функцию наших органов чувств - зрение. Все обра­зы, например, восьмой по счету сотни, т.е. от 700 до 799, бу­дут являться базовыми, однако привязанными на сей раз к «зрительному» образу сверхзвукового пассажирского авиа­лайнера «Конкорд». Так, например, 706 могло бы означать для вас «шею» «Конкорда», легко заметную в его напоминающей по форме птичью головной части. Аналогично, 782 могло бы означать сувенирный фен, выполненный по образу «Конкор­да». Таким образом, любой объект для запоминания, имеющий определенный порядковый номер в каком-либо перечне, сле­дует ассоциативно связывать с соответствующим по номеру базовым образом, применяя принципы мнемоники.

Схожим образом для массива чисел от 3000 до 3999 каждая отдельно взятая сотня будет содержать «вкусовой» образ, при­вязанный к ключевым из базовой «сотни» «главной системы», а именно: спагетти, томат, орех, манго, ревень, лимон, виш­ня, крем, помадка и банан.

Чтобы сформировать и применить к нуждам вашей памя­ти базовый образ для любого числа от 0 до 9999, требуется несложный мыслительный процесс, описанный ниже, в под­разделе «Как использовать саморасширяющуюся генеральную мнемоническую матрицу».

Создавая свои образы, к чему вы должны относиться одно­временно как к игре, интеллектуальному занятию и воспита­нию своего мозга, следите за тем, чтобы ключевые мнемообразы, входящие в ту или иную категорию по признаку их при­надлежности к различным областям восприятия, обусловлен­ным пятью основными «чувствами», исходили из реалий со­ответствующего «чувства». Так, например, для номера 4167 при создании осязательного (в первую очередь) образа следует прибегнуть к ключевым понятиям «сырость» и «жук»; при этом в вашу задачу входит не только представить себя жука в сырой среде, но и чувствовать его твердую спинку, видеть капельки влаги на ее черной, блестящей поверхности, осязать щекочущее вашу ладонь движение его мохнатых лапок и при­совокупить к этому запах, к примеру, соснового леса поутру.

В процессе использования саморасширяющейся генераль­ной мнемонической матрицы вы не только создадите для себя мнемоническую систему, которая позволит вам усваивать 10000 единиц информации с такой же легкостью, с какой ис­пытуемые в экспериментах Хабера и Никерсона запоминали изображения. Вы обнаружите, что в ходе ее использования все области вашего восприятия, посредством которых ваш мозг общается с внешним миром, встанут на путь совершенствова­ния, что существенно и весьма позитивно скажется на всех аспектах вашей жизни. Сюда следует отнести и положитель­ное влияние на здоровье. Недовольство собой и раздражитель­ность, связанные с тем, что человек знает за собой такой не­достаток, как слабая память, нередко ведут к стрессам и недо­моганиям. Последние, в свою очередь, - прямая причина ухуд­шающейся памяти. Используя СЕМ 3 , вы обратите вспять эту тенденцию.

Во многом речь идет о том, что подобными занятиями над собой вы сообщаете скорость позитивному спиралевидному процессу развития и эволюции собственной личности, харак­теристикой которого является то, что чем более вы упражняе­тесь в применении принципов мнемоники, тем совершеннее у вас становится память; чем больше информации из различных отраслей знания вы включаете в собственную матрицу памяти тем выше вероятность автоматического повышения уровня ва­шего образования; и, наконец, чем больше вы занимаетесь всем этим, тем с более высокой степенью автоматизма совершенству­ются все без исключения ваши ментальные способности.

Многие ещё в школе мечтали не заучивать часами стихотворения, а запоминать их сразу после первого прочтения. На самом деле люди с такой феноменальной памятью существуют, и называется она эйдетической, фотографической или зрительной. Для окружающих они являются настоящими талантами, ими восхищаются, на них хотят быть похожими. А вот психологи и особенно психотерапевты далеко не все разделяют такие восторги, потому что считают данную способность серьёзным отклонением.

Так что же на самом деле такое эйдетическая память - признак гениальности, которым стоит гордиться, или патология, которую нужно лечить?

Что это такое

Эйдетическая память - это тип памяти, который позволяет удерживать зрительный образ и потом воспроизводить его в мельчайших деталях. При этом подключаются и другие сенсорные модальности: вслед за визуализацией тянутся тактильные, вкусовые, слуховые, обонятельные и двигательные воспоминания. Ещё одна особенность - длительное сохранение и произвольное воссоздание всего этого в нужные моменты. Может пройти много лет после события, но человек при желании способен так же ярко переживать его снова и снова.

Фотографическая память отличается прежде всего детализацией зрительных образов. Все люди наверняка помнят кадр из фильма «Титаник», где главные герои стоят на корме корабля, широко разведя руки. Но мало кто с ходу ответит, были ли на Розе в этот момент украшения, сколько и какие именно, что за узор был на её платке, были ли заплетены её волосы в причёску и множество других мелочей. Эйдетик же, даже если пересматривал киноленту много лет назад, без труда расскажет о них. Ещё и добавит о том, какого цвета было небо и за какие цепи держались молодые люди, чтобы не упасть.

Зрительный эйдетизм может быть врождённым (явным), и тогда человек, обладающий им, становится настоящим феноменом для всех окружающих. Также его можно развивать на протяжении всей жизни и добиться немалых результатов. Возможно, не таких впечатляющих, как у прирождённых гениев, но достаточных для успешного запоминания больших объёмов визуальной информации.

Происхождение слова. Термин «эйдетический» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», что переводится как «образ, внешность». Это отражает его основную сущность - способность запоминать и воспроизводить именно зрительные объекты.

Основные характеристики

Визуализация + сенсорика

Воспроизведение прежде всего зрительных образов, все остальные вторичны и тянутся лишь за визуализацией. Эйдетик первоначально запоминает картинку: песчаный пляж, голубой океан, шезлонг, отдыхающих, пальмы. Когда он представит её спустя время, он сможет рассказать, что держал в тот момент в руках (осязание), как горчил коктейль (вкус), что говорила его спутница (слух), какие духи у неё были в тот момент (обоняние) и даже насколько палящим было солнце («память тела»).

Детализация

Мельчайшая прорисовка образов: запоминаются такие подробности, на которые никто не обращает внимания. Например, сколько пуговиц было на пиджаке или сколько строчек расположено на странице. В первую очередь эти нюансы касаются именно зрительной картинки. Не зря эйдетическую память называют также фотографической. Человек словно достаёт в своей голове снимок события и описывает его.

Непроизвольное удержание

Изначально человек не ставит перед собой задачу запомнить что-то конкретное, всё это откладывается в его сознании само по себе. Однако это свойство характерно только для прирождённых эйдетиков. Те, кто развивает у себя фотографическую память, конечно, делают это целенаправленно.

Произвольное воспроизведение

Вспомнить нужный образ человек может в любой момент.

Большие объёмы

У прирождённых эйдетиков, как правило, просто безграничное хранилище памяти. Именно поэтому они удивляют окружающих тем, что могут с лёгкостью разговаривать на 20 разных языках, безошибочно цитировать классиков, знать наизусть всего Шекспира.

Яркость образов

Обычная память отличается постепенным стиранием образов. Спустя годы мы расплывчато представляем себе лица людей, с которыми не виделись слишком долго, забываем их имена, плохо помним обстоятельства знакомства. Эйдетики, что-то пережив однажды, уже никогда этого не забудут. Если в 20 лет им представили какого-нибудь общего знакомого, с которым они потом даже не пересекались, в 50 они с лёгкостью смогут рассказать, как его звали, во что он был одет и какой тембр голоса у него был.

Степени


Существует 5 степеней выраженности эйдетизма:

  1. Для воспроизведения необходимо закрепление.
  2. Слабые зрительные образы.
  3. Визуальные образы средней ясности с проявлением некоторых частных деталей.
  4. Ясные, полноценные образы сложных объектов с вкраплениями сенсорных модальностей.
  5. Яркие, детализированные эйдетические образы, сопровождающиеся чёткими сенсорными модальностями.

По нулевой при этом подразумевают непродолжительное сохранение смутного послеобраза без детализации.

Явных эйдетиков с 5 степенью выраженности делят ещё на 2 типа:

  • «Т-тип»: обладают стойкими и чересчур яркими эйдетическими образами, которые могут быть навязчивыми и граничить с галлюцинациями. Они не всегда в состоянии ими управлять.
  • «В-тип»: воспроизводят нужный образ только при необходимости.

Считается, что явных эйдетиков можно легко выделить в толпе по определённой мимике и движениям.

Как развить

Те, кто не имеет врождённых эйдетических способностей, пусть не расстраиваются, ведь данный вид памяти можно выработать. Как быстро это можно сделать, зависит от индивидуальных особенностей и частоты тренировок.

Метод Айвазовского

Считается, что художник И. К. Айвазовский обладал эйдетической памятью. Он мог мысленно не только воспроизвести в движении картину морского пейзажа, но и остановить её в любой момент. Именно это позволяло ему с такой точностью изображать шторм, волны, брызги, краски неба и прочие детали маринизма.

В психологии есть даже отдельная методика развития эйдетической памяти, которая носит его имя. Освоить её достаточно просто:

  1. Выбрать один предмет.
  2. В течение 4-5 минут пристально наблюдать за ним.
  3. Закрыть глаза, мысленно представить его и описать до мельчайших подробностей (цвет, размер, форма, детали).
  4. Открыть глаза, сравнить реальный и воспроизведённый в мыслях образы, подметить то, что было упущено.
  5. Повторить упражнение с самого начала.
  6. Делать до тех пор, пока образы полностью не совпадут.

С каждым разом нужно выбирать более сложные объекты (начать можно с телевизора, а закончить картиной) и постепенно уменьшать время наблюдения.

Упражнения на развитие фотографической памяти

Упражнение 1. Непринуждённое наблюдение

Во время прогулки считайте количество домов по обе стороны улицы, этажи в них, магазины, деревья, машины, стоящие на парковке и прочие мелочи, поддающиеся счёту. Закрепите полученные данные по дороге обратно. Дома воспроизведите все запомнившиеся числа.

Упражнение 2. Ассоциации

Запоминая какую-либо информацию, представляйте её в виде картинок. Причём они должны быть построены на невероятных ассоциациях, которых в жизни не может быть. Психологи утверждают, что это одна из эффективнейших методик, чтобы за короткое время улучшить эйдетическую память. Пример. Вам нужно купить в магазине молоко, батон и туалетную бумагу. Представляем следующую фантасмагорию: батон, одетый (завёрнутый) в туалетную бумагу, пьёт молоко.

Упражнение 3. Текстология

Цель - развить фотографическую память на тексты.


Распечатать лист формата А4 с незнакомым вам текстом. Тщательно вычитать его, максимально запомнить. Попросить кого-нибудь внести в него 2-3 новых слова и заново распечатать. Задача - как можно быстрее найти свежие вкрапления.

Упражнение 4. Палиндромы

Читайте вслух все вывески и названия задом наперёд.

Чтобы разработать эйдетическую память, подойдут также многочисленные настольные и онлайн-игры «Найди 10 отличий/кота/слова/предметы», «Парные картинки», любые тесты на внимательность.

Нейробика

Помогает тренировать эйдетическую память и нейробика - гимнастика для мозга. Самые эффективные упражнения:

  1. Постоянно ходите в одно и то же место (на работу, в магазин) разными маршрутами и при этом выполняйте упражнение на непринуждённое наблюдение (см. выше).
  2. Раз в неделю с утра до вечера все манипуляции, которые вы привыкли выполнять правой рукой, делайте левой (чистите зубы, держите ложку, пишите).
  3. Раз в день вычитывайте высокоинтеллектуальный текст на тематику, в которой вы ничего не понимаете. Старайтесь вникнуть в каждое слово и уловить смысл.
  4. Отвечая на чьи-то вопросы, следите за построением своей речи. Говорите так, словно пишете сочинение. При этом всё произнесённое должно чётко воспроизводиться в голове в виде текста.
  5. Отключите звук у телевизора и постарайтесь понять, что говорят с экрана. Потом проверьте себя (записи передач можно найти в Интернете).

Так что не обязательно рождаться с феноменом фотографической памяти. Её можно развить самостоятельно. Конечно, она не будет настолько яркой и объёмной, как у эйдетиков, но быстро запоминать и воспроизводить достаточное количество информации можно научиться.

Проблема эйдетизма

С тех пор, как сербский учёный В. Урбанчич в 1907 году впервые описал этот феномен, эйдетической памятью не перестают интересоваться многие исследователи. Она даже была отдельным объектом изучения Марбургской психологической школы в Германии (руководитель - Э. Йенш) в середине XX века. Ей посвящены труды Л. С. Выготского, М. П. Кононовой, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и многих других ведущих психологов и психотерапевтов.

В научных кругах об эйдетизме не утихают споры. Дело в том, что в психологии это просто отдельный вид памяти, как и социальный, пространственный, сенсорный. Да, он необычный, отличающийся от других, но тем не менее поддающийся качественной характеристике и даже развивающийся с помощью отдельных методик. Появляются всё новые эйдотехники, позволяющие тренировать эту способность.

Однако совсем по-другому к этому явлению относятся в психиатрии. Сразу оговоримся, что здесь затрагивается только врождённый, явный эйдетизм, а не фотографическая память, которая была развита посредством специальных методик. Есть ряд учёных, которые считают эту способность серьёзной органической патологией. Какими доводами они руководствуются в доказательство своих взглядов?

Во-первых, объём памяти, который требуется для сохранения образов, занимает определённые структуры мозга, меняя биохимические и физиологические свойства его клеток. Нейробиологи из Калифорнийского университета сравнили эйдетика с компьютером, в который установлен дополнительный жёсткий диск. С одной стороны, увеличивает производительность. С другой - тормозит остальные процессы, а это уже нельзя назвать нормой.

Во-вторых, М. П. Кононова, изучавшая детей с врождённой и приобретённой (развитой до определённого уровня) эйдетической памятью, выявила, что первые часто страдали галлюцинациями. Впоследствии это было доказано другими учёными и в отношении взрослых. Йенш в своё время выставлял требование, чтобы в лечении галлюцинаций наряду с медицинскими показателями учитывались и эйдетические способности пациента.

В-третьих, былая выявлена связь между эпилепсией и эйдетизмом. Оказалось, что практически всегда перед приступом, во время него и после эпилептики воспроизводят яркие зрительные образы из прошлого, сопровождающиеся вторичными сенсорными модальностями. Правда, почти всегда они получаются несколько деформированными из-за основного заболевания.


И. Шульц описывал случаи шизофрении с последующими суицидальными попытками, которые были продиктованы привязанностью к какому-то конкретному эйдетическому образу.

На основании всего этого многие психиатры утверждают, что врождённая эйдетическая память - патология, которая требует постоянного наблюдения у специалиста. К сожалению, это подтверждает тот факт, что большинство известных людей, обладающих ею, попутно страдают от серьёзных отклонений (чаще всего психических): слабоумия, савантизма, эпилепсии, аутизма, галлюциноза, дефектов головного мозга.

Совет. Если хотите больше узнать о людях-эйдетиках, посмотрите фильм «Человек дождя», в котором главный герой Рэймонд производит в уме сложнейшие расчёты и может запомнить любые комбинации цифр. Но при этом он страдает от аутизма и слабоумия и большую часть своей жизни проводит в психиатрической лечебнице.

Этот кинообраз «списан» с реального человека - Кима Пика. Это американец, который с удивительной точностью воспроизводил до 98% всей информации, которую прочитывал. Причём впоследствии он её не забывал. К концу жизни он помнил практически наизусть 9 000 произведений. Родился он с непропорционально огромной головой, так как на затылке была черепно-мозговая грыжа размером с бейсбольный мяч. У него был повреждён мозжечок и напрочь отсутствовало мозолистое тело, соединяющее правое и левое полушария. На фоне всех этих пороков нейроны мозга самостоятельно создали новые цепочки, которые заменили отсутствовавшие части. Результат - многократное увеличение объёма памяти за счёт патологических межполушарных комиссур.

Люди с фотографической памятью

Никола Тесла

Изобретатель в области электротехники и радиотехники, физик, учёный, инженер сербского происхождения. Практически никогда ничего не записывал, так как всё запоминал. В 1885 году сгорела его лаборатория, однако это нанесло лишь материальный ущерб: все устройства, схемы и формулы Тесла смог восстановить.

Мэри Элизабет Баузер

Американка, участвовала в гражданской войне, была профессиональной и незаменимой шпионкой. Работала прислугой у самого Джефферсона Дэвиса, президента Конфедерации. Запоминала все его разговоры и контакты до мельчайших подробностей и передавала информацию его противникам.

Теодор Рузвельт

Президент США, политик. Постоянно тренировал свою эйдетическую память и весьма преуспел в этом. Ежедневно прочитывал по несколько произведений, а перед сном в мельчайших деталях воспроизводил не только их сюжет, но и описания (пейзажи, интерьер, внешний вид героев).

Сергей Рахманинов

Русский композитор, дирижёр, пианист. Ему достаточно было один раз взглянуть на ноты, чтобы без единой ошибки сыграть сложнейшее музыкальное произведение, больше ни разу не посмотрев в них.

Иоанн Павел II

Папа Римский. В совершенстве владел 21 языком и свободно говорил на 100 различных диалектах.

Фердинанд Маркос

Президент Филиппин. Безошибочно читал наизусть полный текст Конституции своей страны. Был превосходным оратором, так как запоминал написанные для него спитчи с первого раза.

Мэрилу Хеннер

Американская актриса, продюсер, ведущая. Обладает невероятным объёмом памяти. Она досконально помнит мельчайшие подробности своей жизни, начиная… с крещения в младенческом возрасте.


Стивен Уилтшир — британский художник, после небольшой вертолётной прогулки воссоздал по памяти архитектурный облик Нью-Йорка в виде панорамы

В пример можно также привести:

  • Сенеку (римский философ) - мог воспроизвести по памяти до 2 000 слов, никак между собой не связанных, в точном порядке.
  • Уинстона Черчилля (британский политик) - наизусть знал все произведения Шекспира.
  • Билла Гейтса (создатель Microsoft) - наизусть знал сотни кодов языка программирования.
  • Г. Шлимана (археолог) - за 6 недель в идеале выучивал любой язык.
  • Поля Морфи и Поля Сенса (шахматисты) - помнили все ходы отыгранных партий.
  • Стивена Уилтшира (британский художник) - после одной-единственной вертолётной прогулки над городом он может в деталях нарисовать его план.
  • Дэниела Таммета - воспроизводит 22 514 знаков после запятой числа Пи.
  • Паулу Прентис (тасманский оператор телефонной службы) - наизусть знает 128 000 телефонов и адресов абонентов.

Есть также легенда, что Гай Юлий Цезарь (древнеримский полководец, политик, писатель, консул, диктатор, великий понтифик) знал в лицо каждого солдата своей армии. А их было ни много ни мало 25 000. Однако точно такую же историю рассказывают и про Александра Македонского. Так что достоверно неизвестно, кто же именно из них обладал такой способностью.

Эйдетическая память - уникальное явление. Она может сделать человека настоящим гением, которым все восхищаются, и в то же время сопровождаться серьёзными психическими отклонениями. Учёным ещё только предстоит выяснить её природу. А пока ничего не остаётся, как, вдохновляясь примерами одарённых людей, развивать её в себе посредством игр, упражнений, эйдо- и мнемотехник.

Об одиннадцати различных видах человеческой памяти и том, как их эффективно использовать, читайте на Sobesednik.ru.

Мозг человека - большая загадка, и о том, как устроена наша память, наука тоже знает пока не всё. Но кое-что все-таки известно, и знание, как что работает, поможет максимально успешно управлять своей памятью.

Забывать - хорошо. Человек не может помнить буквально все, потому что в нормальной ситуации важен процесс вытеснения одной информации другой. Чем быстрее забывается ненужное, тем лучше запоминается важное и актуальное.

1. Мгновенная. Это самый простой и быстрый вид памяти, которым мы пользуемся в каждую секунду своей жизни: увидели - запомнили. Правда, ненадолго - всего на доли секунд. По большому счету памятью это назвать сложно, потому что мы мгновенно запоминаем лишь образ, а не детали.

Срок хранения: мгновения.

2. Кратковременная. Cамый первый, элементарный уровень, на который мы можем поместить конкретную информацию, называется кратковременной памятью. Когда мы что-то услышали, сразу после мы можем воспроизвести это - точно или в общих чертах. Чтобы задействовать следующий вид памяти, нужно применить такой прием, как повторение. На примере это выглядит так: вам продиктовали номер телефона. В следующую секунду, задействовав кратковременную память, вы повторили его. Еще через несколько секунд - забыли. Или отправили информацию дальше на хранение, повторив еще раз (и тем самым закрепив) или записав.

Срок хранения: максимум 20 секунд.

3. Оперативная. В этом виде памяти, которую еще называют рабочей, хранится та информация, которая актуальна для человека прямо сейчас. Об этом процессе мы обычно говорим, что держим что-то в уме. Вечно или хотя бы долгое время «в уме» держать информацию не получится - срок хранения в этом случае ограничен необходимостью: то, с чем мы работаем, будет храниться в памяти до тех пор, пока для этого есть необходимость. Потом оно либо вытесняется более актуальным, либо отправляется на следующий уровень.

Срок хранения: от 40 минут до нескольких суток.

4. Долговременная. Этот вид памяти не ограничен ни объемом, как кратковременная, ни сроком хранения, как все предыдущие, ни качеством запоминания. Тут любая информация может храниться практически вечно. Правда, при соблюдении некоторых условий. Долговременная память - как библиотека, и ее надо поддерживать в порядке, чтобы находить нужную информацию быстро и успешно. Кроме того, за ней нужно ухаживать - периодически обновлять, систематизировать и повторять. Библиотека лишь тогда удобна, когда внутри все разложено по полочкам. Это касается и нашей долговременной памяти.

Срок хранения: не ограничен.

Услышать + з­аписать = напомнить

Есть еще одна классификация памяти, основанная на том, по каким каналам человек получает информацию. Мы, конечно, используем все возможности, однако у разных людей есть свои особенности, связанные с определенными видами памяти.

5. Слуховая: звуки музыки

Казалось бы, слух - основной канал получения информации для большинства людей, однако это не значит, что самый удобный. Многие признаются, что, обладая нормальным слухом, все же плохо воспринимают информацию, которую всего лишь прослушали. А другие - запоминают влет. Таких людей еще называют аудиалами: у них хорошо развита слуховая память. Незаменимое качество для музыкантов, преподавателей, переводчиков-синхронистов и пр.

6. Тактильная: память тела

Если у человека хорошо развита тактильная (она же - осязательная) память, по одному прикосновению, например, к вещи он может вспомнить, как много лет назад касался такой же - и воспроизвести события той минуты в мельчайших деталях. Такие люди часто «пускают в ход» руки, оценивая предметы не только зрительно, но и на ощупь - и чувствуют себя беспомощными, если задействовать память тела не удается.

7. Обонятельная: запахи детства

Иногда запах может пробудить в памяти целые картины из прошлого, даже из далекого детства: лица людей, обстановку комнаты, картины природы, чувства и звуки. Так бывает с людьми, у которых хорошо развита обонятельная память.

8. Зрительная: лучше один раз увидеть

Этот вид памяти - самый востребованный, он хорошо развит у большинства людей. У 60 процентов людей зрение - главный способ получить и запомнить информацию, они лучше всего воспринимают ее «на глаз», например рассматривая или читая. Увидеть один раз им реально лучше, чем сто раз услышать.

9. Вкусовая: секреты специй

В кулинарных телешоу часто проводят так называемый слепой тест: участникам предлагают попробовать блюдо и разобрать его на составляющие, ориентируясь только на свой вкус. Лишь единицы справляются максимально успешно, умудряясь опознать, например, в супе из пары десятков ингредиентов практически все вплоть до специй. У этих людей хорошо развита вкусовая память. Для повара - неоценимый плюс.

10. Механическая: от руки

Некоторым людям (их не так много, как кажется) нужно подключить руки, чтобы запомнить нужную им информацию - например записать ее, если это цифры. Механическая память развита у музыкантов, которые запоминают музыку не только на слух, но и как набор определенных движений.

11. Эмоциональная.

Так называют память на события, имеющие яркую эмоциональную окраску. Они могут закрепляться в памяти без каких-то усилий со стороны самого человека, а потом воспроизводиться буквально за мгновение - как яркие фотовспышки. При этом хозяин такого воспоминания может вспомнить все в мельчайших деталях, чему сам будет удивлен. В принципе все люди лучше запоминают то, что затронуло эмоции, но эмоциональная память развита у всех по-разному. Считается, чем она лучше, тем чувствительнее хозяин такой памяти - тем сильнее у него развита способность сопереживать и чувствовать других людей - то, что называется эмпатией.