Можно ли отмечать день рождения в Страстную седмицу? Можно ли праздновать день рождения заранее А если позже своей даты.

Многих волнует вопрос, можно ли отмечать годовщину смерти раньше, когда нет возможности сделать это в день смерти? Есть ряд правил и рекомендаций, которых необходимо обязательно придерживаться и соблюдать во время поминок усопшего. Ведь случаются разные ситуации, и не всегда есть возможность вовремя устроить поминки. Как это сделать правильно, чтобы новопреставленному на том свете не было плохо?

Что такое помины?

Помины - это обряд, который совершают, чтобы почтить память усопшего человека. Светское мероприятие, то есть трапеза, оказывается неким основанием поминок, которое близкие почившего устраивают в его жилище, на кладбище или в ином месте (кафе, столовые, рестораны).

Поминки проводят несколько раз:

  • в день кончины или на следующий день;
  • на третий день после смерти - обычно это день похорон;
  • на девятый день;
  • на сороковой день;
  • в дальнейшем поминальные обеды осуществляют на шестой месяц с момента кончины (хотя в храме в этот срок не служат Панихиду), а потом все следующие годовщины.


Когда речь идет о поминальных столах, то правоверные христиане придерживаются годовщин. Поминовение в церкви на 3, 9 и 40 дни основывается на вековой храмовой практике. Двое суток душа человека после кончины присутствует на Земле и посещает места, в которых ей нравилось пребывать при жизни. На третьи душа отправляется к Богу на поклонение. Следующую неделю ангелы показывают душе обитель святых и великолепие рая, на девятый день душу снова ведут на поклонение к Богу, после чего отправляют в ад на 30 дней.

В течение этого времени нахождения в преисподней душе показывают все 9 кругов и места мучений грешников. На сороковой душа возносится на небеса на поклонение к Богу и тогда Господь уже решает, где душа будет обитать до Страшного суда.

Как помянуть новопреставленного?

До погребения, с момента преставления над телом покойника читается Псалтырь. Его продолжают читать и после того, как провели похороны, вплоть до сорокового дня.

Также о почившем упоминается в процессе отпевания, которое положено проводить на третьи сутки после кончины. Оно обязательно должно проходить над телом усопшего, а не заочно, поскольку на похороны приходят все близкие: родственники, знакомые, друзья, соседи, и их молитва очень важна, она соборная.

Помянуть почившего можно не только молитвами, но и добрыми деяниями, жертвами.

В этот период можно (даже нужно) раздать всем бедствующим и нищенствующим одежду, обувь, другие предметы быта покойного, чтобы они послужили добрую службу. Вещи должны быть в хорошем состоянии. Делать это можно с первого дня после кончины человека.

Нередко случается так, что годовщина кончины близкого человека выпадает на рабочий день, когда родственники связаны работой и нет возможности все подготовить. Этот день может совпасть с духовным празднеством, церковники в этом случае обязательно рекомендуют перенести годовщину усопшего на срок немного раньше либо позже даты.

Служители церкви считают, что совсем необязательно проводить поминальный обед в годовщину кончины. Если есть какие-то веские причины не делать этого, то сначала нужно опираться на них.

Не рекомендовано справлять годовщину кончины на неделе Светлой Пасхи и во время страстной седмицы Великого поста. В этот период все мысли и действия должны быть направлены к жертве Иисуса Христа на страстной седмице, в неделю Светлой Пасхи нужно радовать от известия о воскрешении Христа. Так что если годовщина выпала в эти недели, лучше всего мероприятие переместить на Радоницу - день поминовения усопших.

Если годовщина смерти выпадает в день Рождества Христова или в Рождественский сочельник, то помины следует перенести на 8 число или немного позже. Если сороковой день придется на Рождество, то следует накануне этого заказать панихиду, в сам день помолиться за усопшего, а уже после провести поминки с родственниками. Даже лучше, что после праздника, все будут в приподнятом настроении, поминки ведь тоже посвящены рождению, только рождению человека в вечной жизни.

По этой причине первоначально необходимо заказать в храме Литургию об упокоении Души умершего и Панихиду на День его поминовения. Также следует самим помолиться об усопшем. Поминальный обед или ужин можно отложить на поздний срок, на недалекие выходные дни от годовщины смерти. Очень важно церковное молитвенное упоминание усопшего на третий, девятый и сороковой дни после кончины. Это имеет большое значение для него, это облегчит страдания после разлуки души с телом, это умилостивит Владыку, который определяет место души за гробом по земным деяниям человека.

Если годовщина выпадает на значимые церковные праздники, то разрешено перенести на ближайшие выходные.

Но в этот день обязательно нужно сходить в церковь для молитвы, поставить свечу за упокой души, пожертвовать на нужды храма, подать нуждающимся у ворот церкви.

Чтобы поминки за столом принесли пользу умершему человеку, лучше поступить, как велел Спаситель: на трапезу не звать ни друзей, ни соседей, ни родственников. Но когда готовишь ее, то стоит приглашать на нее всех нуждающихся: нищих, хромых, слепых, увечных. Либо просто раздать поминальный обед социально незащищенным слоям населения от имени преставившегося.

Не приветствуется в православном христианстве перенесение даты поминов в сороковой день на более ранний срок.

Необходимо на это время в храме заказать Литургию и Панихиду, самостоятельно немного помолится за новопреставленного. А потом по возможности помянуть умершего дома, за поминальной трапезой.

О перенесение даты годовщины смерти лучше советоваться со священнослужителем, объяснить причину переноса. Конечно, желательно поминать именно в день кончины, поскольку за день до этого человек еще жил, радовался, был счастлив. Поминать его нельзя.


Если нет возможности справлять годовщину смерти в заявленную дату, то стоит ее перенести на несколько дней вперед. Раньше поминать не желательно.

В первую годовщину с даты смерти усопшего поминают в то же число.

Самое главное в годовщину смерти - помолиться за усопшего, сходить в храм, стараться делать добрые дела от имени преставившегося, упоминать его в записках, ставить свечи об упокоении души. Поминальную трапезу для родственников можно устроить в любой удобное для всех число месяца, чуть позже или раньше дня смерти.

Здравствуйте! Мне в этом году исполняется 40 лет. Родственники в один голос твердят, что нельзя отмечать сорокалетие. Есть ли в этом смысл? Некоторые связывают число 40 – это как сороковины. Как поступить? День рождения – 1 июля. Спасибо.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Мнение, что нельзя отмечать сорокалетие, является обычным суеверием. Порождено оно совершенно произвольной ассоциацией. Общая причина появления таких предрассудков - отсутствие подлинной воцерковленности. Если мы начнем изучать Священное Писание, то увидим, что число 40 многократно там упоминается. Образуется оно путем умножения двух других символических чисел: 4 (символ пространственной законченности видимого мира) и 10 (символ относительной завершенности). Последнее число, в свою очередь, может быть получено путем сложения двух других чисел, которые также символизируют полноту, как в мире духовном, так и мире видимом: 3 и 7. В результате число 40 выражает собой совершенную полноту.

– Сорок дней и сорок ночей продолжался потоп (Быт. 7: 17).

– Сорок лет было Исааку, когда он взял себе в жены Ревекку (Быт. 25: 20).

– Странствование евреев по пустыне продолжалось сорок лет (Исх. 16: 35; Чис. 14: 33; Втор. 8: 2).

– На три сорокалетия делится жизнь пророка Моисея, продолжавшаяся сто двадцать лет. Сорок дней и сорок ночей он провел на горе Синай (Исх. 24: 18; 34: 28).

– После рождения мальчика женщина сорок дней проходит очищение (Лев. 12: 2, 4). Если она рожала младенца женского пола, то очищение продолжалось восемьдесят дней (40 + 40).

– Иисус Навин говорит: я был сорока лет, когда Моисей, раб Господень, посылал меня из Кадес-Варни осмотреть землю (Нав. 14: 7).

– После победы судии Гофониила над царем Месопотамским Хусарсафемом покоилась земля сорок лет (Суд. 3: 1–11). Сорок дней приглашал филистимлянин Голиаф евреев вступить с ним в поединок (см.: 1 Цар. 17: 16).

– Цари Давид и Соломон правили по сорок лет (2 Цар. 5: 4; 15: 7; 3 Цар. 2: 11; 3 Цар. 11: 42).

– Передняя часть Иерусалимского храма, построенного Соломоном, имела ширину в сорок локтей (3 Цар. 6: 17).

– Сорок дней продолжался путь Илии до горы Божией Хорива (3 Цар. 19: 8).

– Срок дней было дано жителям Ниневии на покаяние: (Иона 3: 4).

В земной жизни Господа нашего Иисуса Христа с числом 40 связаны два важных события. Перед началом проповеди Царства Небесного Спаситель мира, удалившись в безводную Иудейскую пустыню, постился 40 дней, ничего не вкушая (Мф. 4: 2; Лк. 4: 2). До Вознесения воскресший Господь оставался на земле тоже 40 дней (Деян. 1: 3).

Количество записей: 112

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как поступить, моя бабушка умерла 7 января 2013 г., на Рождество, в этот же день у моего мужа день рождения. Можно праздновать день рождения или нельзя?

Александра

Александра, в первую очередь мы должны праздновать Великий Праздник Рождества Христова. В этот день по церковному уставу не положено поминовение усопших (только отпевание). Годовое поминовение можно переносить. Поэтому в сам Праздник, конечно, можно справить день рождения. А поминки по усопшей бабушке сделайте на несколько дней позже.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, просветите, пожалуйста, можно ли отмечать свадьбу перед Крещением, т. е. 18 января?

Инна

Здравствуйте, Инна! Дни с 7 по 19 января, так называемые Святки, в Церкви принято посвящать духовной радости о воплощении Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа. В эти дни не совершается браковенчание. Кроме того 18 января – Крещенский сочельник, день строгого поста. Поэтому перенесите торжества на один из последующих дней.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Скажите, пожалуйста, можно ли расписаться (без свадьбы) в ЗАГСе до 40 дней смерти моего папы? Я в положении, и папа очень хотел, чтобы я вышла замуж. Планировали только роспись, без увеселений. Мне бы хотелось исполнить его волю, пока душа его здесь. Вопрос: можно ли? Спасибо!

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Я считаю, что не только регистрацию, но и венчание нужно совершить до начала Рождественского поста. А торжество отложить на само Рождество.

иерей Александр Белослюдов

Забыли, что не прошло 40 дней по бабушке, и подали заявление в ЗАГС, можно ли отметить в тесном кругу?

вероника

Заявление подать можно, но свадьбу играть неприлично. В крайнем случае, просто зарегистрируйтесь, а вот торжества перенесите на время после окончания траура. Дело не в суевериях и мистике, а в моральной стороне поступка.

протоиерей Максим Хижий

Добрый день. 10 ноября умер папа, сбила машина. А 22 ноября была запланирована свадьба моей подруги, и я свидетельница. Теперь я не знаю, что мне делать. Свадьба будет не пышная.

ольга

Здравствуйте, Ольга! Первые сорок дней после смерти – это время усиленной молитвы за усопшего. Тем более, что Ваш папа умер скоропостижно, без подготовки. Ваши молитвы ему особенно нужны. Поэтому Вам лучше не посещать увеселительные мероприятия. В крайнем случае, если подруга не найдет свидетельницу, можно прийти на регистрацию или венчание, а на застолье не ходить. Думаю, Вас поймут, причина более чем уважительная.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хочу отпраздновать день рождения моего сыночка, ему один годик исполняется, отметить хотим в кафе, но перед нами в этот день будут проходить поминки. Объясните, пожалуйста, можно ли отмечать наш праздник в этом же зале после поминок? Заранее благодарна.

Светлана

Светлана, можно. Мы в церкви отпеваем, и тут же крестим, и венчаем - и наоборот. Главное - жить по-христиански. Так что все это в порядке вещей. День рождения можно справлять.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Батюшка, скажите, пожалуйста, вот я занимаюсь вязанием, в воскресенье и в праздники я, конечно же, не вяжу. Вопрос в том, можно ли вечером накануне воскресенья вязать?

Яна, православный христианин обязан каждый воскресный день бывать в церкви. Церковный день начинается с вечера предыдущего дня. Поэтому на вечерней службе в субботу тоже следует присутствовать. Не нужно заменять молитву в церкви домашней работой (вязанием), которую можно перенести на другое время.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, у меня вопрос можно ли заниматься спортом (это не работа просто для себя) во время поста, в праздники и в воскресенье? Я думаю, что в праздники и в воскресенье нельзя. Во время поста если нет в те дни праздника можно?

Анна

Анна, думаю, в воскресные и праздничные дни нужно быть в храме на службе. В другие дни, в том числе и в пост – пожалуйста, занимайтесь спортом, если этого Вам хочется.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! У меня 2 вопроса: 1. Когда во время Литургии можно ставить свечи, а когда - нет? 2. Православные должны почитать субботу или только воскресенье?

Елена

Елена, свечи в церкви на службе можно ставить всегда. Мы чтим день седьмой, т. е. воскресенье. Другие дни тоже освящены Богом, и в каждый из них мы славим Творца, но день воскресный важнее всех. Воскресенье – это малая Пасха.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, у меня накануне умерла бабушка, а через месяц у меня день рождения. Скажите, мне можно праздновать или нет?

Александр

Александр, нет особых правил по этому вопросу. Но лично я думаю, что дни поминовения усопших важнее, чем день рождения. Усопшие за себя не могут сами помолиться, и поэтому они надеются на нашу и церковную молитву. Так что мой совет - пока 40 дней не пройдет, справлять день рождения не нужно. В этот период лучше усиленно помолиться за Вашу бабушку, заказать ей поминовение в Церкви. А день рождения справите потом – немного с опозданием, но ничего страшного.

иеромонах Викторин (Асеев)

Батюшка, разъясните, почему в Евангелии значится суббота, а в православии почитается воскресенье? Многие говорят, что надо почитать субботний день, а не воскресный.

Вера

Здравствуйте Вера! Предписания Закона Моисеева можно разделить на две категории: имеющие исторический, то есть преходящий, характер (например, деление животных на чистых и нечистых) и непреходящие – сохраняющие значимость и для христианской религии. Последние в условиях Нового Завета получили и новое значение – духовно углубленное и расширенное. Установление о субботе сохранено. Суббота издревле отличается в Православной Церкви от остальных дней недели чинопоследованием богослужения. Суббота – праздничный день: если Великим постом в течение пяти дней седмицы не совершается полная литургия, то в субботу служится литургия святителя Иоанна Златоуста, во время которой освящаются Святые Дары. В субботу делается ослабление поста. Однако прежние установления о субботе, данные для людей Ветхого Завета, не могли сохраниться неизменными: «Ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7: 6). Самое главное изменение заключается в том, что суббота для христиан стала временем покоя не в смысле освобождения от бытовых занятий, а в значении вечного покоя для всех усопших членов Церкви. Именно в субботу совершаются специальные заупокойные службы. Тем не менее главным праздничным днем для христиан стало воскресенье, поскольку это день Пасхи Христовой. Его значение неизмеримо выше, чем значение субботнего дня. В этот день как раз предписано воздерживаться от обременительных трудов. В воскресение не принято работать не потому, что на этот день «перенесена» суббота, а потому, что в праздники не принято работать. Это и в библейские времена относилось не только к субботе, но и к другим праздникам.

иерей Владимир Шлыков

Можно ли отмечать день рождения, если в этот день исполняется 40 дней после смерти мамы?

Наталья

Наталия, какой может быть день рождения в этот день? Это же Ваша мама! Вы должны за нее в этот день усиленно молиться. В 40-й день определяется, куда пойдет душа, в ад или в рай. Поэтому на 40-й день Вам обязательно нужно пойти в церковь и помолиться за свою маму, а по окончании службы попросить священника отслужить панихиду.

иеромонах Викторин (Асеев)

Слава Богу, батюшка! Мне бы хотелось узнать, почему в праздничные дни, в понедельник, нежелательно принимать ванну, и в понедельник надевать новую одежду? Спаси Господи!

Николай

Дорогой Николай, то, о чем Вы написали, является предрассудками и суеверием. Мыться и переодеваться надо по мере необходимости. Советую Вам чаще ходить в храм, приобретать там литературу, из которой Вы узнаете, как должен вести себя христианин в храме и быту.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, как поступить в следующей ситуации. У меня 21 сентября умерла бабушка, очень скорблю по ней... А 5 октября у дочки день рождения - 5 лет. Можно ли отметить день рождения, и как? До этого события хотели в детскую комнату сходить, теперь думаю просто скромно дома в кругу семьи отметить. Спасибо.

Мария

Мария, да, конечно, Вы правильно думаете. Справить день рождения ребенка можно и даже нужно, но более скромно, и без посещения развлекательных программ. Как пройдет 40 дней, так и сводите ребенка в детскую комнату. Сейчас нужно сугубо молиться за бабушку.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте. 27сентября у меня день рождения - исполняется 40 лет. Скажите, пожалуйста, могу ли я отпраздновать? Я боюсь, потому что это 40 лет, а главное - 27 сентября большой церковный праздник. Коллеги на работе ждут, готовятся. Как правильно поступить? Спасибо.

Елена

Елена, 27 сентября - Великий церковный праздник, Воздвижение Креста Господня. Хотя это и праздник, конкретно в этот день церковь не поощряет увеселения. В этот день положен строгий пост, нельзя есть мясных молочных, продуктов, яиц и, конечно, спиртного. 40 лет - хорошая дата, и можно ее справить, но только не 27 сентября. Если Вы собрались отметить свой день рождения, то сделайте это в любой другой день. Например, 28 сентября, - это будет воскресенье, и кушать можно всё - и Вам смущения не будет, и гостям день рождения будет в радость.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! 27.09.80 мы поженились, не зная, что это большой христианский праздник. Простит ли нас Господь за этот грех?

Нина

Здравствуйте, Нина! Нет греха непростительного, кроме нераскаянного. Покайтесь в своем грехе на исповеди.

иерей Владимир Шлыков

Ну, как, вы в пятницу собираетесь справлять день рождения дочки? Я была крайне удивлена, услышав вопрос коллеги. Ведь двухлетие моей девочки приходилось как раз на . Коллега была не единственной среди многочисленных православных знакомых, которые, узнав о переносе семейного праздника, строго отчитывали, что мы лишаем ребенка детства, что он все равно ничего не понимает в «церковных делах».

В общем, оказалось, что тема «Семейные праздники в Страстную седмицу» имеет место быть. Именно о ней – разговор с , настоятелем храма вмч. Георгия Победоносца Патриаршего подворья в Грузинах.

Протоиерей Феодор Кречетов

— Что делать, если какие-то важные семейные праздники приходятся на Страстную седмицу?

— Если в семье супруги верующие, между ними согласие и понимание, такого вопроса просто не возникает. Я сам с детства привык к тому, что любые семейные торжества, выпадающие на Пост, переносились на ближайший воскресный день или на или даже на время после Пасхи. Это было естественно и никому просто в голову не могло прийти, что, скажем, день рождения можно отмечать в один из дней Страстной. И никто не чувствовал себя ущемленным, если его личное торжество переносилось…

Вопрос приобретает актуальность в тех семьях, где один из супругов – неверующий или просто «либерально» смотрит на вопросы церковной жизни. Тогда согласия достичь бывает сложно, и порой просто нужно идти на разумный компромисс: хотя бы не трогать вторую половину седмицы: четверг, пятницу, субботу… Потому что это особые дни, и проводить их православному христианину, по возможности, все-таки желательно в храме.

— Мне приходилось слышать такие возражения: ради чего лишать маленького ребенка праздника, если он еще не в состоянии понять, что за События мы вспоминаем на …

— На самом деле, ребенок впитывает, запоминает общий настрой своих близких. А вот что касается празднования дня рождения маленького ребенка, здесь как раз не имеет смысла настаивать на конкретной дате: когда взрослые устроят ему праздник, тогда он и будет рад. А в дальнейшем, когда он станет взрослее, ему и в голову не придет ожидать для себя веселья в напряженные и скорбные для каждого христианина дни. Если, конечно, перед ним будет пример старших.

Я помню, переносил празднование своего Дня Ангела, потому, что он пришелся на Первую седмицу Великого Поста. Это пример всем нам, что ради общецерковных событий можно сдвинуть свои собственные, даже такие значимые, как День Ангела.

— А как по Вашему, почему вообще сегодня у людей возникает мысль, что семейные торжества и Страстная седмица – вполне совместимы?

— Просто сейчас все чаще наблюдается зацикленность людей на собственном «я», на его значимости. И еще – это результат отсутствия чувства меры, впадение в некоторые крайности. Одна крайность бывает обычно в начале обращения к Богу, так называемый дух неофитства, когда люди еще не умеют рассчитывать свои силы и обычно пытаются поступать по букве, например, поститься очень строго, хотя ни сил, ни условий для этого нет.

Другая крайность обычно бывает позже, когда люди уже набрались опыта и, поняв, что по букве духовная жизнь не строится, решают, что не будут «слепо подчиняться букве», ведь главное – дух. И начинают слишком легко и неосмотрительно отрицать правила, традиции, часто в итоге – саму церковную жизнь, произвольно подстраивая ее под свои личные желания и требования.

Если нам так кажется проще и легче, почему бы так и не сделать? Ведь главное, чтоб «в душе все было по-настоящему». Насколько «настоящее в душе» при расставляемых таким образом приоритетах, говорить не стоит.

Если я считаю себя церковным человеком, то всегда должен свою личную жизнь подчинять жизни церковной. Не должно быть произвола собственной воли людей.

— А нет в этом случае риска уйти как раз в формальное выполнение неких правил и установок?

— Человек всегда должен искать свою меру, исходя из осознания того, чем он готов пожертвовать ради Бога. И это чувство четко дает понять, что допустимо, а что – нет. А мы как раз сегодня часто наблюдаем потерю чувства меры… Она возникает чаще всего в том случае, когда человек внешне – принял православие, его захватывает новизна ощущений, он пробует жить церковной жизнью, но она не становится ему глубинно – близкой, оставаясь чем-то формальным.

А церковная жизнь не должна быть формальной. Зачастую такой она была, скажем, в предреволюционное время, когда многие люди воспринимали все, связанное с верой, как обычай. Потеря благоговения, а в итоге – и самого смысла привела к тому, что потом легко утерялись и все обычаи. Или они трансформировались, иногда настолько бессмысленно, что люди не знают, зачем они совершают те или иные действия.

Раньше, после Пасхи, в Радоницу, люди, помолившись в храме, шли на кладбища, к своим ушедшим близким и клали на могилы куличи, яйца, чтобы потом нищие ходили, подбирали это приношение как милостыню и, поминали усопшего, чье имя указано на кресте. А сейчас это превратилось в какую-то обязательную нагрузку: , зачем, почему – сами не знают. Но надо – положено: все так делают. Как раз произошла потеря смысла.

То же самое – и с семейными праздниками на Страстную. Человек говорит себе: «Главное, что я – внутренне – верю. Для чего мне тогда соблюдать обычаи. И воспоминания, о которых говорит Церковь, мне не нужны. Я и так все помню». Человек настаивает на какой-то своей личной вере. Баланс между личной верой и церковным сознанием оказывается не просто нарушенным, но потерянным вовсе.

— Какова цена потери?

— В итоге теряется живое ощущение, живое присутствие Христа в жизни. Страстная Седмица – это время, когда человек зримо и выпукло ощущает схождение времени, всемирной истории в одной точке. И ощущает свою причастность к этому. Через молитвы, через весь настрой служб Страстной седмицы мы переносимся, вне времени и пространства в то, что произошло более 2000 лет назад и одновременно – происходит сейчас, сопереживаем и участвуем в тех Событиях, ведь каждый день Страстной седмицы соответствует дню земной жизни Спасителя. Через это мы соприкасаемся с Вечностью.

А если человеку это не близко, ему не хочется никуда переносится, службы для него превращаются просто в нахождение внутри храма, где долго стоят и чего-то читают. Конечно, это тягостно и человек успокаивает себя: «Богу не нужно этого нудного стояния. Богу нужно, чтобы я любил Его. И ради чего тогда переносить день рождения дорогого для меня человека ради того, чтоб несколько часов провести на ногах в душном храме?» Происходит потеря чувства, но при этом человек продолжает называть себя православным.

Совершается разделение сознания. Нормальному человеку не придет же в голову устраивать праздник, веселиться, когда у него только что умер кто-то из близких. А вот из-за потери чувствительности, живого ощущения присутствия, Евангельские События начинают восприниматься чем-то отвлеченным. Что и приводит к вопросам, наподобие того, который мы сейчас обсуждали.