Древние Микены (Греция) – сокровища царя Микен Агамемнона или исчезнувшая цивилизация. Золотая маска: миф и реальность Мифы и действительность

«Маска Агамемнона» - золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом.

Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот, на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц.

онлайн казино на реальные деньги

В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы, пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ». Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.

Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя. Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу. Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин. В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Археология хранит немало загадок, связанных с древними артефактами и историческими находками. Приоткроем завесу тайны и развенчаем миф о происхождении Золотой маски Агамемнона.

Место находки

В 1876 году немецкий археолог и этнограф Генрих Шлиман вёл раскопки на Пелопоннесе в акрополе древних Микен. Через четыре месяца кропотливых работ у входных ворот верхнего города учёный обнаружил ценный артефакт - золотую погребальную маску. Вместе с маской Шлиман нашёл в большом круговом захоронении многочисленные украшения из золота: серьги, диадемы, пряжки. Общий вес драгоценной находки - 15 килограммов. Шлиман был уверен, что обнаружил гробницу легендарного царя Микен - Агамемнона, его возницы Эвримедона, пророчицы Кассандры и их друзей, умерщвлённых женой Агамемнона - Клитемнестрой и её любовником.

На фотоснимке: Генрих Шлиман - немецкий археолог и предприниматель, один из основателей полевой археологии.

Историческая справка

Микены - древний центр микенской культуры, прародительницы греческой цивилизации. Город расположен на Пелопоннесе и датируется вторым тысячелетием до нашей эры. В настоящее время Микены представляют собой руины.

Агамемнон - царь Микен в древнегреческой мифологии, самый могущественный правитель древней Греции, предводитель греческих войск в Троянской войне, один из главных героев древнегреческого эпоса Гомера - поэмы «Илиада». Царь Агамемнон славился благородством, мужеством и своими несметными богатствами.


На фотографии: гробница Агамемнона в Микенах, известная также как Сокровищница Атрея, отца Агамемнона.

Маска Агамемнона

Шлиман не являлся профессиональным археологом, а был увлечённым любителем-самоучкой, которого волновала история древнего города Микены. Он был одержим идеей найти гробницу великого царя Агамемнона. Неудивительно, что самую красивую из масок, обнаруженных им в захоронении, этнограф напрямую связал с правителем Микен. В связи с этим он назвал маску именем Агамемнона.

Посмертная маска выполнена из толстой золотой пластины и изображает лицо пожилого бородатого мужчины индоевропейского типа: близко посаженные глаза, тонкий нос, крупный рот. Кончики усов приподняты вверх. Возле ушей видны бакенбарды. В маске есть отверстия для нитей, которыми она крепилась к лицу.

Миф и реальность

Как показало время, предположение Генриха Шлимана о том, что посмертная маска принадлежит царю Агамемнону, оказалось неверным. В ходе исследований золотой маски современные археологи пришли к выводу, что она относится к 1550-1500 годам до нашей эры и не соответствует периоду, когда предположительно жил царь Агамемнон. Могущественный владыка Микен правил на три века раньше. Выяснилось, что драгоценнная находка гораздо старше легендарного древнегреческого правителя. Несмотря на это, золотая погребальная маска всё же сохраняет своё название.

Исчезнувшая и неизвестная прежде древняя цивилизация была найдена в Микенах в 1874 году немецким археологом Генрихом Шлиманом совершенно случайно. В надежде найти свидетельства эпохи Троянской войны археолог нашел знаменитую золотую маску царя Агамемнона.

Сегодня установлено, что шахтные гробницы микенского акрополя построены в XVI столетии до нашей эры, за пару столетий до событий, послуживших темой гомеровской «Илиады». Эту цивилизацию было названо микенской, по имени ее главного центра.

Считается, сто изначально жители Микен поддерживали хорошие отношения с жителями Крита. Но, в 1450 году до нашей эры, захватили их земли. Это случилось после сильного извержения вулкана на острове Тира. Извержение было настолько сильным, что последствия ощутил весь бассейн Эгейского моря. Лавой были уничтожены дворцы на острове Крит и минойская цивилизация начала угасать. Микены стали доминировать.

Гробница Агамемнона, ее еще называют сокровищницей Атрея, самая большая из девяти отрытых сегодня в Микенах. Строение, напоминающее улей, относят к 1250 году до нашей эры. Оно имеет куполообразную форму, обладает восхитительной акустикой и возведено без использования раствора для кладки.

Сокровища царя Микен Агамемнона или золотая маска Атрея.

В Микенах различают два типа гробниц, которые относят к разным эпохам. Такое разделение ученые считают косвенным доказательством древних мифов о двух разных династиях, правивших в Микенах: персеиды и проклятые богами атриды. Посланное атридам проклятие стало главной темой большинства греческих трагедий. Больше про гробницы смотрите .

Входом в микенский акрополь служат Львиные ворота, на которых два гордых и грациозных льва опираются лапами на цоколь. Их относят к XIII столетию до нашей эры.

Золотая маска Агамемнона

В.А. Чудинов

Так называемая «Золотая маска Агамемнона давно привлекает внимание исследователей. Она была найдена Генрихом Шлиманом в 1876 году в Микенах, и удивила публику тем, что напоминала египетские. Позже одни ученые восторгались этой находкой, другие полагали, что маска вывезена из сокровищниц России, и не имеет никакого отношения к древней Греции.

Моей задачей было либо подтвердить местное происхождение маски, либо, напротив, указать место, из которого она, возможно, была заимствована.


Рис. 1. Так называемая «Маска Агамемнона»

Как атрибутировал данную маску Г. Шлиман? В романе-археологии К.В. Керама «Боги, гробницы, ученые» имеется глава, целиком посвященная данной проблеме - глава 5. Она так и называется: «Маска Агамемнона», откуда заимствован и рис. 1 с подписью («Золотая маска из династического погребения в Микенах. Афины. Национальный музей ») (КЕР, вклейка). В главе говорится о том, что Генрих Шлиман приступил к большой работе 7 августа 1876 года с 63 рабочими, затем число рабочих возросло до 125 человек, первая могила была вскрыта 6 декабря 1876 года, и за 25 дней было вскрыто еще 5 могил; всего были найдены останки 15 человек. Королю Греции была отправлена телеграмма: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра, Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и ее любовником Эгистом ». Это сообщение Керрам комментирует так: «Можно себе представить, какое потрясение испытывал Шлиман, когда он отрывал останки тех, кто, как ему казалось, жил в страстях и ненависти более двух тысяч лет тому назад. Шлиман не сомневался в своей правоте » (КЕР, с. 46).


Рис. 2. Мое чтение надписей на бровях маски

Впрочем, описания самой маски у Керама нет. Зато она воспроизведена художником на обложке книги Ф. Ванденберга «Золото Шлимана». Ванденберг так передает момент раскопок: «А Шлиман уже расчищал череп погребенного. Инструменты, прикасаясь к нему, издавали металлический звон. Безобразный, он имел странную форму. Проглядывали толстые веки, выступила узкая переносица, высокие скулы - всё это было совсем не похоже на обычные кости черепа. Прошло некоторое время, пока Шлиман догадался: на лице мертвеца лежала золотая маска, деформированная многотонной тяжестью камней.

- Агамемнон! - прошептал он. Это Агамемнон!

Всю долгую бессонную ночь Шлиман провел, питая иллюзии и думая, что нашел гробницу Агамемнона. Но следующий день несколько охладил его детский восторг. В шахте гробницы показался второй скелет, затем третий, четвертый и - днем позже, на еще большей глубине - пятый. У последнего была самая богатая из трех золотых масок. Два черепа оставались открытыми.

Но Шлиман не уверен, он близок к отчаянию. Гомер ничего не упоминал об обычае хоронить мертвых в золотых масках!

Запись в дневнике: «К сожалению, черепа этих пятерых были сильно повреждены, и их не удалось спасти. У двоих, лежащих головой на север, лица покрыты большими золотыми масками; одна из них очень сильно повреждена грунтом и камнями, и пепел к ней так крепко прилип, что невозможно сделать хорошую фотографию. Если маску долго разглядывать, то можно различить черты лица. Это большое, овальное лицо молодого человека с высоким лбом, длинным прямым носом и маленьким ртом с узкими губами. Глаза закрыты. Хорошо видны ресницы и брови».


Рис. 3. Мое чтение надписей на глазах

Вторая маска сильно отличается от этой: широкое лицо с большими щеками, маленьким лбом, рот тоже маленький, полные губы, глаза закрыты. Третья также не похожа на две другие. По словам Шлимана, «маска, покрывающая лицо одного из положенных головой на восток покойников, была сделана из более толстого золота. Черты лица отличаются. По морщинам вокруг большого рта с узкими губами видно, что это был пожилой человек. У него высокий лоб и большие глаза. Глаза открыты, ресниц и бровей нет. К сожалению, нос на маске расплющен камнем».

Под влиянием мифов у Шлимана было другое представление о героях Гомера. Те, кого он здесь нашел, были обычными людьми, без всякого божественного сияния, которое приписывалось Агамемнону и его окружению. За найденными масками не скрывались идеализированные герои - это были простые смертные, выглядевшие по-разному » (ВАН, с. 496-498). Из этого замечания Филиппа Ванденберга можно понять, что найденные изображения не соответствовали мифологическим героям. Но являлись ли они действительно масками тех самых лиц, которые стояли перед взором Шлимана? Почему он решил, что третья маска - маска пожилого человека и есть портрет Агамемнона?

Но Ванденберг так не решил, ибо нахождение последней маски он описал в следующей главе. «В волнении Шлиман опустился на колени перед останками высокого человека. Давившая сверху земля сплющила скелет на 3-4 сантиметра. Но все черты можно было распознать. Только череп мощно выступал из земли, словно камень. Он был покрыт золотой маской, толстой, искусно выполненной. И она сохранилась лучше, чем все другие. Генрих позвал на помощь Софью, и они вместе попытались ее очистить. Закончив работу, Шлиман сидел, уставившись на маску, и не мог произнести ни слова.

- Мы... - начала медленно Софья спустя какое-то время, - мы думаем об одном и том же...

Генрих взглянул на нее:

- О чем ты думаешь, Софидон?

- О том, что мы только сейчас нашли Агамемнона. Это - Агамемнон!

«Маска Агамемнона» - золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом . Своё название получила от легендарного царя Агамемнона , поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней.

Маска была найдена в ходе раскопок возле Львиных ворот , на западной стороне микенских укреплений. Шлиман обнаружил группу захоронений (могильный круг А), состоящую из пяти шахтовых гробниц . В них было найдено 19 скелетов (8 мужских, 9 женских, 2 детских). Лица некоторых мужчин были покрыты золотыми масками. Кроме них, в захоронениях были найдены золотые диадемы , пряжки, серьги и золотые весы для «взвешивания душ». Общий вес золотых сокровищ составил 15 килограммов.

Шлиман был уверен, что нашёл гробницу легендарного царя. Королю Греции он писал: «С величайшей радостью сообщаю Вашему Величеству, что мне удалось найти погребения, в которых были похоронены Агамемнон, Кассандра , Эвримедон и их друзья, умерщвленные во время трапезы Клитемнестрой и её любовником Эгистом ». В гробницах было найдено 5 золотых погребальных масок, последнюю из них по времени обнаружения Шлиман связал с легендарным царём Микен.

Маска изображает лицо пожилого бородатого человека с тонким носом, близко посаженными глазами и крупным ртом. Лицо соответствует индоевропейскому типу . Кончики усов подняты вверх в форме полумесяца, около ушей видны бакенбарды . Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Все найденные в гробницах артефакты, включая маску Агамемнона, находятся в экспозиции Национального археологического музея Афин . В археологическом музее Микен выставлена копия маски.

Напишите отзыв о статье "Маска Агамемнона"

Литература

  • Спафари Э., Петропулу К. Коринф. Микены. Археологические памятники и музеи. - Афины, 2006. - С. 38-39.
  • Керам К. Маска Агамемнона // . - СПб.; Нижний Новгород: КЭМ; Нижегородская ярмарка, 1994. - ISBN 5-85694-018-0 ; 5-87893-003-X.

Отрывок, характеризующий Маска Агамемнона

Катары спускались уже намного ниже. Теперь они двигались между двух угрюмых, вооружённых колон. Крестоносцы молчали, хмуро наблюдая за процессией худых, измождённых людей, лица которых почему-то сияли неземным, непонятным восторгом. Это охрану пугало. И это было, по их понятию, ненормально. Эти люди шли на смерть. И не могли улыбаться. Было что-то тревожное и непонятное в их поведении, от чего охранникам хотелось уйти отсюда побыстрей и подальше, но обязанности не разрешали – приходилось смиряться.
Пронизывающий ветер развевал тонкие, влажные одежды Совершенных, заставляя их ёжиться и, естественно, жаться ближе друг к другу, что сразу же пресекалось охраной, толкавшей их двигаться в одиночку.
Первой в этой жуткой похоронной процессии шла Эсклармонд. Её длинные волосы, на ветру развеваясь, закрывали худую фигурку шёлковым плащом... Платье на бедняжке висело, будучи невероятно широким. Но Эсклармонд шла, высоко подняв свою красивую головку и... улыбалась. Будто шла она к своему великому счастью, а не на страшную, бесчеловечную смерть. Мысли её блуждали далеко-далеко, за высокими снежными горами, где находились самые дорогие ей люди – её муж, и её маленький новорождённый сынишка... Она знала – Светозар будет наблюдать за Монтсегюром, знала – он увидит пламя, когда оно будет безжалостно пожирать её тело, и ей очень хотелось выглядеть бесстрашной и сильной... Хотелось быть его достойной... Мать шла за нею, она тоже была спокойна. Лишь от боли за любимую девочку на её глаза время от времени наворачивались горькие слёзы. Но ветер подхватывал их и тут же сушил, не давая скатиться по худым щекам.
В полном молчании двигалась скорбная колонна. Вот они уже достигли площадки, на которой бушевал огромный костёр. Он горел пока лишь в середине, видимо, ожидая, пока к столбам привяжут живую плоть, которая будет гореть весело и быстро, несмотря на пасмурную, ветреную погоду. Несмотря на людскую боль...
Эсклармонд поскользнулась на кочке, но мать подхватила её, не давая упасть. Они представляли очень скорбную пару, мать и дочь... Худые и замёрзшие, они шли прямые, гордо неся свои обнажённые головы, несмотря на холод, несмотря на усталость, несмотря на страх.. Они хотели выглядеть уверенными и сильными перед палачами. Хотели быть мужественными и не сдающимися, так как на них смотрел муж и отец...
Раймон де Перейль оставался жить. Он не шёл на костёр с остальными. Он оставался, чтобы помочь оставшимся, кто не имел никого, чтобы их защитить. Он был владельцем замка, сеньором, который честью и словом отвечал за всех этих людей. Раймонд де Перейль не имел права так просто умереть. Но для того, чтобы жить, он должен был отречься от всего, во что столько лет искренне верил. Это было страшнее костра. Это было ложью. А Катары не лгали... Никогда, ни при каких обстоятельствах, ни за какую цену, сколь высокой она бы ни оказалась. Поэтому и для него жизнь кончалась сейчас, со всеми... Так как умирала его душа. А то, что останется на потом – это уже будет не он. Это будет просто живущее тело, но его сердце уйдёт с родными – с его отважной девочкой и с его любимой, верной женой...