Дыбина что предмет расскажет о себе. Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе

Комплексные конспекты

Конспект образовательной деятельности детей со взрослым
в старшей группе о.о. "Познание", "Коммуникация"
«Путешествие в мир предметов»

Марфина Ольга Николаевна, воспитатель
д/с №63 г.Ангарск Иркутская область

Тема: Предметный мир.

Цель: Расширить представления о предметах рукотворного мира.

Образовательные задачи:

  1. Закреплять умения детей группировать предметы по назначению: посуда, инструменты, техника, предметы для изотворчества.
  2. Углубить знания детей об истории бытовых приборов: пылесос, утюг.
  3. Учить детей ориентироваться в прошлом и настоящем предметов.
  4. Учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и качества металла; составлять алгоритм описания материала.
  5. Продолжать учить составлять связный рассказ по серии картинок.

Развивающие задачи:

  1. Развивать умение свободного общения между взрослыми и детьми.
  2. Развивать познавательную активность, интерес к предметам рукотворного мира.
  3. Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между свойствами и качествами материала и способом использования.

Воспитательные задачи: Воспитывать бережное отношение к предметам рукотворного мира.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений.
  • Загадывание загадок о предметах.
  • Д\игры «Что сначала, что потом», «Почемучка 4», «Узнай материал», «Из чего сделаны предметы?», «Чудесный мешочек» и др.
  • Рассматривание энциклопедий, иллюстрированного материала, познавательных ширм «Чух - чух, чух - чух, разгорелся наш утюг» (история утюга) , «История пылесоса», «История плиты».
  • Классификация (наклеивание картинок на ватман) предметов домашнего обихода.

Методическое и дидактическое обеспечение:

Два больших конверта - один с изображением «Капитошки» без адреса, другой красочный с картинками с адресом д\с; письмо от Незнайки; панно-рюкзак, к нему предметные картинки: тарелка, ложка, кружка; топор, пила, игла; магнитофон, фотоаппарат, видеокамера; краски, альбом, кисточка (карандаши) .

Музыка на диске «Езда на паровозике»; имитация ворот (из мягких модулей) с надписью «Цветочный город», вывески «Лаборатория необычных экспериментов», «Музей говорящих предметов».

Предметы бытовой техники (игрушки) : пылесос, утюг, чайник, кофемолка, тостер, холодильник, стиральная машина и др.

Истории эволюции утюга и пылесоса (в картинках) .

Для детей: на каждого набор предметов из металла (монеты, пластины) ; салфетка; емкость с водой; магнит; альбомный лист, разделённый на 6 частей; чёрный фломастер; деревянные кругляшки.

Воспитателю: готовый алгоритм, предметы из металла.

Мольберт; ширмы; лист ватмана с тремя уровнями «небо», «земля», «вода»; наклейки разного транспорта.

Воспитатель сообщает детям, что на адрес нашей группы прислали конверт. Крутит его, восхищается какой он большой, красочный, даёт рассмотреть детям.

Как вы думаете, что в конверте? (предположения детей: сюрприз, письмо)

Кто нам может написать письмо? (выслушивает ответы: Карлсон, Незнайка)

Вы хотите узнать от кого письмо? (да) . Давайте прочитаем!

Открывает конверт, читает письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Карлсона, что вы интересуетесь разными предметами! В нашем Цветочном городе мы любим придумывать предметы и будем рады, если вы поделитесь своими находками. Я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в мир вещей. Желаю успеха. Ваш друг... Незнайка!»

Воспитатель:

Ребята, что вы знаете о Цветочном городе? (ответы детей) . Верно, ребята там живут знаменитые выдумщики и известные изобретатели.

Ребята, вам бы хотелось бы принять приглашение Незнайки? (да) Чтобы отправиться в путешествие, нам надо собраться в дорогу и положить в рюкзак вещи, которые могут пригодиться в пути.

Игровое упражнение на группировку предметов «Собери рюкзак в дорогу». Дети раскладывают предметы на панно - рюкзак по группам:

Посуда - тарелка, ложка, кружка.

Инструменты - топор, пила, игла.

Техника - магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.

Предметы для рисования - краски, альбом, кисть.

Воспитатель предлагает детям взять со стола по одной картинке, на которой изображены разные предметы и разместить их по группам.

Подходите, располагайте! Будьте внимательны!

По окончании воспитатель предлагает детям проверить правильно ли всё дети разложили, если есть ошибки, то исправить, рассказать:

Какие предметы вы положили в рюкзак один ряд? Почему? Как назвать одним словом? Для чего нужны эти предметы в дороге? (ответы детей) .

Воспитатель хвалит детей за внимательность.

Воспитатель:

Лера, какой предмет ты положила в рюкзак? Для чего он нужен? Почему ты его разместила рядом с...?

Молодец, Лера, ты сейчас постаралась и всё сделала правильно!

Воспитатель:

Ребята, теперь мы готовы отправляться в дорогу! Возьмём с собой пустой конверт и всё, что нового и интересного узнаем в путешествии будем складывать в этот конверт! На чём же мы поедем... (слышится паровозный гудок) ... на паровозике!

Физминутка «Езда на паровозике» (дети становятся друг за другом, руки кладут на плечи друг другу, делают круг, останавливаются)

Воспитатель обращает внимание на ворота с надписью «Цветочный город».

Ну, вот, мы прибыли в Цветочный город (читает) ! Проходите, ребята! Ребятки, это же «Лаборатория необычных экспериментов» (читает) . Здесь самый умный коротышка - Знайка, должно быть трудиться над испытанием своего нового изобретения!

Давайте подойдём и посмотрим!

Воспитатель:

Ребята, какие предметы вы видите на подносе? (дети называют) .

Из какого материала они сделаны? (ответ детей: из металла) Значит они какие? (металлические) .

Воспитатель:

Давайте, ребята, сядем и ближе познакомимся с металлом. Дети садятся за стол.

Воспитатель предлагает детям опытническо - экспериментальную деятельность по выявлению свойств и качеств металла.

Ребята, что вы хотите узнать о металле? (дети формулируют задачу) .

Как мы это будем делать? Что нам для этого нужно? (дети разрабатывают методику проведения экспериментов) Что будем делать сначала, что потом?

Если мы так сделаем, что у нас получится? (дети прогнозируют результат)

Воспитатель напоминает детям о технике безопасности.

Давайте проверим ваши предположения! Ребята, будьте осторожны в обращении с металлическими предметами: об острые края можно порезаться! (дети работают, выявляют свойства и качества металла)

Зарисуйте всё, что вы узнали о металле? (дети зарисовывают алгоритм свойств и качеств металла с помощью условных обозначений) .

Воспитатель предлагает зарисовать и рассказать. Формулирование вывода (словесный отчёт) воспитателем с помощью готового алгоритма. Воспитатель предлагает положить самый удачный детский алгоритм в конверт.

Ребятки, вы наверно засиделись? Давайте попьём с вами чайку!

Физминутка «Чайник - ворчун».

Я чайник - ворчун, хлопотун, сумасброд, (шагаем на месте)

Я всем на показ выставляю живот, (руки на пояс, повороты туловища влево - вправо)

Я чай кипячу, клокочу и кричу: (хлопаем в ладоши)

Эй, люди, я с вами почайпить хочу! (прыжки на месте)

Воспитатель подводит детей к вывеске «Музей «говорящих» предметов».

Здесь, ребята, хранятся изобретения известных механиков Цветочного города - Винтика и Шпунтика. Эти предметы могут рассказать о себе много интересного. Давайте подойдём и рассмотрим.

Какую чудо - технику вы узнали? (дети перечисляют: стиральная машина, пылесос, утюг, тостер и др.) Посмотрите, что общего между этими предметами? (ответ детей: эти предметы облегчают домашний труд, их нужно включать в электросеть, это электроприборы) .

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, что бытовые приборы не всегда так выглядели? Хотите узнать, как человек прибирал своё жилище и разлаживал бельё в древние времена? (ответ детей: да)

Воспитатель предлагает взять со стола по одной картинке, рассмотреть её, вспомнить историю этого предмета, объединиться с теми ребятами, у кого такая же история, встать по порядку от самого древнего до самого современного. Воспитатель предлагает застенчивому ребёнку с помощью считалки выбирать группу детей, которые рассказывают историю своего предмета.

Пылесос. Пучок веток - веник (метла) - щётка - хлопушка - первый валиковый пылесос беспроводной - современный пылесос, который чистит не только ковры, но и воздух.

Утюг. Камень - наматывали на скалку и проводили «рубелем» (ребристой доской) - первый утюг нагревали на печи - «Жаровня с углями» (в утюг засыпали угольки из печи) - современный утюг с регуляторами температуры, обдаёт паром и опрыскиватает.

Хвалит детей.

Молодцы все ребята, верно показали и рассказали истории предметов, ничего не упустили!

Понравилась вам история пылесоса (утюга) ? Как вы думаете, предметы со временем менялись или оставались прежними? (ответ детей: человек стремился улучшить их, сделать более удобными и красивыми) .

Воспитатель с согласия детей решают истории положить в конверт. Воспитатель сообщает детям, что путешествие походит к концу и пора возвращаться обратно. Предлагает занять свои места в вагонах. Под музыку «Езда на паровозике» дети возвращаются обратно.

Воспитатель напоминает детям о конверте, в который они сложили все интересные новости о предметах, которые сегодня узнали.

Воспитатель:

Ребята, как быть с этим конвертом? Что вы предлагаете? (ответ детей: отправить Незнайке)

Воспитатель поддерживает идею детей, одобряет, соглашается написать обратный адрес Цветочного города.

Воспитатель:

Понравилось вам наше путешествие? Куда бы вы хотели попутешествовать в другой раз? (высказывания детей) . Хвалит их за интересные идеи.

Воспитатель подзывает детей к мольберту.

Если вы считаете, что у вас всё получилось, вам было легко и интересно, то наклейте в небо транспорт, что летает.

Если считаете, что вы ошибались и что-то не получалось, то наклейте транспорт, который ездит по дороге.

Если у вас ничего не получилось, было трудно и неинтересно, то наклейте водный транспорт.

Дети берут соответствующий транспорт и оценивают себя. Объясняют своё решение. Воспитатель предлагает детям пойти подписать конверт, а детям сделать рисунки своими руками.

Дидактическая задача: учить детей различать предметы: цвет, форму, величину, назначение, название вещи. Развивать наблюдательность, умение видеть целое и части в предмете. Упрожнять детей в составление короткого рассказа о том, «что предмет рассказывает о себе». Приучать детей слушать друг друга, не мешая, а иногда дополняя рассказ товарища.

Игровое правило: поочередно доставать вещи из мешочка, показывать другим детям, внимательно слушать рассказы детей, доброжелательно помогать при затруднениях. Предметы, помещённые в «чудесный мешочек», должны быть доступными по содержанию, но по возможности ранее не совсем известные, привлекающие детей новизной. Могут быть парные предметы с небольшими различиями, которые и должен заметить ребёнок, обратив на это внимание всех детей.

Игровые действия: Доставание из «чудесного мешочка» различных предметов. Сравнение одного предмета с другим.

Ход игры: воспитатель говорит: « Мы уже путешествовали в страну вещей, но не рассматривали каждую вещь или предмет. А они могут сами рассказать о себе не только словами, но и своими признаками и качествами (цвет, форма, величина). Каждый достанет какую-либо вещь из мешочка, посмотрит сам, покажет детям, подумает и придумает маленький рассказ о том, что предмет рассказывает о себе. Но сделать это не так легко, нужно подумать, подобрать нужные и точные слова, сказать, нравится ли предмет».

Итог: по окончанию игры воспитатель хвалит детей за то, что они внимательно смотрели на предмет, рассказывали о том, что в нем заметили. Можно отметить, что некоторые дети лишь перечислили, что они видели, но рассказа не получилось. В следующий раз они обязательно научатся рассказывать интереснее. Игру можно провести несколько раз.

Что предмет расскажет о себе.

Предварительный просмотр:

Тема: Что предмет расскажет о себе.

Подготовила: Бадмаева Н.П.

Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение.

– Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

– Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Предварительная работа. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин электроприборов», рассматривание иллюстраций, наблюдения, отгадывание загадок, дид. игры.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» - и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Как правильно пользоваться предметом?

Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?)

Кто участвовал в создании предмета?

Что использовали люди, когда этого предмета не было?

Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

Для людей каких профессий нужен этот предмет?

Как под дождиком в саду, (Имитация роста.)

Деревца растут, растут.

Ветки расправляют, (Руки вверх, встать на носочки.)

А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя.)

Соберем букет и мы. (Приседания.)

Побежим домой с цветами (Бег.)

И букет подарим маме.

Татьяна Саханова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

.Тема : «Что предмет расскажет о себе » .

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам .

Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал. Предметные картинки электроприборы : магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. д.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций , наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра «Семья» .

1. Орг. момент. Дети входят в группу под музыку «Кто такие Фиксики»

Ребята, скажите, из какого мультфильма прозвучала песенка? Сегодня мы вместе с Фиксиками совершим путешествие в мир электроприборов.

2. Основная часть. Посмотрите внимательно вокруг , и расскажите , что нас окружает ? (Ответы детей)

Воспитатель : Любой предмет для чего – то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

3. Ребёнок читает стихотворение.

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поёт всерьёз!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Надо в доме мне прибраться!

4. Игра с мячом «Помощники»

Цель : уточнить название предметов бытовой техники , описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершаются разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают комнату.

Пылесосом – пылесосят (чистят) ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

В микроволновке – разогревают еду.

5. Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, Дети бегут по кругу.

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы : (Моторчик)

Холодильник, мониторы, Повороты влево, вправо

Ток энергию принёс. Дети бегут по кругу.

6. Игра «Кто главный»

А сейчас наши ребята «превратятся» в разные электроприборы и расскажут о себе . И мы узнаем, какой бытовой прибор главный.

Я – стиральная машина

Дело главное моё

Чисто выстирать бельё.

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать.

Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот.

К такой еде не подойдёт.

Я электрический чайник.

Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю.

Я на утренник спешила,

Феном волосы сушила.

Я на славу потрудилась

И в принцессу превратилась!

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их.

1. Он квартиру убирает

Пыль и мусор обожает (пылесос)

2. Эта прачка-автомат

нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

3. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

4. Закипает изнутри

И пускает пузыри (чайник)

После каждой загадки ребёнок выставляет на доске картинку с изображением правильного ответа.

Воспитатель : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом ?

Ответы детей : Бытовые электроприборы.

Воспитатель : Правильно это бытовые приборы – наши помощники. Скажите, а детям можно включать электроприборы? (ответы детей) Правильно, нельзя!

8. Опыт с шариком

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить шары на стену)

Воспитатель : Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей )

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик на электризовался, поэтому притянулся к стенке.

О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)

Как ещё можно назвать бытовые предметы ?

Дети отвечают, что предметы – помощники .

Что нового узнали?

Занятие НОД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением «Расскажи все о себе, воздушный шарик» Тема: «Расскажи все о себе, воздушный шарик» (ознакомление дошкольников средней группы с социальным и предметным окружением) Тиктонова Олеся.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности «Моя семья» по ознакомлению с предметным и социальным окружением Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для средней группы «Добрый доктор Айболит» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным окружением в первой младшей группе «Гости» Задачи: сформировать первоначальное представление о некоторых домашних животных; расширить словарный запас за счет слов: рога, бодается,.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным и предметным окружением «Библиотека» Конспект занятия по ознакомлению с социальным и предметным окружением Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа:.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Удивительный врач» Цель: развитие познавательного интереса у детей среднего возраста. Задачи: 1. Формировать представление о профессии врача, с некоторыми.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным и природным окружением «Путешествие в весенний лес» Восьмерик Яна Вениаминовна Ознакомление с социальным и природным окружением «Путешествие в весенний лес» Цель Закрепить знания о весенних.

Ольга Витальевна Дыбина
Занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада. Конспекты занятий

Распределение материала на учебный год

1. Предметы, облегчающие труд человека в быту

В нашей кухне целый год
Дед Мороз в шкафу живет.
(Холодильник)

Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.
(Часы)

Он охотно пыль глотает,
Не болеет, не чихает.
(Пылесос)

То назад, то вперед
Ходит-бродит пароход.
Остановишь – горе,
Продырявит море.
(Утюг)

Очень мудрые дедули,
Две бабули – красотули.
Папа, мамочка моя -
Это все моя…
(Семья)

Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у папы,
Улыбка солнечная – мамы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Физкультминутка

У меня есть семья -
Очень дружная она.
С мамой мы печем блины (Имитация движений.)
Небывалой вкусноты!
С дедом грядки мы копаем. (Имитация движений.)
С бабушкой цветы сажаем. (Имитация движений.)
С папой мы в футбол играем – (Имитация движений.)
Мяч в ворота забиваем.
Очень сильно я люблю (Обхватить себя руками.)
Свою милую семью.

3. Что предмет расскажет о себе

4. О дружбе и друзьях

Физкультминутка

Дружат все на белом свете.
Дружат взрослые и дети,
Дружат птицы меж собой.
Дружат змейки под горой.
Дружат зайцы на лужайке,
Мишки, волки дружат в стайке.
Дружат рыбы под водой.
Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.)

Он в беде всегда со мной,
Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,
Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -
Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,
И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.
Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк
И не мучает собак.

Он у малышей забрал -
Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет
И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,
Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,
Всегда на помощь мне спешит.

5. Коллекционер бумаги

На деревьях груши, вишни,
Абрикосов целый ряд,
Яблоням конца не видно,
Это наш фруктовый… (сад).

В нем и розы, и тюльпаны,
И ромашки шелестят.
Гладиолусы, пионы -
Это наш цветочный… (сад).

Что за дом такой чудесный,
Много в доме том ребят.
В нем играют, поют песни.
Этот дом – наш детский… (сад).

Физкультминутка

Как под дождичком в саду. (Имитация роста.)
Деревца растут-растут.
Ветки расправляют, (Руки вверх. Встать на носочки.)
Солнце закрывают.
А вокруг растут цветы, (Поворот вокруг себя. Приседания.)
Соберем в букет и мы.
Побежим домой с цветами (Бег.)
И букет подарим маме.

Все игрушки разбросать -
Ни за что не убирать.

Быть приветливым, учтивым.
Говорить всегда: «Спасибо».

Руки мыть перед едой.
С мылом, теплою водой.

Куклам платья постирать
И конструктор разобрать.

Воспитателя не слушать,
Кашу ни за что не кушать.

В тихий час лечь в кровать,
Закрыть глаза и тихо спать.

На занятиях болтать,
К взрослым в разговор встревать.

Цветы утром поливать,
Во всем няне помогать.

3. Что предмет расскажет о себе.

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов: размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение; продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам.

Материал. Фишки (не менее 10 шт.); предметные картинки: электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. п.; алгоритм описания предмета.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Что предмет расскажет о себе». Задание: описать предмет, изображенный на картинке, по алгоритму.

Дети выбирают ведущего, определяют очередность, в случае необходимости повторяют значения условных символов алгоритма.

Ведущий выбирает любую картинку с изображением предмета и показывает ее детям. Первый участник берет алгоритм, называет одну из особенностей показанного предмета, получает от ведущего в случае правильного высказывания фишку и передает карточку с алгоритмом следующему участнику. Тот действует аналогично. В случае неправильного высказывания ведущий говорит: «Ошибка» – и передает право хода следующему участнику. Если участник, получив карточку с алгоритмом, делает длительную паузу, то после трех хлопков ведущего он теряет право хода и отдает карточку с алгоритмом следующему участнику. Игра заканчивается, когда перечислены все особенности предмета по алгоритму и больше нет вопросов у ведущего или закончились фишки. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество фишек.

Ведущий имеет право в процессе игры задавать вопросы, уточняющие или дополняющие какую-либо особенность предмета.

– Как правильно пользоваться предметом?

– Какие части предмета самые главные? (Без чего предмет не смог бы работать?).

– Кто участвовал в создании предмета?

– Что использовали люди, когда этого предмета не было?

– Что произошло бы, если б этот предмет сейчас исчез из жизни людей?

– Для людей каких профессий нужен этот предмет?

В случае продолжения игры ведущим становится участник, набравший наибольшее количество фишек.

Затем воспитатель предлагает детям «превратиться» в разные предметы рукотворного мира. Дети по очереди описывают «себя», то есть предметы, в которые они превратились: какой формы, цвета, размера, из какого материала сделан, для чего нужен, из каких частей состоит. Остальные ребята отгадывают предмет. Воспитатель предлагает детям вспомнить все, что они еще знают об этом предмете: о его прошлом, где можно увидеть этот предмет и т. д. Детям, которые затрудняются описать предмет, нужно предложить воспользоваться алгоритмом.

4. О дружбе и друзьях.

Программное содержание. Расширять знания о сверстниках, закреплять правила доброжелательного отношения к ним: поделись игрушкой, разговаривай вежливо, приветливо, если кому-то из ребят группы грустно, поговори с ним, поиграй, всегда помогай, друзей выручай.

Материал. Конверт, в котором лежат письмо и карта.

В начале занятия звучит аудиозапись: «Ребята, помогите!» (3 раза). Воспитатель предлагает детям определить, кто же зовет их на помощь. Обращает их внимание на зеркало; снова звучит аудиозапись: «Да, это я зеркало. В нашем королевстве случилась беда. Злой король перессорил всех взрослых и детей нашего королевства. И теперь оно называется „Королевство Кривых зеркал“. Но это еще половина беды – сегодня король решил казнить самого честного, храброго, доброго мальчика, на которого не подействовало его колдовство. Его зовут Гурд. Ему нужна ваша помощь. Если вы дружные и смелые ребята, то торопитесь – времени осталось очень мало».

Воспитатель, стимулируя интерес детей, выясняет, что же они поняли из сообщения зеркала. Выслушав ребят, обращает их внимание на конверт-подсказку, в котором находятся карта и письмо. На карте указан маршрут, состоящий из пяти заданий. В письме расшифрованы задания.

Задание 1. Исполнить песню о дружбе.

Дети предлагают варианты и исполняют «Песню о дружбе».

Задание 2. Назвать пять пословиц о дружбе, друзьях.

Дети называют: «Старый друг лучше новых двух», «Один за всех и все за одного», «Сам погибай, а товарища выручай», «Дружба делами крепка», «Друзья познаются в беде». Если ребята испытывают трудности, воспитатель оказывает помощь.

Дети, стоя в парах, имитируют повадки животных в соответствии с текстом стихотворения.

Дружат все на белом свете.

Дружат взрослые и дети,

Дружат птицы меж собой.

Дружат змейки под горой.

Дружат зайцы на лужайке,

Мишки, волки дружат в стайке.

Дружат рыбы под водой.

Ты со мной, а я с тобой! (Обнять стоящего рядом ребенка.).

Задание 3. Игра «Кто такой друг?».

Воспитатель читает стихотворные строки, а дети, если так поступает настоящий друг, хлопают в ладоши и произносят: «Да!», а если так поступать не должен, то молчат. (Обязательно следует проиграть первую ситуацию, чтобы ребятам поняли правила игры.).

Он в беде всегда со мной,

Я за ним как за горой.

Он утешит, если плачу,

Он решит со мной задачу.

Никогда не ест украдкой -

Сливы, груши, шоколадки.

Он не будет задираться,

И дразнить, и обзываться.

Он всегда грязнее ночи.

Он цветы на клумбе топчет.

Он не затевает драк.

И не мучает собак.

Он у малышей забрал -

Куклу, мишку, самосвал.

Он цветы полить поможет.

И убрать игрушки тоже.

Он поделится игрушкой,

Книжкой, куклой, погремушкой.

Он дружбой нашей дорожит,

Всегда на помощь мне спешит.

Задание 4. Детям предлагается нарисовать солнце, которое разгонит тучи над башней, в которой заточен Гурд.

– Рисовать нужно всем вместе одновременно;

– На рисование отводится 5 секунд.

Воспитатель предлагает детям обсудить главное условие – рисовать всем вместе, да еще на время. Подводит их к выводу: рисовать должны сразу все, распределив работу; один ребенок рисует круг, и лишь затем все дети одновременно рисуют по лучику.

Дети встают вокруг стола, на котором лежит лист ватмана. Воспитатель дает команду и ведет отсчет времени.

Задание 5. Педагог пишет на листе бумаги слово Гурд, затем берет зеркало, ставит его на лист бумаги и просит ребят прочитать полученное слово. Именно это слово и будет ключом к башне. Дети хором читают: «Друг». Как только дети произносят это слово, раздается звон разбитого стекла, а затем звучит голос мальчика Гурда: «Спасибо, ребята, это я – Гурд. Вы спасли меня, и теперь я обязательно научу детей своей страны дружить так же, как дружите вы. И когда мы все подружимся, то обязательно приедем к вам в гости. Спасибо вам! До свидания, друзья!».

Воспитатель и дети прощаются с Гурдом. В заключение педагог говорит, что дети справились с заданиями благодаря дружбе. Они сегодня показали всем, как нужно дружить, какими должны быть друзья и как нужно беречь дружбу.

Татьяна Саханова
Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в старшей группе «Что предмет расскажет о себе»

.Тема : «Что предмет расскажет о себе » .

Программное содержание. Побуждать детей выделять особенности предметов : размер, форму, цвет, материал, части, функции, назначение. Продолжать совершенствовать умение описывать предметы по их признакам .

Воспитывать дружелюбное отношение в коллективе.

Словарная работа. Электроприборы, магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина.

Материал. Предметные картинки электроприборы : магнитофон, телевизор, телефон, стиральная машина и т. д.

Предварительная работа . Рассматривание иллюстраций , наблюдения, отгадывание загадок, дидактические игры, сюжетно – ролевая игра «Семья» .

Ход занятия:

1. Орг. момент. Дети входят в группу под музыку «Кто такие Фиксики»

Ребята, скажите, из какого мультфильма прозвучала песенка? Сегодня мы вместе с Фиксиками совершим путешествие в мир электроприборов.

2. Основная часть. Посмотрите внимательно вокруг , и расскажите , что нас окружает ? (Ответы детей)

Воспитатель : Любой предмет для чего - то нужен , каждый предмет выполняет свою функцию.

3. Ребёнок читает стихотворение.

Мне приснился чудный сон,

Готовит тесто телефон.

Стирает платье пылесос,

А утюг поёт всерьёз!

Крутит фарш магнитофон.

Вот так странный марафон!

Помогите разобраться,

Надо в доме мне прибраться!

4. Игра с мячом «Помощники»

Цель : уточнить название предметов бытовой техники , описывать действия, которые они совершают.

Воспитатель бросает мяч, ребёнок ловит мяч и отвечает, какие действия совершаются разными электроприборами.

Утюгом – гладят бельё.

Феном – сушат волосы.

Лампой – освещают комнату.

Пылесосом – пылесосят (чистят) ковры.

Вентилятором – охлаждают воздух.

В холодильнике – хранят продукты.

В чайнике – кипятят воду.

На электроплите – готовят еду.

В микроволновке – разогревают еду.

5. Физминутка «Ток бежит по проводам»

Ток бежит по проводам, Дети бегут по кругу.

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы : (Моторчик)

Холодильник, мониторы, Повороты влево, вправо

Кофемолка, пылесос.

Ток энергию принёс. Дети бегут по кругу.

6. Игра «Кто главный»

А сейчас наши ребята «превратятся» в разные электроприборы и расскажут о себе . И мы узнаем, какой бытовой прибор главный.

Я – стиральная машина

Дело главное моё

Чисто выстирать бельё.

Я не только умею стирать,

Я могу полоскать, отжимать.

Я главная.

Я холодильник.

Без холодильника беда.

В тепле испортится еда.

И даже наш голодный кот.

К такой еде не подойдёт.

Я главный.

Я электрический чайник.

Меня в розетку ты включаешь,

Когда захочешь выпить чаю.

Я главный.

Я на утренник спешила,

Феном волосы сушила.

Я на славу потрудилась

И в принцессу превратилась!

Я главная

7. Загадки

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадайте их.

1. Он квартиру убирает

Пыль и мусор обожает (пылесос)

2. Эта прачка-автомат

нам стирает всё подряд. (стиральная машина)

3. Гладит всё, чего касается,

А дотронешься – кусается (утюг)

4. Закипает изнутри

И пускает пузыри (чайник)

После каждой загадки ребёнок выставляет на доске картинку с изображением правильного ответа.

Воспитатель : Ребята, а как можно назвать все эти предметы одним словом ?

Ответы детей : Бытовые электроприборы.

Воспитатель : Правильно это бытовые приборы – наши помощники. Скажите, а детям можно включать электроприборы? (ответы детей) Правильно, нельзя!

8. Опыт с шариком

На стене висит шарик и на полу разноцветные шарики. Воспитатель предлагает повесить их на стену. (Дети пытаются повесить шары на стену)

Воспитатель : Почему этот шарик висит, а ваши падают? (предположения детей )

Давайте и ваши шарики превратим в волшебные, а я вам покажу, как это надо сделать. Надо шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Вот и ваши шарики висят. Это произошло из-за того, что в наших волосах живёт электричество, и мы его поймали, когда стали шарик тереть о волосы. Шарик на электризовался, поэтому притянулся к стенке.

О чем мы с вами сегодня говорили, вспоминали? (ответы детей)

Как ещё можно назвать бытовые предметы ?

Дети отвечают, что предметы - помощники .

Что нового узнали?

Публикации по теме:

Занятие НОД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением «Расскажи все о себе, воздушный шарик» Тема: «Расскажи все о себе, воздушный шарик» (ознакомление дошкольников средней группы с социальным и предметным окружением) Тиктонова Олеся.

Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности «Моя семья» по ознакомлению с предметным и социальным окружением Цель: Формировать у детей правильное представление о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата, которые живут вместе,.

Конспект занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением для средней группы «Добрый доктор Айболит» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области.

Задачи: сформировать первоначальное представление о некоторых домашних животных; расширить словарный запас за счет слов: рога, бодается,.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным и предметным окружением «Библиотека» Конспект занятия по ознакомлению с социальным и предметным окружением Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа:.

НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Удивительный врач» Цель: развитие познавательного интереса у детей среднего возраста. Задачи: 1. Формировать представление о профессии врача, с некоторыми.

Конспект занятия по ознакомлению с социальным и природным окружением «Путешествие в весенний лес» Восьмерик Яна Вениаминовна Ознакомление с социальным и природным окружением «Путешествие в весенний лес» Цель Закрепить знания о весенних.

Программное содержание:
Развитие связной речи.
- Находить существенные признаки предметов, определять и воспроизводить логику описательного рассказа, использовать разные средства выразительности, в том числе и языковые: сравнения, эпитеты, антонимы.
Развитие словаря.
- В описательных рассказах о предметах точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов (электрический ток, электроприборы, инструменты, вилка, подошва, шнур).
Звуковая культура речи.
- Чисто и правильно проговаривать чистоговорку с разной интонацией.
Воспитывать бережное отношение к предметам, которые их окружают в повседневной жизни.

Дидактический материал:
Карточки-схемы, предметные картинки, атрибуты для игры «Из чего мы сделаны?».

Ход занятия.

1.
Пальчиковая игра.
Чайник с крышкой,
Крышка с шишкой,
Шишка с дырочкой
Из дырочки пар…

Чистоговорка.
Пылесос, пылесос, ты, куда суешь свой нос?
Жу-жу-жу! Жу-жу-жу! Я порядок навожу!

2.
- Сейчас мы поиграем в игру «Найди пару». Я называю материал, а вы предметы, изготовленные из этого материала.
- Металл - (гвоздь, вилка, кастрюля). Какие предметы? (Металлические).
- Дерево - (стол, стулья, дверь). Какие предметы? (Деревянные).
- Стекло - (ваза, стакан). Какие предметы? (Стеклянные).
- Пластмасса - (пирамидка, расческа). Какие предметы? (Пластмассовые).

3.
- Дети, нам пришло письмо от Незнайки. Он пишет, что ему подарили новую игру, но он не смог в нее поиграть, потому что не знает из каких материалов сделаны предметы.
- Кто может рассказать правила этой игры? (Нужно разложить карточки к тому материалу, из которого сделаны предметы).
- А теперь расскажите о том предмете, который вы положили. Опишите его цвет, форму, части материала и как можно им пользоваться.
- Молодцы! Вы справились с заданием, помогли Незнайке!

Физкультминутка.
Руки в стороны - в полет
Отправляем самолет:
Правое крыло вперед,
Левое крыло вперед,
Полетел наш самолет.

4.
- Мы отправляемся в магазин «Бытовые электроприборы». Я буду продавец, а вы покупатели. Вместо денег я буду получать ваши отгадки на мои загадки и рассказы об электроприборах.

Он квартиру убирает, пыль и мусор собирает.
- Кто первый отгадал, тот и рассказывает о пылесосе, используя карточку-схему.
- Для чего нужен пылесос? Как он работает? Какими бывают пылесосы? Что нужно знать, обращаясь с пылесосом? А как можно убрать в квартиру, если нет пылесоса?

Его в розетку мы включаем, когда захочется нам чаю. (Электрочайник - это электроприбор, предназначенный для кипячения воды).
- Для чего нужен электрочайник?
- Как выглядит электрочайник?
- Что нужно знать при обращении с электрочайником?
- Чем электрочайник отличается от обычного чайника?

Он похож на пароход, плавно по белью плывет. (Электроутюг - прибор, предназначенный для глажения одежды).
- Для чего нужен утюг?
- Что нужно знать при обращении с утюгом?
- Что было бы, если бы не было утюга?

Мигнет, моргнет, в пузырек нырнет. В пузырек под козырек, ночью в комнате денек.
- Для чего нужна электрическая лампа?
- Чем освещалось человеческое жилье до появления электрического тока?
Чего нельзя делать при обращении с электрической лампой?

Дети, что мы купили в магазине «Бытовые электроприборы»? (Утюг, чайник, пылесос, лампу).
- Что у них общего? (Шнур, вилка).
- Для чего нужны эти детали? (Включать в розетку).
- А что живет в розетке? (Электрический ток).
- Значит, все эти приборы работают от электричества и называются электроприборами.
- А какие еще электроприборы вы знаете?
- А могут они быть опасными? Почему?
- Что может случиться, если не правильно ими пользоваться? (Пожар, можно обжечься).

Электроприборы - наши верные друзья и помощники. Хотя они и не живые, но обращаться с ними нужно бережно и осторожно.

Название: Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Рассматривание и составление рассказов о предметах.
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, развитие речи, старшая группа

Должность: воспитатель
Место работы: Детский сад №95
Месторасположение: г. Каменск-Уральский, Россия