Диагностика депрессивных состояний у подростков - онлайн тест. Подростковая депрессия: симптомы, признаки и методы лечения Госпитализация и другие программы лечения

В подростковом возрасте физиологические, психологические и социальные изменения соседствуют с высокими требованиями во всех сферах жизни. Особенно тяжело детьми переносятся ситуации, в которых интересы родственников, учителей и друзей не совпадают.

Повторные эпизоды плохого настроения, приводящие к ухудшению результатов учёбы и социальной дезадаптации, требуют особого внимания. Зачастую депрессию у подростков принимают за проблемы с характером, свойственные переходному возрасту, или капризы. По данным разных источников, от 5 до 11% подростков страдает от депрессии. Больше подвержены депрессии девочки вследствие своей высокой эмоциональности и социальной ориентированности. Далеко не все подростки в состоянии депрессии получают полноценную психологическую и врачебную помощь. В результате депрессия – одна из самых частых причин детской смертности.

Особенности депрессии у подростков

Механизмы развития депрессии у подростков сходны с таковыми у взрослых. При этом подросткам свойственна большая подвижность и недостаточная зрелость психики, что меняет картину заболевания. Для депрессии в подростковом возрасте характерны следующие черты:

  • Как позитивные, так и негативные эмоции у детей ярче и сильнее, чем у взрослых, их проявления намного заметнее.
  • Не всегда врач или психолог может распознать депрессию.
  • Подростки предпочитают умалчивать своё состояние, отказываются рассказывать о своих чувствах, и практически никогда не обращаются за помощью.
  • Плохая успеваемость и различные неприятности в школе – один из признаков, которыми проявляется подростковая депрессия. Симптомы сходного характера могут появляться и у младших детей, вплоть до отказа посещать школу.
  • Патологическая привязанность к родителям – ещё один возможный симптом депрессии. Ребёнок постоянно находится рядом с родителем, держит его за руку. При осторожных расспросах можно выяснить, что причиной такого поведения является страх, что родители могут оставить ребёнка или умереть.
  • Чувства покинутости, одиночества и непонятости очень характерны для депрессивных состояний у подростков.
  • Склонность к одиночеству, избегание социальных контактов – очень характерный симптом подростковой депрессии. Ранее активные дети, у которых было множество друзей и интересов внезапно становятся замкнутыми, разрывают социальные связи и стремятся максимум времени проводить наедине с собой.
  • Потеря интереса к хобби, развлечениям и другим видам активности, интересовавшим подростка ранее.
  • Возрастает критичность к результатам своей деятельности и внешности. Подростки в состоянии депрессии склонны во всех бедах винить себя. Они кажутся себе уродливыми и неудачливыми. Более того, у них появляется убеждение, что окружающие их осуждают.
  • Раздражительность, и так свойственная подросткам, перерастает в агрессивность.
  • Снижается концентрация внимания и мотивированность, появляются признаки апатии. Она может быть настолько выраженной, что подросток перестаёт следить за собой, становится неряшливым и перестаёт соблюдать элементарные нормы личной гигиены.
  • Продуктивная симптоматика тоже может быть проявлением подростковой депрессии. Симптомы её могут включать слуховые галлюцинации и бредовые идеи.
  • Страхи, которые развиваются как сами по себе, так и в результате галлюцинаторных эпизодов.
  • Соматические проявления – разнообразные боли, головокружения, чувство тяжести. Самые распространённые жалобы этого рода – боли в животе, спине, головные боли, тошнота, рвота. Девушки могут жаловаться на менструальные боли и нарушение цикла.
  • Утомляемость, астенизация, жалобы на усталость, обессиленность.
  • Нарушение сна – позднее засыпание, трудности с пробуждением.
  • Нарушение аппетита может проявляться как анорексией, так и патологической прожорливостью. Периодическое обжорство – тревожный признак, это может быть первым проявлением употребления подростком наркотиков.
  • Негативизация мышления. Очень характерный признак, свойственный детям старшего возраста. Он может проявляться очень разнообразно – плаксивостью, написанием стихотворений, выбором одежды мрачных тонов, прослушиванием меланхоличной музыки и пением соответствующих песен, немотивированными приступами грусти. Хорошим показателем негативизации может быть информация со страниц соцсетей.
  • Бунтарское поведение. Подросток может примыкать к сомнительным компаниям, вступать в беспорядочные половые связи, начать курить, употреблять алкоголь или наркотики.
  • Разговоры на тему бегства из дома и попытки ухода из дома – это фактически «крик о помощи» со стороны ребёнка, знак для родителей о необходимости срочного принятия мер.

Опасность суицида

Следствием негативизации часто становится убеждённость подростка в низкой ценности жизни и попытки суицида. Суицидальные склонности подростков с депрессией очень опасны – самоубийство является одной из ведущих причин смертности в молодом возрасте. Они могут проявляться также частыми и продолжительными разговорами о смерти, о своём желании умереть. Любые упоминания суицидальной тематики требуют крайне внимательного отношения и обсуждения с ребёнком. Не стоит избегать разговоров на эту тему – подросток в состоянии депрессии без внешней помощи будет только углубляться в свои негативные переживания. Вполне возможно, что подростку с депрессией понадобится помощь психолога или психиатра. Квалифицированный специалист поможет ребёнку высказаться, найти причины его проблем и разрешить их, а при необходимости подберёт медикаментозное лечение.

Диагностика депрессии у подростка

Не существует специфических методов обследования, которые позволили бы поставить диагноз «депрессия». Психиатр ориентируется на данные опроса, жалобы ребёнка и родителей, ответы ребёнка в специальных опросниках на наличие депрессии. Изучается взаимосвязь депрессии и изменений гормонального фона. У взрослых доказано повышение концентрации гормонов надпочечников при наличии депрессии. У подростков исследования данной связи пока проводятся, но повышенная концентрация кортизола может служить косвенным признаком депрессии и у них.

Дифференциальная диагностика

Существует ряд заболеваний, при которых депрессия является одним из симптомов или ранних проявлений. При диагностике депрессии важно исключить эти болезни для правильного выбора лечения.

Признаком начальной стадии депрессии или самостоятельным заболеванием может быть стойкое снижение настроения – . Этот диагноз выставляют при наличии сниженного настроения в течение большей части дня в течение нескольких месяцев и при отсутствии соматических признаков депрессии. Дистимия может длиться годами и стать для ребёнка привычным состоянием, поэтому он может не предъявлять жалобы на снижение настроения.

Продолжительность симптомов подростковой депрессии обычно составляет от полугода до 9 месяцев. При более длительном сохранении жалоб следует исключить наличие психического заболевания, в первую очередь . Также депрессия может быть одним из ранних признаков начинающейся шизофрении.

Подростки, как и взрослые, могут быть подвержены сезонной депрессии, особенно выраженной в наших широтах. Обычно её проявления начинаются в середине осени и продолжаются большую часть зимы, уменьшаясь к весне. Такое состояние достаточно физиологично и специального лечения не требует.

Могут быть первыми признаками биполярного расстройства, причём депрессивный эпизод может длиться много месяцев, прежде чем появятся первые признаки маниакального нарушения.

Раннее выявление депрессии – главный компонент её успешного излечения. Особенно важно вовремя распознать и вылечить депрессию у детей раннего возраста. Это значительно уменьшает вероятность повторных эпизодов депрессии и суицидальных попыток в дальнейшем.

1. Опросник на выявление депрессии у детей и подростков CDI. (Children’s depression inventory, M. Kovacs, 1992)

Разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Тест представляет собой самооценочную шкалу из 27 пунктов для детей и подростков от 7 до 17 лет. Выбери в каждом пункте одно высказывание, которое лучше всего описывает твоё самочувствие в течение последнихдвухнедель, включаясегодняшнийдень. Обведикружкомномервыбранноготобойвысказывания. Есливодномпунктетебеодинаковоподходятнесколько высказываний, поместивкружоквысказываниеснаибольшимномером.

Я бываю грустным только иногда

Я часто бываю грустный

Мне всегда грустно

У меня никогда ничего не получается

Я редко бываю уверен, что у меня что-нибудь получится

У меня все получается хорошо

Я практически все делаю хорошо

Я много делю не так

Я все делаю неправильно

Многое приносит мне удовольствие

Кое-что доставляет мне радость

Меня ничего не радует

Я плохой всегда

Я часто бываю плохим

Я редко бываю плохим

Я редко думаю о том, что со мной может случится плохое

Я беспокоюсь о том, что со мной может случиться что-то плохое.

Я уверен, что со мной произойдет что-нибудь ужасное

Я ненавижу себя

Я не люблю себя

Я себе нравлюсь

Все плохое происходит в результате моих ошибок

Многое плохое происходит в результате моих ошибок

Плохое, как правило, происходит не по моей вине

Я не думаю о том, чтобы покончить с собой

Я думаю о самоубийстве, но я не совершу его

Я хочу убить себя

Я плачу каждый день

Я часто плачу

Я плачу редко

Я все время испытываю беспокойство

Я часто испытываю беспокойство

Я редко испытываю беспокойство

Мне нравится быть с людьми

Мне не нравится быть с людьми

Мне совсем не хочется быть с людьми

Я не могу решиться на многое

Мне трудно на многое решиться

Я легко принимаю решения

Я выгляжу хорошо

Кое-что в моем облике меня не устраивает

Я выгляжу уродливо

Мневсевремяприходитсязаставлятьсебявыполнятьшкольныезадания

Мне часто приходится себя заставлять выполнять школьные задания

Выполнение школьных заданий для меня не большая проблема

Я плохо сплю каждую ночь

Я часто сплю плохо

Я сплю очень хорошо

Я редко устаю

Я часто устаю

Я все время чувствую себя усталым

В большинстве случаев не хочу есть

Я часто не хочу есть

Я ем очень хорошо

Меня не беспокоят боли

Меня часто беспокоят боли

Меня все время беспокоят боли

Я не чувствую себя одиноким

Я часто чувствую себя одиноким

Я всегда чувствую себя одиноким

Школа никогда не приносит мне удовольствие

Иногда школа мне приносит удовольствие

Школа часто радует меня

У меня много друзей

У меня есть друзья, но мне хотелось бы иметь их больше

У меня нет друзей

С моей учебой все в порядке

Я учусь не так хорошо, как прежде

Сейчас у меня плохие отметки по тем предметам, которые раньше

шли хорошо.

Я никогда не стану таким хорошим, как другие ребята

Если захочу я смогу стать таким хорошим, как другие

Я такой же хороший как другие ребята

Меня никто по настоящему не любит

Я не уверен в том, что меня кто-нибудь любит

Я уверен в том, что меня любят

Обычно я делаю то, что мне сказали

Как правило, я не делаю того, что мне говорят

Я никогда не делаю того, что меня просят сделать

Обработка и интерпретация результатов.

Шкала А – общее снижение настроения негативная оценка собственной эффективности в целом. Постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В – индификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм, непослушание.

Шкала С – высокий уровень убеждения неэффективности в школе. Шкала Д – высокий уровень истощаемости, наличие чувства базы одино-

чества Шкала Е – негативная оценка собственной неэффективности, наличие су-

ицидальных мыслей.

Чтобы узнать общий суммарный показатель все шкалы складываются

Шкала А (негативное настроение) – п.п. 1 6 8 10 11 13 Шкала В (межличностные проблемы) – п.п. 5 12 26 27 Шкала С (неэффективность) – п.п. 3 15 23 24

Шкала D (ангедония) – п.п. 4 16 17 18 19 20 21 22

Шкала Е (негативная самооценка) – п.п. 2 7 9 14 25

Подсчет общего показателя: Эта сумма баллов, выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Затем с помощью специальной таблицы последующие показатели конвертируются в Т – показатели, для этого нужно знать возраст и пол ребенка (см. таблицу)

Таблица 1 Интерпретация Т – показателя CDI.

Суммарный показатель

Интерпретация

Очень значительно превышает средний

Значительно выше среднего

Выше среднего

Чуть выше среднего

Чуть ниже среднего

Ниже среднего

Много ниже среднего

Значительно ниже среднего

Шкала М. Ковач

Данный опросник, разработанный Maria Kovacs (1992) и адаптированный сотрудниками лаборатории клинической психологии и психиатрии НИИ психологии, позволяет определить количественные показатели спектра депрессивных симптомов – сниженного настроения, гедонистической способности, вегетативных функций, самооценки, межличностного поведения. Охватывает основные характеристики депрессии и учитывает психологические особенности данной возрастной группы. Опросник CDI предназначен для самостоятельного заполнения подростками и детьми, его использование не требует медицинской квалификации, т.к. выявляет функциональное состояние депрессии у здоровых людей в рамках нормального психического функционирования.

Опросник представляет собой самооценочную шкалу для детей и подростков от 7 до 17 лет (дети 3-7 лет отвечали на соответствующие вопросы врача). Состоит из 27 триад высказываний. Испытуемому предлагается выбрать одно высказывание в каждой группе, в зависимости от того, как он себя чувствует себя в последнее время. При обработке данных по каждому пункту в зависимости от пометки, сделанной испытуемым, выставляется балл от 0 до 2.

Ключ:

№ выбор балл

1,3,4,6,9,12,14,17,19,20,22,23,26,27 1 0

2,5,7,8,10,11,13,15,16,18,21,24,25 1 2

Интерпретация:

0-10 – состояние без депрессии;

11-16 – легкое снижение настроения;

17-19 – субдепрессия, или маскированная депрессия;

20 – критическое число, рассматривается в качестве показателя для

углубленного изучения ребенка или подростка на предмет

Идентификации депрессивного заболевания.

Предъявление

Попросите ребенка записать свое имя или запишите сами. Убедитесь в том, что ребенок полностью понял содержание опросника и инструкцию – тщательно и полно оценит, как он себя чувствовал в течении последних двух недель. Для маленьких детей и для детей с трудностями в течении проведения диагностики необходимо зачитать как инструкцию, так и каждый пункт шкал.

Шкала А (негативное настроение п. п. 1, 6, 8, 10, 11, 13) – общее снижения настроения негативная оценка собственной эффективности в целом, постоянное ожидание неприятностей, склонность к плаксивости, повышенный уровень тревожности.

Шкала В (межличностные проблемы п. п. 5, 12, 26, 27) – идентификация себя с ролью плохого, агрессивное поведение, высокий негативизм непослушание.

Шкала С (неэффективность п. п. 3, 15, 23, 24) – высокий уровень убеждения неэффективности в школе.

Шкала D (ангедония п. п. 4, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22) – высокий уровень истощаемости, наличие чувства одиночества.

Шкала Е (негативная самооценка п. п. 2, 7, 9, 14, 25) – негативная оценка собственной неэффективности наличие суицидальных мыслей.

Подсчет общего показателя: эта сумма баллов выбранных ребенком вариантов ответов по всем пунктам теста. По каждой шкале теста также подсчитывается балл.

Стимульный материал

Инструкция: « Прочитайте внимательно каждую группу приведенных ниже утверждений и зачеркните соответствующий квадратик, в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в последнее время. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет».

1. 1) У меня редко бывает грустное настроение.

2) У меня часто бывает грустное настроение.

3) У меня все время грустное настроение.

2. 1) У меня никогда ничего не получится.

2) Я не уверен, что у меня все получится.

3) У меня все получится.

3. 1) В основном я все делаю правильно.

2) Я многое делаю не так.

3) Я все делаю неправильно.

4 . 1) Многое для меня является забавным.

2) Некоторые вещи меня забавляют.

3) Ничто меня не забавляет.

5. 1) Я все время себя плохо чувствую.

2) Я часто себя плохо чувствую.

3) Я редко себя плохо чувствую.

6. 1) Я думаю о неприятностях, происходящих со мной время от

2) Я беспокоюсь, что со мной могут произойти неприятности.

3) Я уверен, что со мной произойдет что-то ужасное.

7. 1) Я себя ненавижу.

2) Я себе не нравлюсь.

3) Я доволен собой.

8. 1) Все плохое происходит по моей вине.

2)Многие плохие вещи происходят из-за меня.

3) Во всем плохом, что происходит со мной, нет моей вины.

9. 1) Я не думаю о самоубийстве.

2) Я думаю о самоубийстве, но никогда его не совершу.

3) Я хочу покончить с собой.

10.1) Желание заплакать я испытываю каждый день.

2) Желание плакать появляется у меня довольно часто.

3) Желание заплакать я испытываю редко.

11. 1) Меня все время что-то беспокоит.

2) Меня часто что-то беспокоит.

3) Меня редко что-то беспокоит.

12. 1) Я люблю находиться среди людей.

2) Я не люблю часто бывать с людьми.

3) Я вообще не хочу быть с людьми.

13. 1) Я не могу изменить свое мнение о чем-либо.

2) Мне сложно изменить свое мнение, о чем либо.

3) Я легко изменяю свое мнение

14. 1) Я выгляжу хорошо.

2)В моей внешности есть недостатки.

3)Я выгляжу безобразно.

15. 1)Я должен постоянно заставлять себя делать домашнее задание.

2) Я часто должен заставлять себя делать домашнее задание.

3) У меня нет проблем с подготовкой домашнего задания.

16. 1) Я плохо сплю каждую ночь.

2) Я часто плохо сплю.

3) У меня нормальный сон.

17. 1)Я редко чувствую себя усталым.

2) Я часто чувствую себя усталым.

3) Я все время чувствую себя усталым.

18. 1) У меня часто нет аппетита.

2) Иногда у меня нет аппетита.

3) Я всегда ем с удовольствием.

19. 1) Меня не беспокоят ни боль, ни недомогание.

2) Меня часто беспокоят боль или недомогание.

3) Я все время испытываю боль или недомогание.

20. 1) Я не чувствую себя одиноким.

2) Я часто чувствую себя одиноким.

3) Я все время чувствую себя одиноким.

21. 1) В школе ничто не доставляет мне радости.

2) В школе мне бывает приятно только время от времени.

3) Мне часто радостно в школе.

22. 1) У меня много друзей.

2) У меня есть друзья, но я бы хотел, чтобы их было больше.

3) У меня совсем нет друзей.

23. 1) С учебой у меня все хорошо.

2) Моя успеваемость ухудшилась по сравнению с прошлым.

3) Я плохо успеваю по предметам, которые раньше мне давались

Легко.

24. 1) Я никогда не стану таким же благополучным человеком, как

Другие.

2) Я могу стать таким же благополучным человеком, как другие.

3) Я такой же благополучный, как и остальные люди.

25. 1)Меня никто не любит.

2) Я не уверен, что меня хоть кто-нибудь любит.

3) Я уверен, что меня кто-то любит.

26. 1) Я часто делаю то, что мне говорят.

2) В большинстве случаев я не делаю того, что мне говорят.

3) Я никогда не делаю то, что мне говорят.

27. 1) Я хорошо лажу с людьми.

2) Я часто ссорюсь.

3) Я постоянно ввязываюсь в ссоры.


Подростковые годы - одни из самых эмоциональных, когда школьник выходит из детского возраста, но не всегда знает, что значит быть взрослым. Именно в это время, он подвержен различным влияниям, противоречиям, часто разочаровывается в жизненных ситуациях, друзьях, людях. Если дела в школе идут плохо, дома нет поддержки, то развивается депрессия у подростка. Что делать при ее появлении, как вовремя распознать и провести необходимое лечение, будет рассмотрено в этой статье.

Депрессия: определения понятия

Депрессия - характеризующееся упадком сил, равнодушием к общественной жизни, отказом от выполнения важных дел, поручений. Такое считается заболеванием, которое необходимо лечить. Довольно часто человек не может самостоятельно выйти из депрессии, поэтому он нуждается в сторонней помощи.

Как и любое заболевание, депрессивное состояние имеет свои симптомы и причины возникновения. Подростки, как и взрослые люди, подвержены депрессии, которая нередко становится фактором психологической инвалидности или смертности. Поэтому так важно распознать это заболевание, чтобы вовремя помочь и вернуть школьнику радость жизни.

Причины подростковой депрессии

Депрессивное состояние возникает обычно не на пустом месте, оно может иметь как объективные, так и субъективные факторы. Основные причины депрессии у подростков следующие:

  1. Гормональная перестройка в организме детей. В этот период они достаточно сильно меняются физически, происходящие химические процессы могут вызывать перепады настроения, беспокойство, тревогу.
  2. Неудачи в школьной жизни. Неуспеваемость, отверженность одноклассниками, "нападки" учителей, повышают эмоциональную нестабильность, делают подростка несчастным.
  3. Социальный статус. Если ребенок не пользуется уважением среди сверстников, друзья постоянно подшучивают над ним, не ценят его мнения, то такое отношение подавляет школьника, делает его одиноким.
  4. Несчастная первая любовь . Подростки очень остро реагируют на возникшие чувства, которые чаще всего остаются без ответа, поэтому у детей возникает критическое отношение к своей внешности, телу. Они перестают себя уважать, считают, что их не за что любить, в итоге такое отношение приводит к отчаянию и депрессии.
  5. Высокие требования родителей. Завышенная планка, непосильная для школьника, вызывает у него чувство неуверенности, страх наказания за недостигнутый результат, боязнь еще больших требований.
  6. Семейное неблагополучие. Отношения в семье играют важную роль в эмоциональном состоянии ребенка. Развитие депрессии у подростков может быть связано с равнодушным отношением родителей, не интересующихся жизнью школьника, не поддерживающих его, не радующихся достижениям ребенка.

Симптомы депрессивного состояния

Любое заболевание имеет свои признаки, по которым его можно распознать. Депрессия проявляется следующими симптомами:

  • постоянное апатичное состояние;
  • появление различных болей (головная, желудочная, спинная)
  • не проходящее чувство усталости, упадка сил;
  • школьник не может сосредоточиться на выполнении определенного задания, становится забывчивым;
  • появляются грусть, беспокойство, чрезмерная тревога;
  • безответственное или бунтарское поведение - подросток прогуливает школу, не выполняет домашние задания, допоздна проводит время на улице;
  • бессонница ночью, сонливость днем;
  • резкое снижение успеваемости в школе;
  • избегание сверстников, игнорирование различных мероприятий;
  • отсутствие мотивации к выполнению каких-либо обязанностей;
  • нарушения питания - школьник либо отказывается от еды, либо злоупотребляет ею;
  • чрезмерная возбужденность, частые вспышки гнева, раздражительность;
  • одержимость темой смерти, загробной жизни.

В целом признаки депрессии у подростков вызывают изменения в их поведении и настроении. Школьники становятся замкнутыми, большую часть времени проводят у себя в комнате, не общаются с другими людьми. Теряют интерес и мотивацию к ранее любимым занятиям, становятся мрачными и враждебными.

Возрастные характеристики

Взрослея, дети меняются не только внешне, но и внутренне, они по-другому смотрят на мир, видят и понимают новые для себя взаимосвязи, отношения между людьми. Поэтому именно в это время они подвержены депрессивному состоянию.

Наиболее пиковым периодом возникновения депрессии у подростков считается возраст от 13 до 19 лет. В это время школьники подвержены стрессам, у них нестабильная и повышенная эмоциональность, окружающий мир воспринимается через увеличительное стекло, все проблемы кажутся неразрешимыми.

В возрасте до 15 лет редко встречаются тяжелые и средние формы заболевания, однако это не значит, что не нужно обращать внимание на подавленность ребенка, так как легкая стадия достаточно быстро может перейти в более тяжелую.

Дети 10 - 12 лет в основном проявляют такие симптомы, как общее ухудшение здоровья, нарушается пищеварение и питание. Кроме того, меняется поведение школьников, они становятся более замкнутыми, одинокими, могут жаловаться на скуку, теряют интерес к прежним занятиям.

Подростки 12 - 14 лет прячут свое депрессивное состояние, однако оно проявляется через мыслительную и двигательную заторможенность. Дети не могут четко сформулировать свои мысли, возникают трудности в коммуникативном процессе. Также проявляются такие симптомы депрессии у подростков, как неуспеваемость, нарушение дисциплины, злоба, проведение большего времени на улице. Школьники находятся в постоянном напряжении и страхе, что их будут ругать, читать им нотации, унижать.

Самые проблематичные депрессивные состояния приходятся на 14 - 19 лет, - возраст, когда перед школьниками возникают трудности выбора дальнейшего пути, прохождение экзаменов. Кроме того, они склонны задумываться о смысле жизни, который не могут еще понять и найти, такие мысли приобретают самодовлеющий характер. В этот период наиболее остро могут проявляться такие симптомы депрессии у подростков, как бессонница, нарушение аппетита, раздражительность, боязнь принятия решений, тревога и другие.

Виды проявления депрессии

В зависимости от поведенческих особенностей, проявляемых признаков, можно выделить следующие состояния:

  • Зомби - зацикливание подростка на определенном занятии, не несущем никакой пользы, а являющимся абсолютно бесплодным. Ярким примером является проведение время в социальных сетях, постоянное обновление страницы в ожидании нового события. Ребенок превращается в "зомби", питающимся бессмысленной информацией.
  • Загадка - школьник не проявляет никаких признаков заболевания, однако он кардинально изменяется за короткий промежуток времени. Трансформации могут коснуться внешности, привычек, мировоззрения.
  • Жертва - депрессия у детей и подростков нередко принимает форму жертвы, когда они, ощущая свою никчемность или ущербность, легко поддаются под влияние более успешного, с их точки зрения, человека, под воздействием которого депрессивное состояние только усиливается.
  • Ширма - школьники за видимым успехом прячут истинные переживания, страхи, боль. Такая форма заболевания может привести к тому, что ребенок будет постоянно стремиться к успеху, однако удовлетворения это не принесет.
  • Проблема - подростки не чувствуют вкуса к жизни, им все скучно и неинтересно, они могут находиться всегда в При этом хорошо учатся, не ведут асоциальный образ жизни, однако и душевной гармонии у таких детей нет.
  • Бунтарь - данная разновидность депрессии говорит о ее затянувшейся форме. Школьник не ценит жизнь, она его раздражает, при этом к суицидальному поведению он практически не подвержен, так как слишком любит свое Эго и бережет его.

Депрессия у мальчиков и девочек: половые различия

Подростки, находящиеся в депрессивном состоянии, не выдерживая его, часто пытаются найти какой-либо выход, который поможет облегчить страдания и заглушить боль. При этом ответ на вопрос, как выйти из депрессии, подростку мальчику видится в бунтовском и асоциальном поведении, а девочке - в замкнутости в себе или в причинении еще большего страдания.

Мальчики чаще всего связываются с плохой компанией, пробуют всевозможные наркотические средства, алкоголь, закрываясь таким способом не только от личных проблем, но и от мира в целом, от его несправедливости и непонимания. В таком состоянии ребенок ощущает себя абсолютно счастливым. Здесь нет обязанностей, учителей и чрезмерно заботливых родителей.

Депрессия у подростка-девочки имеет несколько иные проявления. Она уходит в себя, закрывается от внешнего воздействия в своем внутреннем мире, становится нелюдимой, замкнутой, одинокой. Нередко такое поведение связано с низкой самооценкой, когда девочка не знает, за что себя уважать, в чем ее привлекательность, при этом она пытается заглушить боль через беспорядочные половые связи. Чаще всего такое недооценивание себя как личности, своих возможностей идет из семьи, когда ребенку мало говорили о том, какая она замечательная и хорошая. Ведь в отношении девочки много любви не бывает, это не испортит ее, не сделает ханжой.

Однако подобные выходы из этого состояния, только ухудшают ситуацию: после окончания действия наркотика или полового акта боль становится еще сильнее, самоуважение падает до нуля. Поэтому важно вовремя начать бороться с депрессией у подростков, чтобы избежать добровольного ухода из жизни.

Лечение депрессии

При обнаружении вышеперечисленных симптомов, необходимо проконсультироваться с доктором, чтобы он определил грамотное лечение, которое может быть медикаментозным или носить консультативный характер.

Из лекарственных средств обычно прописывают различные успокоительные препараты, которые не оказывают губительного влияния на организм ребенка в целом, не приводят к сонливости и отреченности. Любые препараты необходимо принимать строго по назначению врача, чтобы избежать различных неприятных последствий.

Однако наиболее часто достаточно провести курс психологических консультаций, где лечение депрессии у подростков осуществляется через поиск причин возникновения недуга, научения распознавания негативных мыслей и умения с ними справляться. Такие консультации проводятся как отдельно с ребенком, так и со всей семьей, если причинами заболевания становятся трудные отношения с родственниками.

Родительская помощь подростку

Основная роль в профилактике депрессивного состояния у детей отводится их родителям, поведение и отношение которых поможет либо совсем не знать этого недуга, либо легко с ним справиться. Чтобы защитить подростка от депрессивного состояния, родителям необходимо выбрать следующие тактики воспитания:

  • Не рекомендуется постоянно наказывать или унижать ребенка, иначе он вырастет неуверенным, зажатым, будет считать себя никому не нужным.
  • Не стоит чрезмерно опекать детей, принимать за них решения, чем и провоцируется подростковая депрессия, симптомы которой проявляются в неумение делать выбор, быть самостоятельными.
  • Нельзя зажимать ребенка, ограничивать его свободу, он должен ощущать свою независимость, но при этом знать, что родители всегда рядом.
  • Давать возможность самому выбирать творческий кружок, спортивную секцию, друзей, не стоит навязывать подростку свои несбывшиеся мечты.
  • Необходимо разговаривать с ребенком, лучше всего это делать через совместную деятельность. Здесь рекомендуется выбрать то, чем нравится заниматься и подростку, и родителям: это могут быть семейные походы на лыжах, катание на коньках, создание интересной поделки, чтение книг и многое другое.
  • Если ребенок делится своими трудностями, важно прислушиваться к нему, ни в коем случае нельзя высмеивать проблему, даже пустяковую. Лучше все обсудить и найти решение.
  • Постоянные нравоучения также могут стать причиной депрессии у подростков, поэтому поучать рекомендуется делами, а не словами, необходимо быть примером для своего ребенка.

Признаки суицидального поведения

Подростковая депрессия может принять достаточно опасную форму - добровольный уход из жизни. Все проблемы, которые возникают у школьников, считаются неразрешимыми и непреодолимыми, причиняющими невыносимую боль. Среди них наиболее популярные: неуспеваемость в школе, неразделенная любовь, проблемы в семье, постоянные неудачи в различных делах. Подростки, не выдерживая такого эмоционального напряжения, идут на крайний шаг - суицид, который решает все трудные вопросы разом.

Среди основных признаков такого поведения можно выделить следующие:

  • отсутствие веры в хорошее и радостное будущее, ребенок теряет всякую надежду;
  • безразличное отношение к себе, депрессия в подростковом возрасте проявляется через такие фразы, как "я никому не нужен, никому нет до меня дела";
  • школьник перестает заниматься любимым делом, теряет интерес к учебе;
  • часто заводит разговор о смерти или даже грозится себя убить.

Если у подростка проявляется хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то нельзя оставлять это без внимания, необходимо поговорить с ребенком или сходить с ним на консультацию к психологу.

Недооценивание и переоценка ситуации

Депрессивное состояние не всегда легко и просто распознать, однако не нужно впадать в крайности, которые заключаются в недооценивании или, наоборот, в переоценке происходящего.

Все подростки подвергаются психологическому стрессу, это нормальный процесс, имеющий те же признаки, что и депрессия. Однако он менее продолжительный, ребенок не закрывается в себе, легко идет на контакт. В таком случае не надо переоценивать ситуацию и вести школьника к врачу, достаточно доверительной беседы дома. Здесь родителям можно рассказать о себе, как они переживали те или иные проблемы в этом возрасте.

В то же время дети, которые действительно нуждаются в помощи, остаются без внимания, родители пускают проблему на самотек, признаки депрессии у подростков не замечаются. Здесь наблюдается недооценивание ситуации, ребенок остается один на один со своими проблемами, что чревато или суицидом.

Следовательно, важно правильно распознавать первых и вторых, оказывать им поддержку и, при необходимости, лечение.

Таким образом, депрессивное состояние довольно часто встречается среди подростков, что объясняется их внутренними и внешними изменениями, когда дети не готовы принять новые правила, которые диктует взрослая жизнь, не могут понять установленные взаимоотношения между людьми, найти свое место в обществе. Развитие депрессии у подростков опасно для их психического здоровья и жизни, так как не оказанная вовремя помощь, родительская или медицинская, может спровоцировать суицид как единственный выход из сложившейся ситуации.

У многих подростков в период с 12 по 19 лет происходит важный период жизни сопровождающийся рядом физических, эмоциональных, психологических и социальных изменений.

Сильное давление и постоянная несправедливость суровой реальности всегда приводят к глубоким разочарованиям, т.к. тинейджеры по-особенному чувствительно реагируют на жизненные изменения и стрессы, которые зачастую перерастают в такой диагноз, как подростковая депрессия.

По статистике Всемирной ассоциации здравоохранения, депрессиям подвергнуты 20% от всего количества подростков, причем девочки страдают от депрессии чаще, чем мальчики.

Согласно официальным данным, первопричиной многих случаев инвалидности и смертности среди подростков является именно депрессия.

Итак, из общего количества подростков, которые страдают депрессией, 10-15% регулярно имеют отдельные симптомы депрессии, 6% мучаются от клинически выраженной депрессии и целых 30% из них испытывают затяжные депрессивные расстройства продолжительностью более года.

Подростковая депрессия симптомы

Подростки зачастую испытывают при обострениях депрессии:

  • головную боль;
  • колики в животе;
  • вялость;
  • сонливость;
  • частую плаксивость.

В этот период дети могут особенно часто болеть простудными заболеваниями.

Признаки депрессии у подростков​​​​​​

  1. Раздражение и мгновенная вспыльчивость.
  2. Постоянное беспокойство.
  3. Чувство вины не по делу и самобичевание.
  4. Разбитость и полное игнорирование.
  5. Низкая самооценка.
  6. В зависимости от индивидуальных особенностей организма — резкая потеря веса.
  7. Неопрятный внешний вид.
  8. Бессмысленность существования.
  9. Потеря интереса и мотивации.
  10. Желание остаться наедине с самим собой.
  11. Рассеянность.
  12. Мысли о самоубийстве.
  13. Сложности с коммуникациями.
  14. Печаль и грусть.
  15. Энергетическая опустошенность.

Разница между подростковой и взрослой депрессией

Тинейджеры испытывают депрессию более эмоционально и с сильно выраженными внешними проявлениями, в отличие от взрослых.

В силу того, что в юношеском возрасте люди чаще всего пытаются не показывать слабости, то в конечном счете скапливают боль внутри себя и не обращаются за помощью к профессионалам (или хотя бы к близким людям).

Подростки сильнее, чем взрослые подвержены критике и при первых же словах в свой адрес, сразу же чувствуют угнетенность и потерю настроения.

Дети зачастую страдают от отсутствия друзей, расизма, нежелания ходить в школу или от продолжительного отсутствия родителей рядом.

Подростки постарше страдают от недопонимания окружающих, обостренного социального неравенства, зачастую из-за отношений с противоположным полом, а также депрессия возникает в связи с экзаменами и выбором дальнейшей профессии и т.д.

Негативное влияние депрессии

Депрессия разрушительно влияет на психику тинейджера, они подавлены и сущность их личности ломается.

Депрессии подвластны абсолютно все подростки, в том числе представители из благополучных, полных и обеспеченных семей.

В попытке уйти от сложной реальности, некоторые подростки погружаются с головой в лучшем случае — в виртуальный мир, в худшем случае — пытаются уйти от проблем с помощью алкоголя, курения и наркотиков. Естественно, при этом проблемы только усугубляются.

У детей часто развиваются дистимии, продолжительность которых в среднем составляет 4 года. В данном случае дети трактуют такое подавленное состояние как норму и даже не могут жаловаться на колебания своего настроения.
Часто постоянные издевательства сверстников за лишний вес влекут за собой помимо глубокой депрессии еще и анорексию и булимию. Постоянные стрессы ведут к злокачественным опухолям, сахарному диабету или астме.

Из-за нескончаемых негативных мыслей, недостатка энергии, отсутствия концентрации внимания и плохого настроения, падает работоспособность и пропадает интерес к учебе. Все это напрямую оказывает влияние на успеваемость в школе, иногда к прогулам и срыванию уроков.

Подросток и самоубийство

Россия занимает 4 место в мировом рейтинге по количеству самоубийств среди подростков.

Суицид, как правило, является тщательно продуманным планом, который созревает долгое время в уме подростка и воплощается при «точке кипения», когда все наболевшее доходит до пика и наступает полнейшая безысходность.

Подростки думают, что в смерти есть смысл, т.к. только в этом случае они могут достучаться до мира со своими протестными убеждениями, либо доказать кому-то как же много они потеряют при исчезновении этого человека. Поэтому если говорить с точки зрения случаев самоубийств, то причины подростковой депрессии заключаются в том, что окружающие довели своими издевательствами подростка до состояния никчемности и он решил таким способом прекратить мучения.

Подростки нередко дают понять о скором уходе из жизни неоднозначными намеками, двусмысленными прощаниями и опрометчивыми поступками. Третья часть тинейджеров, которые уже пытались покончить жизнь самоубийством однажды, не останавливаются и доводят свои попытки до конца.

Очень важно вовремя обратиться к специалисту за помощью, не упустив момент, пока проблема еще не сильно запущена.

Методы диагностики

Распространенность подростковых депрессий возросла за последнее десятилетие и диагностируется во все более раннем возрасте. Правильно поставленный диагноз и подходящий метод лечения имеют решающую роль при диагностике депрессии.

В развитых странах уже давно принято посещать психолога для решения такого рода проблем, тем более на начальном этапе любая проблема легко устраняется.

Рассмотрим несколько методов диагностики депрессии у подростков:

  1. Тестирование.
    Существует около 20 различных методик по тестированию пациентов, по результатам которых назначается лечение. Необходимо ответить на ряд вопросов о своих беспокойствах.
  2. Осмотр.
    Если врач предполагает, что первопричиной может выступать иное заболевание, то он дополнительно проводит физикальное обследование, чтобы подтвердить или исключить физическое происхождение депрессии.
  3. Лабораторные тесты.
    Врач выписывает направление на прохождение анализа крови, цитохром Р450, либо анализ крови на гормоны щитовидной железы.
  4. Психологическая оценка.
    В результате личной беседы обсуждаются мысли, чувства и переживания подростка. Определяется степень, характер развивающейся депрессии, а также риск суицида.
    Полное заключение психолог составляет на основе критериев «Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM)», запатентованной методике, подтвердившей свою эффективность на практике.

Подростковая депрессия: как бороться и методы лечения

  1. Лекарственные препараты.
    Согласно решению FDA, было одобрено два препарата в целях борьбы с депрессией в подростковом возрасте: Флуоксетин и Эсциталопрам.
    Психиатр может выписать и иные препараты, в случае, если так сложится клиническая ситуация.
  2. Когнитивно-поведенческая терапия.
    Основана на работе с комплексами, самооценкой и робостью. Цель такой методики — это полная социальная адаптация подростка.
  3. Индивидуальная психотерапия.
    Нацелена на выработку у тинейджера способности давать отпор, высказывать свое мнение
  4. Семейная психотерапия.
    Если причина осложнений кроется в семейных конфликтах, недопонимании и рукоприкладствах, то необходима работа не только с ребенком, но и с родителями. Семейная психотерапия поможет сбалансировать отношения между членами семьи и прийти к компромиссам.
  5. Госпитализация.
    В некоторых случаях, когда есть риск того, что подросток может как-нибудь навредить себе, либо своим близким, то на помощь приходит психиатрическое лечение в специализированном учреждении.

Антидепрессанты и подростковый мозг

Мнения специалистов о положительном и негативном влияниях на мозг подростков очень разнятся, однако обе стороны признают эффективность этих препаратов.

Доказано, что существует прямая зависимость приема некоторых препаратов, которые меняют нейронные сети мозга при повышении уровня активности серотонина. Антидепрессанты при проведенных опытах, активируют нейрогенез (процесс образования новых нейронных клеток).

Зачастую подросткам выписывают антидепрессанты, которые относятся к группе СИОЗС (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), которые заставляют быстрее работать левое полушарие мозга, а правое — медленнее.

Поддержка подростка в качестве лечения депрессии

Подросток очень нуждается в поддержке, поднятии самооценки и искреннем интересе близких людей.

Круг общения должен быть по максимуму комфортным для тинейджера и тогда у него появится доверие к социуму.

Т.е. если он нуждается в смене школы, то так и нужно поступить, ведь формирование здоровой личности намного важнее на данном этапе. Необходимо в общении с подростком соблюдать деликатность, принимать всерьез реально существующие проблемы и при любых осложнениях обращаться к специалисту. Подростковая депрессия — явление устранимое при правильном подходе к лечению и надлежащей моральной поддержке. Эмоциональные сдвиги бывают у всех и каждого человека. Подростковая психика только формируется и ей свойственны перепады в зависимости от тех или иных внешних и внутренних факторов. Т.к. фундамент определенных поведенческих характеристик закладывается именно в переходном возрасте, важно вовремя отреагировать на негативные изменения в поведении подростка, чтобы в конечном счете его жизнь стала полноценной и свободной от проявлений депрессии.

Видео на тему