Истерика у ребенка 2.5 года что делать. Что делать при истерики у ребенка

Рада снова вас приветствовать в моем блоге. Кто не слышал о кризисе 3 лет? Мы пережили всю палитру возможных реакций. Если вашему малышу от 2,5 до 3,5 лет, вы наверняка знаете, о чем я пишу. У ребенка постоянные истерики в 3 года могут возникать на ровном месте и по любому поводу.

Каковы причины подобных детских истерик? Каждый кризис ребенка возникает на фоне некоторых возрастных новообразований. О чем это я? Например, к 3 годам кроха начинает себя ощущать самостоятельной личностью. Он, наконец, отделяет себя от матери. Понимает, что они не единое целое.

В этом возрасте формируются такие важные качества, как уверенность в себе, самооценка, лидерство, такие необходимые качества взрослому человеку. Самое обидное, что не бывает так, что до 18 лет ребенок полностью подчиняется вам и вашим требованием, а после 18 щелчок – и он лидер и уверенный в себе человек. Тут нужно понимать — кого вы хотите воспитать? Человека, который всегда будет искать и слушать командира или сильного лидера. Дальше я расскажу как реагировать на истерики.

Воспитание

Может вы замечали, когда вы организовали ребенку насыщенный день, сводили в зоопарк, на детские горки, покатались на квадроцикле, а вечером еще и в гости сходили, где было много маленьких детей, по приходу домой ребенок плачет, устраивает истерику. И вы думаете: «Ну я же сделала так много для него и такой хороший день, ну почему он так не благодарно себя ведет». На самом деле он не со зла и не из расчета так делает, просто у малыша было слишком много впечатлений и его нервная система перевозбуждена, поэтому организм снимает напряжение слезами и криками. Это нормально, не злитесь, не плачьте, не кричите, просто уложите ребенка отдыхать или включите спокойный любимый мультик, обнимите, поговорите о том, что вы делали днем.

Такие вечерние «сказки» о том, что было днем помогают ребенку осмыслить все произошедшее. Вы можете ему подсказать, как нужно было поступить в определенной ситуации, что нужно было сказать. Обычно перед сном ребенок охотно слушает такие сказки, потому что он уже спокоен, у него больше нет задач на сегодня.

Самое главное — вы научите ребенка анализировать свое поведение, научите выходить его из новых сложных ситуаций. Главное, это делать не в поучительно — обвиняющем тоне, а сказочно, позитивно и интересно. Это своего рода терапевтическая сказка, которую так рекомендуют психологи. Подробней о терапевтических сказках

Малыш еще не знает, что такое хорошо, что плохо, что опасно, как надо поступать в какой то ситуации. В основном, он копирует чужое поведение или мультики. Если вы видите, что ребенок что-то бросает, куда-то бежит, дерется, это он не сам придумал, а где-то увидел и просто повторяет.

Поэтому рекомендую оценивать мультики сначала на опасные моменты, драки, наличие сцен, которые стирают инстинкт самосохранения (кто-то прыгает со скалы и не разбивается, мамонт наступает на белку, а она встала и побежала и т.п.), а потом показывать ребенку.

Умение управлять эмоциями

У нас в возрасте 2-3 лет были частые истерики и я бы даже назвала сына нытиком в том возрасте. Но в 3,5 года все прошло. Он стал плакать очень редко, только если сильно ударится. Поэтому нужно переждать и воспитывать ребенка, помогать разобраться в причинах, по максимуму предупреждать истерику, учить выражать свои эмоции словами, если малыш умеет уже что-то говорить.

Как только сын научился говорить: «мама, ты меня обидела», — он перестал плакать по любому поводу.

В возрасте до 4-5 лет малыш учится контролировать свои эмоции, об этом я писала уже в статье « . Поэтому нужно подходить с умом и расчетом того как ваша реакция может повлиять на его характер в будущем. Есть много взрослых, даже бабушек и дедушек, которые до сих пор не научились управлять собой. Умение выражать свои эмоции спокойно, не носить и не копить обиду как раз и тренируется в возрасте 2-5 лет.

Как реагировать родителям на истерики ребенка 3 лет?

Как реагировать? Быть спокойной, доброй, любящей мамой! Пытаться помочь малышу успокоится, а если не можете, то лучше отойти в сторонку и подождать пока успокоится сам. И в эти моменты нужно вести себя крайне адекватно, спокойно. Орать на ребенка или применять физические наказания — это путь к потере уважения и вашего авторитета.

Ребенок очень хорошо будет помнить критические ситуации и они будут играть большую роль в пересчете веса окружающих людей. Там все без эмоций, чистая математика. Крикнули — ваш вес упал, проявили выдержку — ваш вес поднялся. Если вы крикнули и спасли его от опасности, это тоже запишется, крик будет ассоциироваться с опасностью и ребенок будет мгновенно реагировать на ваш крик. А если вы крикнули, когда ребенок наступил на мелкую лужу, потом 10 раз крикнули не ходи туда, не делай что-то по привычке, если просто разговариваете командами, неосознанно на повышенном тоне, то это все будет рассчитано и записано в голове ребенка.

В этом возрасте малыш не может выразить свое желание так, чтобы его поняли, он пока тестирует, как и что сделать, чтобы донести свое желание. Истерика может быть вызвана чем угодно. Главное, что ребенок пытается передать информацию не совсем понятно. Никто не понимает крик, кусание. Взрослый понимает, что что-то не так, но что именно не всегда. Ребенок поймет потом, что это не работает, это запишется в мозгах. Еще запишется то, как вели себя окружающие в эти моменты

Нельзя недооценивать маленького ребенка, нельзя недооценивать работу мозга маленького ребенка. Это сильный компьютер, он работает на повышенных парах в то время, когда тело еще не достаточно развито. Следит за безопасностью и с недоверием всегда относится ко всем, даже к родной маме, записывает каждое ее движение. Иногда бывает, что с посторонним человеком ребенку комфортней и спокойней, чем с мамой. Потому что мама слишком много себе позволяла, пользуясь правами мамы. А некоторые окружающие были ограничены в правах применять силу или кричать. И это помогло им не потерять вес в глазах ребенка.

Например, пришла к маме с ребенком подруга или соседка в гости. Мама во время беседы с ней неосознанно поучает ребенка, 10 раз сделала замечания, 10 раз сказала говорить тише, 10 раз не бросать игрушки, чтобы выглядеть правильной мамой, что она вроде бы воспитывает ребенка. В то время как соседка молчала или улыбалась ребенку. Тогда ребенок начинает подходить к этой тете, что-то показывать, рассказывать, улыбаться, игнорировать маму. В следующий раз радоваться ее приходу и поощрять тетю своим вниманием, радостью, возгласами «Тетя Света пришла». Тетя Света еще и вкусненькое что-то принесла и опять уделяла внимание, хвалила. Получается тетя заработала себе баллы, а мама наоборот понизила.

Возможные причины истерик

Не все мои знакомые переживали это страшный период в окопах. Как пройдет этот возрастной этап у вашего ребенка? Это зависит от нескольких факторов:

  • взаимоотношений в семье (спокойные или конфликтные);
  • ревность к другим детям;
  • природного темперамента крохи;
  • типа нервной системы крохи.

Думаю, не стоит говорить о том, что если в семье напряженная обстановка, частые крики и выяснения отношений – не ждите спокойствия от крохи. Он ведь берет пример с вас, родители!

Когда рождается еще один ребенок , младшая сестра или брат тоже могут усугубить кризисные проявления. Ревность захлестнет малыша и крик тоже. В некоторых ситуациях кризисные периоды могут проявляться ночным энурезом. Если вдруг ребенок, который давно просится на горшок, начинает мочить колготки.

Ночные крики сопровождали нас до 3 лет. Они были очень редкими, но пугали меня. Мы соблюдали режим дня, перед сном старались не перегружать ребенка. Но он просыпался с криком и истерикой ночью все равно. Только после определенного рубежа эта проблема нас миновала. Я напрямую связываю это с особенностями формирования нервных процессов в головном мозге. Если малыш быстро возбуждается, достаточно мнительный и впечатлительный, подобные состояния нормальны, так как все только лишь формируется.

Что делать родителям


Как бороться
с подобными проявлениями? Если у вашего крохи этот возрастной период происходит достаточно ярко, он часто закатывает публичные сцены, вы отказываетесь повиноваться – стоит прислушаться к советам психолога:

1.Как успокоить ? Дышите ровно. Каждый раз, как понимаете, что кроху накрывает очередная волна протеста – наберите побольше воздуха в легкие. Сохраняйте спокойствие. И просто уведите ребенка от предмета конфликта. К примеру, он хочет игрушку, а у вас по каким то причинам нет желания или возможности купить ее, не стойте возле нее, объясняя почему не хотите покупать, в то время как у ребенка настоящая истерика. Отведите в другое место, чтобы ребенок понял, что нет шансов вас переубедить.

3.Не запрещайте все подряд. Определите для себя: во что действительно нежелательно играть малышу и никогда нельзя трогать/говорить. Используйте правило трех раз. Вы предупреждаете о последствиях и если три раза ребенок не слушает, то последует ранее оговоренное наказание.

4.Отпускайте кроху от себя. Конечно, он еще совсем кроха, но старайтесь предоставлять ему больше свободы, поощряйте самостоятельность, советуйтесь по тем вопросам, в которых он компетентен.

5.Предлагая что-либо, старайтесь предоставить право, так называемого, мнимого выбора. Только не спрашивайте его мнения, если заранее у вас есть четкая программа. Например, если вам нужно отвезти ребенка на день к бабушке. Не нужно спрашивать его мнения: хочет ли он к бабушке, лучше спросите: какие игрушки он возьмет, ту или другую и предоставьте полное право выбора. Так вы покажете ребенку, что вам важно его мнение и сможете выстроить доверительные отношения с ребенком.

6.Ограждаем от негатива. Не ссорьтесь при своем чаде. Ему совершенно не нужно знать о ваших семейных противоречиях.

7.Дозируем впечатления. Старайтесь не перегружать малыша новыми событиями, развлечениями. Выдавайте нагрузку дозировано.

Несложные правила помогут вам, как помогли нам.

Что делать если истерика в магазине


Прекратить
приступы истерических манипуляций можно, лишь сохраняя выдержку и спокойствие. Если ребенок привык просить в магазине сладости, и вы ему их покупаете, ссылаясь на то, что не можете терпеть крик – наберитесь смелости и терпения. Откажите и будьте устойчивы в своих убеждениях. Выйдите из магазина. Поверьте, совсем скоро эта проблема перестанет вас беспокоить.

У меня если личное открытие, я его называю правилом 3 дней. Если этот промежуток времени твердо стоять на своем, на 4 день кроха попросту забывает требовать. Родители, хорошая новость – всего 3 дня! Это личное наблюдение, которое подтверждено и на моих знакомых. Продержаться всего 3 суток. Это не так много?

Напоследок

В конфликтных ситуациях чаще вспоминайте о том, что вы взрослый, а не ваше чадо. Именно вы должны уметь держать себя в руках, контролировать свои эмоции, а не маленький малыш, который только открывает для себя огромный мир чувств.

Все проходит и это пройдет. В трудные моменты, чтобы успокоиться самому и не выйти из себя прочитайте молитву, или используйте дыхательные техники. Учитесь вместе с малышом управлять собой.

Истерика у ребенка: он топает ногами, кричит, плачет и ничего не хочет слышать. Или однотонно ноет, хнычет и канючит. Каждый родитель хоть раз сталкивался с подобным поведением своего чада. Но обычно проблема масштабнее, чем кажется, и затрагивает 9 из 10 семей, которым приходится воспитывать истеричного ребенка. Да и сами истерики – не разовое явление, так они происходят систематически. Мамы и папы в растерянности, они злятся, переживают, не знают, как все это прекратить. Что делать взрослым, если у ребенка истерика?

Что такое детская истерика?

Истерика – это особое эмоциональное состояние крайнего возбуждения. Ребенок кричит, рыдает, падает на пол, может биться о стены или царапать себе лицо. Он совершенно не восприимчив к словам и действиям окружающих и практически не чувствует боли. Остановить это крайне сложно. Такое поведение пугает и озадачивает родителей, особенно если, по их мнению, и причин-то особых для такого поведения у малыша не было. Что взрослые сделали не так?

Истерика, как правило, хоть и развивается стремительно, но как любой процесс в нашем организме, протекает в несколько стадий. Даже если кажется, что все началось внезапно, поверьте, симптомы начинающегося «концерта» были, и их нужно научиться узнавать. Часто малыш начинает сопеть, хныкать, замолкает. Это затишье перед бурей. Если вовремя отреагировать, истерики можно избежать. Порой для этого достаточно ласково обнять обидевшегося на весь мир малыша, спросить, что его так огорчило. Если дело в сломавшейся игрушке, предложить починить ее вместе.

Некоторых детей для профилактики истерики достаточно переключить на другое занятие. Не получается собрать конструктор ? Не плачь, мы сейчас порисуем, а потом обязательно соберем из упрямых деталей домик или паровоз. Если предвестники разглядеть не удалось или взрослые не придали им должного значения, начинается сама истерика.

  • Первая стадия – голосовая. Ребенок, стараясь обратить на себя внимание, начинает хныкать или сразу кричать.
  • Вторая стадия – моторная. Она характеризуется возбужденными активными движениями малыша. Он может начать бросать игрушки, топать, кататься по полу. Это самая опасная стадия – ребенок может травмироваться.
  • Третья стадия - остаточная. Это своеобразный выход из «пике» - уставший физически и морально ребенок заливается слезами, обводит присутствующих несчастным взглядом и судорожно всхлипывает. Длиться стадия может до нескольких часов.

Почему ребенок так делает?

Надо сказать, что не всегда дети истерят «из вредности». И советы типа «Меньше внимания – быстрее успокоится» или «Ремня ему хорошего!» не только бесполезны, но и вредны.

Истерики у детей бывают двух видов – произвольные и непроизвольные. В первом случае малыш действительно показывает характер, что-то хочет получить и просто не видит другого способа. Он кричит, стучит ногами и руками, трясет головой, при это прекрасно отдавая себе отчет в том, что именно он делает. Если однажды ребенок добился своего путем такой истерики, он возьмет это на вооружение, и будет манипулировать родителями все чаще и чаще. Что делать в этой ситуации? Предоставить карапузу право выбора. Спокойно объяснить, что вам не нравится такое его поведение, предупредить о возможном наказании (например, лишении возможности посмотреть мультики или пойти в парк), а потом, если малыш не успокоился, осуществить наказание. Таким образом, у ребенка есть выбор – кричать дальше и лишиться чего-то приятного или взять себя в руки и разрешить конфликт миром.

Физически в этой ситуации наказывать нельзя! Это сделает малыша еще более агрессивным. Убедившись в неэффективности истерики как инструмента для получения личной выгоды, ребенок постепенно перестанет капризничать.

Непроизвольные истерики – процесс, протекающий на гормональном уровне. Малыш не в состоянии контролировать свое поведение и свое тело из-за резкого выброса гормонов стресса. Уговаривать в этой ситуации бесполезно , так как ребенок попросту вас не слышит. Что делать? Опять же успокоиться. И только потом переходить к делу.

В состоянии неконтролируемой истерики ребенку важен тактильный контакт. Попробуйте взять его на руки, обнять, погладить по голове. Говорите с ним тихим, успокаивающим голосом, описывайте что-то не имеющее отношения к происходящему : «Вон птички на окошко сели», «Смотри, какое сегодня солнышко, может, погуляем?». Не так важно, что именно вы будете говорить. Главное - тактильный контакт. Когда ребенок успокоится, нужно обязательно постараться выяснить, что произошло. Используйте для этого наводящие вопросы: «Тебя что-то расстроило?», «Ты испугался?» и т.д.

Кто подвержен истерикам?

Склонность к истерикам – врожденная особенность. Все зависит от типа организации нервной системы малыша:

  • Слабый тип. Это пугливые, неуверенные в себе дети. Они подвержены частой смене настроения. У них нестабильный аппетит и плохой сон. Они возбудимы, часто повышают голос. Очень подвержены истерикам, пребывая в которых ведут себя непредсказуемо. Успокаиваются относительно быстро.
  • Сильный тип. Ребята с таким типом нервной системы чаще пребывают в благодушном настроении, легко увлекаются, часто не доводят начатое до конца. В сильной стрессовой ситуации могут закатить истерику, но это маловероятно. Да и «погасить» такую истерику будет довольно просто.
  • Неуравновешенный тип. Это тревожные дети. Их часто мучают страхи, сомнения. Они спят «поверхностным» сном, за ночь могут просыпаться по несколько раз. Могут быть шумными в обществе, так как любят быть в центре внимания, но болезненно относятся к любой критике. Истерика у таких ребят может начаться внезапно и сопровождается проявлениями агрессии . Успокоить их трудно.
  • Медлительный тип. Это очень спокойные, рассудительные дети. Любят заниматься чем-то в одиночестве. Их трудно расшевелить. По причине замедленных процессов возбуждения и торможения в нервной системе практически не устраивают истерик. Могли бы, но пока до их мозга это доходит, необходимость в крике уже отпадает.

Таким образом, чаще всего на детские истерики жалуются родители ребят со слабым и неуравновешенным типами нервной системы.

Ночные истерики

Особняком стоят ночные истерики. Они всегда носят характер непроизвольных и могут быть вызваны рядом причин: страхами, приснившимися кошмарами, дневным перевозбуждением и обилием впечатлений. Малыш просто просыпается и сразу начинает кричать. Угомонить его сложно, он выгибает спину, стучит ногами и руками, пытается убежать.

Если малыша оставить без внимания, то он может покалечиться. Здесь важно обеспечить тактильный контакт, устранить причину страхов – включить ночник, убрать пугающий предмет из комнаты.

Я в свое время столкнулась с ночными истериками у своего двухлетнего сына. Не помогало ничего. Тогда нашлось нестандартное решение, которое теперь я рекомендую многим мамам. Мы обсудили с малышом «страшные тени и привидения», которые не дают ему спать, после чего пошли и купили в магазине небольшого ярко-желтого плюшевого очень смешного кота. Мы дали ему имя – Смельчак.

По рассказанной мной легенде, смелый солнечный кот по ночам охраняет мальчиков и девочек от теней и других злодеев. Сын стал спокойнее засыпать, потому что верил мне и Смельчаку. Через пару недель он вообще перестал просыпаться по ночам. Но Смельчака (уже изрядно потрепанного) и сейчас, полтора года спустя, в обязательном порядке берет с собой в постель. Заведите такого друга своему малышу. Пусть это будет добрый, очень яркий персонаж обязательно с большими глазами или широкой улыбкой. Сочините о нем сказку. Ваш ребенок в нее тоже поверит.

Возрастные истерики

Возрастные истерики – это следствие «настройки» детской нервной системы. В разные этапы своей жизни малыш по мере узнавания нового должен приспосабливаться к этому новому. Безболезненно получается не всегда и далеко не у всех.

  • До 1 года малыши истерят редко. Истерика у них всегда имеет свою причину: мокрые штанишки, усталость в промежутках между периодами сна, голод, скука и т.д. В этом возрасте причиной для частого и требовательного плача может послужить и повышенное внутричерепное давление. Подтвердить или исключить такую проблему поможет консультация врача- невролога. Психические отклонения в этом возрасте диагностировать практически невозможно.
  • Если ребенку уже 1,5 года, его истерики - еще не способ манипуляции, а всего лишь следствие перенапряжения неустоявшейся еще психики. Успокоить малыша довольно просто. Достаточно взять его на руки и переключить его внимание.

  • В 2 года детская истерика вызвана, как правило, желанием ребенка получить больше внимания от взрослых. Он уже умеет дифференцировать себя как отдельную личность. И часто с помощью истерики пытается объяснить, что ему что-то не нравится. Двухлетние детки могут капризничать от избытка впечатлений, от усталости, из-за болезни. В этом возрасте поводом для систематических истерик может стать рождение еще одного ребенка в семье. И очень часто истерики случаются на почве необходимости идти в детский сад. Как успокоить малыша? Способ зависит от причины истерики. Если устал – обеспечить ему отдых. Если «ревнует » к брату или сестре – уделить больше внимания.
  • В 3 года начинается так называемый «кризис трех лет». «Я сам!» - именно это чаще всего слышат родители трехлетних малышей. Малыш настойчиво требует уважения к своим убеждениям, яростно протестует, истерит по поводу и без. Трехлетние малыши невероятно упрямы. Они еще не умеют идти на компромисс. Успокоить их трудно. В некоторых случаях без помощи психолога не обойтись. Ребята – большие индивидуумы, и подход к их истерикам требуется индивидуальный.
  • Обычно к 4 годам детские истерики сходят на нет, но если в возрасте 4-5 лет они все еще случаются, это может свидетельствовать, увы, о пробелах в воспитании. Если ребенок не знает слова «нет» или не ощущает границ дозволенного, винить его в этом нельзя. Это дело рук взрослых. Истерики уже вполне контролируемые, малыш осваивает способы манипуляции: если мама запрещает что-то, то можно попросить папу, если и он не даст желаемого, перед громкой истерикой уж точно не устоят бабушка и дедушка. Если у малыша к 4-5 годам не выявлено неврологических или психических заболеваний, то доктор Комаровский советует по возможности оставлять истерящего ребенка в одиночестве. В изоляции нет зрителей, а значит, устраивать представление не интересно.

  • В 6 лет наступает время повышенных требований и довольно жестких ограничений. У ребенка появляются обязанности. Он понимает необходимость вести себя в рамках приличия. Парадоксально, но факт – в этом возрасте истерики снова становятся непроизвольными. Это связано с тем, что в течение дня малыш вынужден хорошо себя вести в детском саду. Но к вечеру он устает. И после садика закатывает истерики. Это протест и неумение «сбросить» нервное напряжение. Помочь ему можно, интересно организовав вечерний досуг.
  • Кризис семи лет – это второй ощутимый возрастной кризис в жизни человека. В 7 лет ребенок переходит от младшего возраста к школьному. Он болезненно воспринимает крутые перемены в жизни (необходимость учиться, соблюдать распорядок дня). Истерики в этом возрасте спонтанны. Бороться с ними нужно вместе со взрослыми, осваивая такое понятие как «сотрудничество».

  • В 8 и 9 лет истерики случаются редко, обычно они связаны со сложностями в межличностном общении ребенка. Если у него с трудом складываются отношения со сверстниками и нет уверенности в собственных силах, истерики протекают в форме долгого или систематического плача. Установите причину и действуйте. Помогите чаду поверить в себя.
  • Истерика в возрасте 9 и 10 лет – скорее исключение из правил. Связана она, как правило, с переходным периодом – ваш ребенок становится подростком. Он может довольно агрессивно скандалить, драться с ровесниками или подолгу плакать. В этом возрасте истерика всегда произвольная, преднамеренная и нередко связана с недостатком любви, в том числе к себе самому.

  • Важно научить ребенка словами выражать свои проблемы и недовольство, а не закатывать истерику. Как только малыш начал говорить, ваша задача привить ему хорошую привычку- рассказывать о своих чувствах: «Меня пугает темнота» или «Меня раздражает, когда не получается сделать аппликацию».
  • При любой истерике у ребенка ведите себя адекватно, сохраняйте спокойствие. Скажите «нет» собственным истерикам, чтобы ребенок не копировал ваше поведение. Обратите внимание на климат в семье: ссоры родителей, конфликтные ситуации, состояние развода , депрессии кого-то из членов семьи действуют как бомба замедленного действия. Не сразу, но время от времени накопившийся негатив прорывает дамбу и выплескивается у ребенка в форме истерики.

О том, как можно справиться с детскими истериками, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Много полезной информации вы узнаете, посмотрев следующее видео.

  • Доктор Комаровский
  • Советы психолога

Истерика - это состояние крайнего нервного возбуждения, приводящее к потере самообладания. У детей от года до пяти лет она проявляется чаще всего громким криком, плачем, катанием по полу и размахиванием руками и ногами. Иногда дети в припадке истерики могут биться головой о стену, кусать себя и окружающих. Ребёнок в этом состоянии не может адекватно воспринимать обычные методы общения и поэтому бесполезно пытаться ему что-то объяснить или доказать. Дети пользуются истерикой, когда понимают, что на вас она действует.

Причины, по которым дети устраивают истерики

  • Стремление обратить на себя внимание. Чтобы истерика не возникла по этому поводу, нужно заранее предупредить ребёнка, что в какой-то ситуации вы не сможете уделить ему время, и предложить ему альтернативный вариант для самостоятельного занятия.
  • Старание добиться чего-то желаемого. В этом случае не надо немедленно отказываться от своего решения, нужно несколько раз уверенно сказать «нет», если запрет действительно обоснован, и продолжать заниматься своими делами.
  • Неспособность выразить словами своё недовольство. Вы должны научить его выражать свои эмоции другими способами.
  • Утомление, недосыпание, чувство голода. Для детей, склонных к истерикам очень важно соблюдение распорядка дня. Его надо кормить и класть спать вовремя, не допускать переутомления, не играть в активные игры перед сном, не гулять слишком долго, не допускать возле него большого скопления малознакомых людей, не посещать различные новые для него зрелищные мероприятия. Если нужно рано утром идти в детский сад, разбудите ребёнка заранее и дайте ему время окончательно проснуться, иначе, если он закатит истерику, у вас не будет времени применять приёмы
  • Состояние во время или после болезни. Понятно, что мама должна вовремя заметить признаки надвигающейся простуды или наличие у своего ребёнка хронически проблем со здоровьем. В этом случае ему нужно создать щадящий психологический режим и обратиться к врачу.
  • Желание подражать взрослым или сверстникам. Нелепо требовать от ребёнка хорошего поведения, если вы сами часто срываетесь и нервничаете, когда вас что-то не устраивает. Ведите себя так, как вы хотите, чтобы вёл себя ваш ребёнок. Если он повторяет за истеричными детьми, нужно постараться объяснить ему, что так себя вести нехорошо, и при отсутствии эффекта постараться свести к минимуму подобные общения.

Часто бывает, что мы сами, неосознавая того, провоцируем истерики у детей. Это происходит, когда родители, бабушки и дедушки чересчур опекают или применяют патологическую строгость к ребёнку, что подавляет его самостоятельность и проявление инициативы.

В то же время, отсутствие необходимой родительской опеки, недостаточно отчётливое выражение своего отношения к положительным и отрицательным поступкам ребёнка, а также невыработанная система поощрений и наказаний так же отрицательно влияет на ребёнка - порождает вседозволенность и в тоже время неуверенность в себе, неспособность определить границы поведения, которые нельзя переходить.

Излишняя заласканность, потакание его капризам и отсутствие разумных требований также приводит к воспитанию капризных, истеричных детей.

Ошибки воспитания играют, несомненно, большую роль в формировании поведения ребёнка, однако нужно ещё раз подчеркнуть, что они являются лишь провоцирующими факторами, а корень всех проблем лежит в особенностях нервной системы ребёнка, которые являются врождёнными. И как раз в раннем детстве эти особенности проявляются наиболее ярко.

Различают несколько типов нервной системы ребёнка. Каждый тип имеет свои признаки, по которым можно определить, к какому складу нервной системы относится ваш ребёнок. Определить это нужно как можно раньше, чтобы выработать правильную тактику обращения с ребёнком, и этим помочь ему адаптироваться к различным жизненным ситуациям, что в конечном итоге, поможет ему вырасти уверенным в себе и способным адекватно переносить стрессы. Разберём основные типы нервной системы у детей и то, как нужно вести себя родителям, чтобы избежать конфликтов.

Итак, слабый тип нервной системы характеризуется замедленными процессами возбуждения и торможения. Такой ребёнок очень впечатлительный, подвержен тревоге и страху. Он необщительный, замкнутый, глубоко переживает обиды. Не любит конфликтов, плохо переносит изменения в своей жизни. Часто у него снижена самооценка, но он адекватно умеет анализировать свои чувства и эмоции. У такого ребёнка часто меняется настроение, его легко вывести из равновесия. Но он никогда не будет проявлять свои эмоции громким криком, недовольство будет выражать упорным хныканьем, которое не прекратится до тех пор, пока вы не обратите на него внимание. В стрессовых ситуациях у него парализуется воля, теряется контроль над своим поведением, он становится невменяемым. В сильном расстройстве такой ребёнок способен на непредсказуемые действия. У такого ребёнка неустойчивый аппетит и некрепкий сон.

Воспитывая, старайтесь относиться терпеливо к его промахам, не скупитесь на заслуженные ласки и похвалы, чаще привлекайте его к общению с близкими людьми. Вместе с ним занимайтесь домашними делами, мотивируя тем, что вам нужна его помощь. Делайте так, чтобы он достаточно отдыхал, максимально оградите его от шумных мероприятий, от резких перемен в жизни.

Второй тип нервной системы – сильный . Процессы возбуждения и торможения уравновешенны. Дети такие редко бывают в плохом настроении. Нервничают только по довольно весомым причинам. Легко сходятся с детьми, спокойно адаптируются в разных ситуациях, конфликты разрешают легко и быстро. Они легко увлекаются, но быстро меняют эти увлечения, в связи с этим часто не держат обещания. Такие дети легки в воспитании, они редко создают проблемы. Однако если систематически нарушать режимные факторы, дети начинают меняться и вести себя, как дети со слабой нервной системой.

Следующий тип нервной системы – неуравновешенный . Процессы возбуждения преобладают над торможением. Такие дети легковозбудимы, даже новая игрушка может вызвать бурную реакцию. Спят они недолго и неглубоко, легко просыпаются от малейшего шороха. В обществе часто ведут себя шумно, любят быть в центре внимания. Легко отвлекаются, поэтому не могут довести дело до конца. Детям с такой нервной системой нравится руководить, так как это получается лучше, чем заниматься однообразным делом. Если ребёнку в резкой форме указать на ошибки, он начнёт злиться и кричать, и, добившись, своего будет использовать скандалы постоянно. Любит всего достигать быстро и обязательно успешно. Если не получается, сразу теряют интерес.

Воспитывайте таких детей ненавязчиво. Помогайте им закончить начатое дело, так они научатся терпению. Научитесь чувствовать момент, когда ребёнок перестаёт воспринимать то, что вы пытаетесь ему донести и начинает противостоять вам - меняйте тему, иначе может начаться истерика. Периодически аккуратно внушайте ему, что его поведение не всегда правильно. Подавайте ему пример своим спокойствием, ведь он любит подражать вам.

И последний тип нервной системы – медлительный . Процессы торможения преобладают над возбуждением. Малыши такие крепко спят, хорошо кушают, до года быстро и выше нормы набирают вес. Эти дети спокойны, рассудительны, у них не бывает необдуманных поступков, ему комфортно в одиночестве, т.к. никто не отвлекает его от раздумий. Он долго «раскачивается», однако если возьмётся за дело, обязательно доведёт до конца. Он опасается резких перепадов настроения других людей. Они сдержанны на эмоции, поэтому часто сложно понять их душевное состояние. Такие дети умеют преданно дружить.

Роль родителей состоит в том, чтобы стимулировать ребёнка с такой нервной системой к действиям. Выбирайте такие игры, где нужно немного побегать, громко поговорить. Не ругайте их за медлительность - прежде чем что – то сделать ему нужно собраться с мыслями и понять, что от него требуется. Не спешите всё делать за ребёнка (потому что так быстрее). Помогите ему перебороть свою инертность. Подстёгивайте, устраивая соревнования. И, конечно обязательно подыгрывайте.

К серьёзным истерикам склонны в основном дети со слабым и неуравновешенным складом нервной системы.

У детей до года, истерики могут выражаться в приступах длительного истошного плача, возникающего даже при малейшей погрешности в уходе (мокрые пелёнки, голод, длительный промежуток между периодами сна, погрешности в питании кормящей матери). Их очень трудно успокоить, даже если эти погрешности устранены. Вызваны такие истерики, как правило, повышением внутричерепного давления и помочь в этом случае может только невропатолог. У новорождённых это бывает вследствие нарушения течения беременности и родов у матери, а иногда и проявлением врождённых заболеваний головного мозга.

Стадии истерики

Стадия крика – ребёнок истошно кричит, ничего не требуя и никого не видя вокруг.
Стадия двигательного возбуждения – начинает кидать всё, что попадается ему под руку, а если ничего нет, просто топает ногами и размахивает беспорядочно руками.
Стадия рыданий – ребёнок рыдает, всхлипывает и смотрит страдающим взглядом.

Если во второй стадии на ребёнка не обращать внимания, то третья не наступит. В третьей стадии вы обязательно должны помочь ребёнку успокоиться, иначе она может продлиться бесконечно долго, та как ему трудно справляться со своими эмоциями. Обнимите его, прижмите к себе, посадите на колени и покачайте. Обессилевший малыш, успокоившись, скорее всего, захочет полежать или даже поспать.

Что делать, чтобы истерики у ребёнка возникали как можно реже, а со временем и совсем прекратились.

1. Взрыв эмоций легче предотвратить, чем потом лихорадочно думать, что предпринять.
Нельзя ждать наступление того момента, когда будет трудно что-либо сделать. Вы должны контролировать начинающиеся изменения в настроении ребёнка (недовольство, раздражение, плаксивость), и уметь вовремя отвлечь малыша от предмета, вызвавшего негативную реакцию. Можно предложить заняться чем-то иным, обратить внимание ребёнка на какой-либо другой предмет или явление. Иногда вспышку удаётся остановить проявлением сочувствия к его плохому настроению, при этом нужно попытаться увести его в сторонку и поговорить с ним, успокоить, обнять, ласково погладить по голове. Ребёнок не всегда может понять и объяснить своё состояние, поэтому, помогая выразить словами то, что он чувствует, вы даёте ему возможность расслабиться, способствуете устранению напряжённой ситуации. Со временем, исходя из темперамента ребёнка, вы успешно научитесь пользоваться этим методом.
Но помните, метод отвлекания эффективен только тогда, когда если истерика находится в начальной стадии, и не работает, если она уже в разгаре. Отвлечь ребёнка в этот период уже невозможно, тщетность попыток лишь выведет вас из себя.

2. Дайте ребёнку понять, что вы не терпите истерик.
Если истерика всё-таки случилась, прекратите всякое общение с ребёнком на это время. Не пытайтесь уговаривать, кричать и шлёпать его - это не поможет, а может даже усилить проявления истерики. К тому же из-за воплей вас попросту не услышат. Сделайте вид, что вы его не видите. Если потребуется, оденьте наушники, но не реагируйте. Когда обстановка немного разрядиться, вы можете начать применять различные приёмы, позволяющие утихомирить ребёнка.

3. Во время истерики нужно ненадолго изолировать ребёнка
Отведите ребёнка в отдалённое место, где не должно быть детей, игрушек и телевизора. Пусть поймёт, что когда он ведёт себя неправильно, ему не будет позволено играть с другими детьми. В этом месте ребёнок должен находиться, столько, сколько понадобиться времени, чтобы он успокоился. При повторной истерике, его нужно вернуть на прежнее место и опять оставить там на какое-то время, но не выпускать его полностью из поля зрения. Главное в это время - самому сохранять спокойствие. Однако он должен запомнить, что истерика – не повод, чтобы увиливать от домашней работы или от выполнения уроков и, придя в норму, ему доведётся закончить работу.

4. Ваша тактика действий во время истерик ребёнка должна быть всегда одинаковой.
Алгоритм ваших действий при вспышках должен повторяться. Даже тогда, когда это происходит в общественных местах. Да, будет неприятно, но знайте, что окружающие не раз оказывались в таких ситуациях. Найдите в себе силы и будьте уверенны, что делаете это во благо своего ребёнка. Если такие вспышки эмоций возникают и при общении с другими людьми, нужно рассказать им, как правильно себя вести в такой ситуации и предупредить, чтобы не обращали внимания на ребёнка до того времени, пока он не успокоится. Общайтесь с этими людьми, дабы оценить успешно ли идёт перевоспитание.

5. Расскажите ребёнку, как нужно цивилизованно выражать своё недовольство.
Обычно дети закатывают истерики потому, что не знают, как по - другому выразить свои чувства. Дайте понять, что ничего плохого в его скверном настроении нет, что все люди иногда расстраиваются, но нужно уметь сказать о том, что не нравится. Назовите несколько слов, которые он может использовать (например: я рассержен, я в гневе, я очень недоволен, мне грустно, мне скучно) и прорепетируйте их вместе с ребёнком. Поощряйте его похвалой каждый раз, когда он будет говорить о своих волнениях.

Для борьбы с истериками ребёнка, вам нужно уметь сохранять спокойствие.

Сделать это порой очень трудно, особенно, когда истерика случается в самый неподходящий момент. Но вы должны уметь сдерживать себя. Если всё же вы разгневались, глубоко вдохните, и выйдите на 3 минуты в другую комнату. Вам нужно потерять с ребёнком зрительный контакт. Но перед этим предупредите, что вы даёте ему время успокоиться и сейчас вернётесь. Пользуйтесь одной и той же фразой и больше ничего не говорите. Главное здесь спокойствие и молчание. Готовьтесь к разрухе в комнате, где остался ребёнок, но не наказывайте его за это. Этот метод называется «тайм-аут» . Он прост, универсален и способен помочь в сохранении спокойного расположения духа и контроля над гневом. Однако знайте, что в последующем, вы должны увеличить количество времени, проводимого с ребёнком за совместными играми, иначе, из-за частых тайм – аутов, он может озлобиться и потерять доверие к родителям.
После истерики ведите себя так, как будто ничего не произошло. Не надо комментировать произошедшее. Пусть ребёнок опять заслужит ваше расположение.

Через две – три недели таких приёмов, истерики у вашего ребёнка должны стать реже.

Если, несмотря на ваши усилия и терпение, плохое поведение всё-таки сохраняется, нужно обратиться неврологу, который назначит обследование. Если обследование не выявит отклонений, невролог назначит консультацию психолога или психотерапевта, который определит, есть ли у ребёнка психические нарушения и надо ли проводить медикаментозное лечение.

Ребёнку с возбудимой нервной системой можно помочь лёгкими успокаивающими средствами. Это могут быть отвары успокаивающих трав, успокоительные сборы.

Успокоительный сбор или чай для детей: Фенхель, ромашку, алтей, солодку, пырей (1:1:2:2:2). Две столовые ложки сбора залить стаканом кипятка, кипятить 20 минут, процедить. Принимать в теплом виде по 1 чайной ложке (детям с 1го года) перед едой 3 раза в день или на ночь 3-4 недели. Если аллергия на травы, их употреблять нельзя.

Можно давать детям просто настой пустырника в такой же дозе.

Грудных возбудимых малышей желательно через день купать в растворе хвойного экстракта в течение 20ти дней.

Из препаратов ребёнку разрешается без назначения врача давать только гомеопатические средства (дормикинд, тенотен, нотта, нервохель). Возможно также применение препарата на основе аминокислоты глицина. Поддержать нервную систему ребёнка поможет витаминный комплекс нейровитан. Дозировки препаратов чётко расписаны в инструкции к ним. Все лекарства нужно давать в течение 4х недель, потом сделать перерыв и вновь повторить курс лечения.

Более серьёзные препараты для лечения детей может назначать только врач.

Врач педиатр Сытник С.В.

Если «сцена» только начинается, то существует очень эффективный способ защиты – отвлечь ребенка

Говорите все, что придет вам в голову, но с такой уверенностью, чтобы это произвело впечатление сюрприза: «Ой какая пчелка!…» или «Посмотри, вон побежал мальчик…Куда он бежит так быстро?»

Если ваша хитрость удается, то гнев ребенка растает по мановению волшебной палочки. Он глазами будет искать пчелу, мальчика и т.д. Дальше вам надо будет закрепить свой успех: «Пчела улетела. А ты знаешь, когда пчелы кусают, они оставляют в коже маленькую иголочку» или «Мальчика не видно, наверное, он вошел в тот дом». Главное, чтобы ребенок забыл свой гнев, то есть вы прибегли к отвлекающему маневру.

Многие были свидетелями различных «сцен» и детских истерик в общественных местах, на детских площадках и т.д. Не всегда виновником своей же истерики является ребенок. Возможно, причиной подобного поведения стало какое-то предшествовавшее истерике событие – плохое самочувствие с первыми признаками болезни, подавленное состояние из-за агрессии сверстников, плохое настроение близких, перевозбуждённость и т.д.

Чтобы быть готовой к подобным «сценам», маме следует запомнить следующие принципы:

1. Малейшая ваша нервозность заразительна для ребенка. Если мама в плохом настроении, часто «на нервах», ребенок это видит и может спроектировать нервозность и устроить «сцену», показывая тем самым, что дело в самом родителе.

2. Недовольство ребенком может обострить ситуацию. Вы нахмурили брови, потому что малыш не слушается. В результате он может стать еще более дерзким. Вы поругаете его – он вспылит. Вы в свою очередь тоже повысили тон, тогда он может закричать. А если вы закричите, то он начнет горланить. Не создавайте такую цепную реакцию.

Возможно, вы скажете: «Значит, ему можно все позволять, никогда не ругать, никогда не наказывать?» Это не так. Советуем четко и кратко сказать все малышу в спокойном тоне, а потом поговорить с ним о чем-либо, чтобы долго не таить в себе недовольство ребенком.

3. Молчание обладает успокаивающим свойством. Рассерженный ребенок не будет долго кричать, ели ему ничего не отвечают.

Еще один совет: не пытайтесь образумить рассерженного ребенка. Этим его не проймешь. Наоборот, более подходящие «лекарства» от этого состояния: удивление, молчание, свежая вода.

4. Шантаж – опасный метод воспитания. « Мне грустно, потому что ты не слушаешься», «Ты хочешь, чтобы я умерла?», «Если ты еще раз испачкаешь штанишки, я не буду тебя любить»

Родители, прибегающие к шантажу, не думают о том, что таким методом ставят ребенка перед выбором: верить или не верить. Если он поверит, то придет в ужас от того, что может потерять маму. Либо он не придаст этим словам даже малейшего значения, что еще хуже.

5. Воспитание отрицанием. «Не трогай..Не делай этого..Ты плохо себя ведешь…» Некоторые родители воспитывают своих детей способом « от обратного», считая ребенка существом, которое делает все наоборот. Поэтому вместо вразумительного объяснения такие родители заставляют малыша делать обратное тому, что он делал.

Вместо этого можно придерживаться позитивного метода. Например, вместо резких отрицаний говорить: «Держи ложку вот так…Сиди вот так..» Это будет более логично и эффективно, и не вызовет в дальнейшем у ребенка аллергии на частицу «не»

Психолог Анна Быкова делит любой громкий детский плач «хочу!» или «не хочу!» на три типа: капризы, требования, протест. Критерием выступает осознанность ребёнком своего желания.

«Если ребёнок точно знает, чего он хочет и плачем добивается, чтобы ему это предоставили – это требование.

Если ребёнок точно знает, чего он не хочет – это протест.

Если ребёнок не знает, чего хочет, если он ничего не хочет, его просто всё раздражает – это капризы.

Если это капризы, то бесполезно оказывать воспитательные воздействия в этот момент.

Надо постараться успокоить себя, успокоить ребёнка, накормить, спать положить – что там по ситуации. Можно придумать свой ритуал «Давай прогоним капризку».

Приемы предупреждения истерики типа «Хочу то, чего нельзя», то есть истерика-требование.

Приём «с глаз долой»
Убираем с глаз ребёнка то, что ему нельзя брать. Чем меньше ребёнок, тем настоятельней я рекомендую соблюдать это правило. Вспоминаю, как я водила из садика своего двухлетнего сына более длинной дорогой, но зато нам на пути не встречались провокаторы: качели, ларьки с конфетами и магазин игрушек.

Приём «Переключение внимания»
Показываем ребёнку новый яркий раздражитель, обещаем другую, более интересную деятельность. У меня на этот случай всегда с собой были мыльные пузыри или шарик, который можно экстренно начать надувать, мелкие дешёвые заводные игрушки. Чем меньше ребёнок, тем действеннее приём. Внимание с возрастом становится всё более устойчивым, соответственно, переключать всё сложнее.

Приём «Разрешаем, но бдим»
Ножницы – опасная игрушка для малыша, но если очень хочется, можно потрогать под бдительным присмотром мамы. Слишком много запретов нервирует ребенка и ограничивает его развитие. Должен быть баланс между количеством «можно» и «нельзя», которые слышит ребёнок за день. Подумайте, чем вызвано ваше очередное «нельзя»? Тревогой за безопасность ребёнка или нежеланием заполучить дополнительные заботы в виде уборки?

Приём «Условное соглашение»
Формула приёма «Конечно, только потом» или «Да, но…»: «Конечно, мы будем играть, только сначала чуть-чуть поспим, а потом будем играть».

Приём «Предварительный договор»
Будет работать только при неукоснительном соблюдении. Стоит один раз пойти на поводу у ребёнка и отменить договор, и дальнейшее использование приёма невозможно. С трёхлеткой уже можно договориться заранее, что мы не будем заходить в магазин, потому что торопимся домой (смотреть мультик, встречать папу, играть в интересную игру). Или так: «Если ты хочешь, мы зайдём в магазин игрушек, но только посмотрим, а покупать ничего не будем».

Приёмы предупреждения истерики-протеста:

Приём «Перетаскивание»
Часть игровой ситуации перетаскиваем в новую обстановку. Чудеса фантазии приходится проявлять, когда дети не хотят уходить домой из садика. Тут разрешается взять садичную игрушку в гости, познакомить со своими игрушками. Чтобы прервать игру для приёма пищи, предлагаем ребёнку накормить игрушку. Чтобы накормить юного строителя нужно вместо «Оставь кубики, пошли есть суп», объявить, что у бригады строителей обеденный перерыв.

Приём «Предупреждение»
Мгновенно прекратить игру бывает сложно. Ребёнка лучше предупредить заранее, дать время закончить, помочь довести сюжет игры до логического завершения. Оговорить с ребёнком условие, после которого деятельность поменяется. «Ещё один мультик и купаться», «Ещё два раза скатишься с горки и домой!» (мой сынуля обычно торговался до пяти).

Приём «Альтернативный вопрос»
Предлагаем альтернативу, суть которой в том, что ребёнок всё равно сделает по-нашему. «Ты сначала соберешь машинки или солдатиков?» Приём работает недолго. От того возраста, как ребёнок способен сделать выбор, до того, когда он способен отклонить оба варианта.

Приём «Ритуал»
Дети любят стабильность и постоянство, это их успокаивает. Поэтому придумывайте свой ритуал отхода ко сну, подготовки к обеду, прощания в садике.

Если истерика всё-таки началась, то алгоритм действий может быть следующий:

– Уговоры, убеждения.

– Переключения внимания.
Ритуал успокаивания.
Как правило, со временем в каждой семье вырабатывается свой ритуал успокаивания. Это может быть один и тот же стишок, сказка или игра. Например, мама дует, чтобы высушить слёзки. Или даём ребёнку попить волшебной водички, которая успокаивает.

Игнорирование.
Если все остальные методы уже испробованы и нет угрозы здоровью (эпилептический припадок, астматический приступ), можно оставить ребёнка поплакать в одиночестве или просто некоторое время не обращать внимания на крик. Не ругать, не запирать ребёнка, а спокойно озвучить вывод: «Наверное, тебе просто хочется сейчас поплакать… Когда плакать надоест, мы с тобой (предложить что-то интересное)».

Когда плакать не для кого, то плакать скучно.
Тем более, когда становится понятно, что слезами не удаётся достичь результата. Тут либо ребёнок сам успокоится, либо вы повторите попытку успокоить ребёнка через некоторое время. Три, пять или десять минут – в зависимости от возраста ребёнка. Можно дружелюбно спросить: «Ну что? Тебе уже надоело плакать?» Обнять, приласкать, предложить что-то интересное. Ребёнок, как правило, уже сам устал плакать и стал более сговорчив.

Если истерика случилась в общественном месте, самое главное – сохраняйте спокойствие сами .
Если есть возможность, выведите (вынесите) ребёнка подальше от скопления людей, чтобы избежать их нежелательного вмешательства. И сохраняйте спокойствие. Спокойно переждать, не идя на поводу ребёнка, не вовлекаясь в негативные эмоциональные переживания – это лучшее, что может сделать мама в этой ситуации. Потому что успокоить ребёнка может только спокойная мама»

Как себя вести, если ребенок закатывает истерики? Какие меры предпринять, если отказ сходить в зоопарк или купить сладости или понравившуюся игрушку спровоцировали очередной скандал? В таких случаях родителям необходимо стать настоящими психологами-экспертами, в противном случае ребенок может превратиться в тирана и манипулятора.

Как это ни странно, детишки закатывают истерики совершенно сознательно (если не учитывать младенческий возраст). Первый опыт капризов доказывает ребенку, что слезы и крики - великолепный способ заставить поступать окружающих так, как он того хочет; обратить на себя внимание; выразить негодование. В глазах ребенка истерика оказывает на родителей потрясающее действие - они мгновенно выполняют все желания своего чада, бегут на помощь, оставляя при этом свои какие-то дела. А если детская истерика настигает папу и маму в публичном месте, их смущению нет предела, по этой причине они выполняют все просьбы юного шантажиста. Как же себя вести родителям, когда их чадо устраивает очередной «концерт»? В этом помогут несколько ниже представленных правил.

Как себя вести, если ребенок закатывает истерики

Не реагируйте

Как зачастую мама с папой реагируют на истерику малыша? Они торопятся выполнить любое требование ребенка, чтобы, в основном, остановить плач. По этой причине у крохи возникает стойкая логическая цепочка: если начать плакать - можно заполучить желаемое. Поэтому не следует торопиться отдавать все, что он требует лишь для того, чтобы ликвидировать крик. Уверенно и твердо продемонстрируйте, что вы не собираетесь поощрять шантаж, и не станете выполнять его требование, даже если кроха будет продолжать. Если вы находитесь в гостях - отведите его в соседнюю комнату, если в магазине - решительно заберите его от прилавка с красочными игрушками.

Наказывайте ребенка

По той простой причине, что истерика является лучшим помощником малыша заполучить желаемое, он уверен в том, что это хорошо. Помогите ему понять, что слезы и крики - это плохо. Не следует повышать голос на своего ребенка во время истерики, и уж тем более - поднимать руку на него. Однако после того как плач и крики завершатся, стоит сделать дитю строгий выговор. Продемонстрируйте ему, каким плохим мальчиком или девочкой он выглядит в процессе закатывания истерики, укажите ему на то, что это плохо и неправильно, пусть он поразмыслит над своим поведением и извинится. Если же это не помогает, объявите ему, что следствием каждой истерики станет какое-либо наказание, к примеру - запрет на просмотр мультиков в течение целого дня. Также можно прибегнуть, наоборот, к поощрениям. «Нет» истерикам - «да» походам в парк развлечений, цирк, зоопарк, кинотеатр.

Учитывайте темперамент ребенка

Некоторые детки боятся клоунов. Или не любят походы по магазинам. Или спокойно не в состоянии длительное время стоять в очереди. В общем, бывают ситуации, когда малыш не просто капризничает, потому что хочет получить какую-то выгоду от родителей. Иногда источником истерики является окружающая атмосфера, какие-либо факторы, которые угнетают, пугают или раздражают ребенка. Обязательно интересуйтесь у крохи причину его плача. Здесь важно проявить терпение и обнаружить истинную причину. Также, когда ребенок отказывается идти в школу, садик или оставаться с няней нужно осторожно отнестись к слезам малыша. Возможно, это не обычные капризы, а напряженная обстановка и атмосфера в коллективе.

Проявите терпение, понимание и твердость, когда речь заходит о детских истериках. Не торопитесь обрушиваться на малыша в праведном гневе.