Конспект нод по экологии в средней. Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу? Дидактическое упражнение «Ёлочки разные»

Непосредственно-образовательная деятельность в средней группе (другое экологическое занятие этого автора).

Тема. «Экологический светофор»

Цель. Воспитание экологической культуры, осознанного гуманного отношения к природе, коррекция вариантов взаимодействия с ней.

Задачи.

  1. Расширять представления детей о характерных признаках зимы.
  2. Закрепить знания о правилах поведения в природе, приёмов бережного отношения к ней.
  3. Формировать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление, устойчивость внимания.
  4. Учить отвечать на вопросы развёрнутой фразой, интонировать звуки, использовать доказательную речь
  5. Развивать мелкую моторику рук, фантазию, творчество.
  6. Воспитывать выдержку, проявлять терпение, дружеские качества.

Ход занятия

Воспитатель (концентрирует внимание детей):

Утром солнышко проснулось и ребятам улыбнулось,
Мы за ручки все возьмёмся, и друг другу улыбнемся

Беседа

– Какое время года сейчас? (Зима)

– А как можно рассказать про зиму? Какая она бывает?

(белая, холодная, морозная, вьюжная, ветреная, ледяная, суровая)

Игра «Хорошо-плохо»

– Зимой хорошо. Почему?

(зимой можно прокатиться с горы на санках, лыжах, слепить снеговика, встретить Новый год, зимой приходит Дед Мороз и т. д.)

– Зимой плохо. Почему?

(холодно, морозно, темно, полярная ночь у нас на Севере и солнце не светит, часто дуют холодные ветра).

Что за звуки вы слышите? (шелест, пение птиц, ветер, и…)

Упражнение на звукоподражание

Пение птиц

Шум деревьев

Вой ветра и др.

Где их подобные звуки услышим? (в лесу, в парке …)

Показ слайдов

Воспитатель:

(слайды с изображением зимнего леса) 3-4

Что можно рассказать про зимний лес? Какой он?

(сказочный, снежный, неподвижный, спящий, заколдованный, волшебный, дремучий, тихий, таинственный, большой, красивый)

Воспитатель.

– Приглашаю вас в зимний лес. Перенесут нас волшебные снежинки.

Упражнение на развитие физиологического дыхания

Дети дуют на снежинки…

Речевая зарядка (чистоговорки)

Ма-ма-ма – у нас зима.

Ме-ме-ме – очень рады мы зиме.

Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!

Динамическая пауза

Двигательное упражнение: «В путь»

Игра «Экологический светофор»

(на мольберте светофор)

Воспитатель:

– Для чего поставлен светофор в лесу? (Чтобы ребята соблюдали правила поведения в лесу.)

  1. Красный цвет говорит об опасности.
  2. Жёлтый предупреждает.
  3. Зелёный разрешает, что нужно сделать.

Воспитатель:

– Как называются животные, живущие в лесу? (Дикие, лесные).

– Назовите обитателей зимнего леса.

– Как выглядят дикие животные? (Показ картин)

Медведь – большой, неуклюжий.

Белка – маленькая, ловкая.

Лось – сильный, могучий.

Заяц – слабый, трусливый.

Волк – злой, серый.

Лиса – хитрая, пушистая.

Игра «Чей дом?»

– Назовите жилище диких животных.

(Воспитатель следит, чтобы воспитанники отвечали развёрнутой фразой)

Медведь живёт в берлоге.

Белка живёт в дупле.

Волк живёт в логове.

Заяц живёт под кустом.

Лиса живёт в норе.

Заключение: лес для зверушек - это родной и любимый дом.

Динамическая пауза.

Игра «Лиса».

Решение проблемных ситуаций

Проблемная ситуация 1

Под ёлочкой лиса с перевязанной лапой.

– Обо что поранилась лиса? (бутылку, жестяную банку).

– Почему так произошло? (человек оставил мусор)

Правило! Нельзя в лесу раскидывать мусор (у светофора зажигается красный свет)!

Проблемная ситуация 2

Рычит медведь на расшумевшихся ребят.

– Вы что расшумелись, спать мне не даёте?

Правило! В лесу шуметь нельзя (Ставим красный знак у светофора).

Дети просят прощения у медведя. Укладывают его снова спать с помощью релаксации: Баю – бай, баю – бай, спи, Мишутка, засыпай…

Вывод. В лесу человек – гость. Он обязан соблюдать определённые правила, чтобы не нарушать жизнь его обитателей.

Проблемная ситуация 3

– Зимой трудно живётся птичкам и животным. Как помочь обитателям леса зимой? (сделать кормушку для птиц и класть корм для белочек)

Правило! Помогай братьям меньшим в зимнее время. («Зажечь» на светофоре жёлтый цвет).

Пора возвращаться домой. Давайте сфотографируем красоту зимнего леса на память (На светофоре зелёный цвет).

Экологическая беседа «Правила поведения в лесу»

Воспитатель:

– Возьмите на столе по одной любой карточке. Там изображены разные поступки ребят. Расскажите, что можно и чего не следует делать в лесу? (Карточки выставляются на мольберт к нужному огоньку светофора)

  1. >Нельзя ломать деревья! Надо их лечить!
  2. Нужно подкармливать птиц.
  3. Нельзя мусорить в лесу. Надо весь мусор собрать в пакет, мусор унести.
  4. Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!
  5. Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.
  6. Осторожно, не шуметь! В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает животных.
  7. Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.
  8. Можно фотографировать природу.

– Теперь вы точно знаете, как полагается вести себя в лесу, и научите своих родителей.

– Что вы узнали нового?

Продуктивная творческая деятельность (за столами).

Инструкция . Многие звери меняют свои шубки на зиму. Приглашаю вас поработать в лесном ателье. Но не сшить шубку из меха или ткани, а сделать её с помощью крупы и клея.

Подойдите к столу и выбирайте любую фигурку животного. Подумайте, какая крупа подойдёт для шубки вашего зверька. Из чего лучше смастерить шубку медведю? Заячья шубка какого цвета? Из какой крупы ты сделаешь её? Какого цвета беличья шубка? (Серая)

Хорошенько намажьте клеем, а затем посыпайте крупой всю фигурку и шубка готова!

Практическая работа . Ребята выбирают силуэты зверей и «утепляют» им шубки: смазывают клеем и посыпают крупой.

Светлана Быкова
Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес - наш общий дом»

Конспект НОД в средней группе «Лес – наш общий дом »

Цель : расширить представление детей о лесе, совершенствовать навыки рисования.

Задачи :

1. Закрепить знания о деревьях;

2. Способствовать развитию мышления, познавательного интереса, воображения.

3. Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста

4. Воспитывать стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни

Предварительная работа с детьми : разучивание с детьми стихов и загадок.

Оформление группы : пейзажами Шишкина И. И. «Хвойный лес» , «Еловый лес» , «Березовая роща» , «Опушка леса» , «Дуб» ; плакат-рисунок экологических ситуаций ; искусственные ёлочки.

Предварительная работа :

Посещение территории школы для сравнения хвои ели и сосны, рассматривание лиственных деревьев на территории детского сада, рассматривание иллюстраций энциклопедий о значимости и строении деревьев, чтение художественной литературы природоведческого характера, изготовление наглядного пособия родителями.

Оборудование : Картинки : к игре «Назови дерево» , к подвижной игре «Создай лес : хвойный и лиственный» , «Правила поведения в лесу» , саженцы (берёзки, ели, кедра, ведёрки с водой, лопатки, костюм лесовичка, корзина со сладостями.

Ход НОД:

На столе перед воспитателем лежит конверт.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, что это за конверт у нас лежит? Откуда он взялся!

Давайте откроем конверт и прочитаем :

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лесовичок. Я живу в лесу и приглашаю вас к себе в гости».

Воспитатель : Что ж, ребята, примем приглашение Лесовичка?

Воспитатель : Только мне вот стало интересно, а что вы знаете о лесе?

Ответы детей.

Воспитатель : Действительно, лес – это наше богатство, зелёный наряд нашей Земли. Лес является домом для зверей, птиц и многих растений. Это кладовая, которая отдаёт свои дары : орехи, ягоды, грибы. С ранней весны и до поздней осени в лесах на полянах цветёт много цветов.

В лесу всегда чистый воздух.

Воспитатель : Но прежде, чем нам пойти в гости к Лесовичку, нужно вспомнить правила поведения в лесу :

Не оставлять мусор, а вырыть яму, собрать мусор и закопать его.

Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.

Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Не рвать большие букеты цветов, особенно тех, которые занесены в «Красную книгу» .

Не разжигать костры, беречь лес от пожаров.

Воспитатель : Теперь я вижу, что вы готовы для прогулки по лесу. Но как же мы пойдем? Ведь в лес нужно что-то с собой взять. А что брать я

не знаю. Давайте спросим у Лесовичка, что можно брать с собой в лес, а что

нужно оставить дома.

Игра «Что возьмем в лес?» Цель : развивать логическое мышление

Перед детьми лежит рюкзак с вещами : игрушки, книжки, шарф, бутылка с водой, цветные карандаши. Необходимо выбрать нужные вещи.

Воспитатель : Посмотрите, здесь в конверте ещё что-то лежит. Это же загадки! Давайте отгадаем одну из них :

Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

Воспитатель : Деревья очищают воздух от пыли и грязи, лес – это «лёгкие планеты» .

Дерево-это дом для множества живых существ. В ветвях деревьев вьют гнёзда птицы, в дупле дерева могут жить белки, совы, поселиться дикие пчёлы. Среди корней устраивают себе норы змеи, ежи, под корой живут различные насекомые

Воспитатель : Ребята, какие деревья растут в лесу?

Ответы детей.

Воспитатель : Скажите, как называется лес, где растут берёзы, рябины, дуб?

Дети : Лиственный

Воспитатель : Как называется лес, где растут ели, сосны, кедр?

Ответы детей.

Воспитатель : А теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери лес» .

Игра «Собери лес» : На доске висят две картинки с изображением сосны и берёзы. Дети делятся на две команды.

Дети картинки с лиственными деревьями приклеивают под изображением берёзы, а картинки с хвойными деревьями- под изображением сосны.

Воспитатель : Давайте прочитаем следующую загадку :

Она под осень умирает,

И вновь весною оживает,

Коровам без нее беда,

Она их главная еда. (Трава) .

Воспитатель : В лесу растёт очень много цветов и лекарственных трав, которые помогают человеку : лечат его. А можно ли рвать в лесу цветы?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие цветы и лекарственные растения вы знаете?

Ответы детей : мать- и- мачеха, мята, ромашка, подорожник и т. д.

А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди (Ромашка)

Воспитатель : Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Воспитатель : О каком лекарственном растении говорится в загадке?

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

Воспитатель : Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Воспитатель : Лес-это сказочный мир. Он полон разнообразием ягод и грибов.

Воспитатель : А какие грибы знаете вы? Все ли грибы можно собирать в корзину?

Ответы детей

Воспитатель показывает гриб-мухомор, объясняет, что это ядовитый гриб, несъедобный. А также картинку гриб- подберёзовик, объясняет, что это съедобный гриб, а называется он так, потому что растет под березой.

Воспитатель : Но самые главные жители леса- это животные, насекомые и птицы. (Воспитатель включает звук пения птиц) .

Воспитатель : Давайте послушаем пение птиц. Каких птиц вы знаете?

Ответы детей

Подвижная игра «Птички в домике»

Воспитатель : А какие звери водятся в лесу?

Игра : «Кто, где живет?» Цель : систематизировать знания детей о обитателях леса.

Воспитатель : Что ж, вот и подошла к концу наша прогулка. Нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось в лесу?

Воспитатель : Что же даёт человеку лес?

Ответы детей.

Воспитатель : А что надо сделать, чтобы воздух в городе стал таким же чистым, как в лесу?

Ответы детей.

Публикации по теме:

Конспект беседы по экологии в младше средней группе «Буратино знакомится: «живая», «неживая» природа» Цели: дать представление о понятии «живое» (на примере комнатного растения) и «неживое» (на примере искусственных цветов). Задачи: познакомить.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии в средней группе «Лисичкины помощники» Тема: «Лисичкины помощники» Цели: закрепить знания детей о диких животных сибирского леса, способах их подготовки к зиме; способствовать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по экологии в средней группе «Подарки осени» Цель: закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени. Уточнить представления детей о фруктах и овощах, названиях деревьев,.

Конспект НОД по экологии в средней группе «Живая и неживая природа» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №241 «Детский сад комбинированного вида» «Живая и неживая природа».

Тема: «Прогулка в зимний лес» Тип: Интегрированное занятие Программное содержание или задачи Образовательные задачи Учить детей узнавать.

Тема: "Необходимые в жизни бумага и ткань"

Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
- дать сравнительную характеристику этим материалам;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.

Активизация словаря : бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель . Ребята! Вы любите ходить в гости?
Дети. Да!
Воспитатель. Нас позвал к себе в гости медвежонок Тишка, который живет в лесу. А вот зачем он нас позвал, мы сейчас узнаем. Вы готовы?
Дети. Да!
(Звучит веселая музыка, дети выстраиваются друг за другом и идут к домику Тишки.)
2. Вводная часть
Дети подходят к домику Тишки, стучат. Появляется медвежонок Тишка и со слезами рассказывает о своем несчастье… О том как его подружка Маша попросила помочь ей разобрать вещи, которые сделаны из бумаги и ткани. А мишка ничего не знает ни про бумагу, ни про ткань.
Воспитатель. Дети, поможем Тишке?
Дети. Да!
Воспитатель. Но для того, чтобы помочь мишке мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
Пожалуйста, проходите, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)

3. Основная часть

(Изучение свойств ткани и бумаги.)
Воспитатель . Дети, посмотрите, на столе так много предметов: это и вода в стаканчиках, и шарф из бумаги, шарф из ткани, полотенце.
(1. Определяем на ощупь, какая ткань и бумага.)
Воспитатель. Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками, отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
(Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая, быстро сминается; бумага – жесткая, холодная, гладкая, легко рвется.
Воспитатель . Молодцы, ребята!
Мне очень понравились ваши ответы! А тебе, Тишка? Что ты запомнил?
Тишка. (Все путает, дети с воспитателем его исправляют.)
Мне понравилось, как дети весело отвечали, потому что я веселый. А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, шершавая, а ткань холодная, жесткая и т.д.
(2. Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
Воспитатель . А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.

Воспитатель . Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а из бумаги нет.
Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети. Да!
(3. Мнем бумагу и ткань.)
Воспитатель. Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Воспитатель. Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети. Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель. Правильно, она шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети. Ничего!
Воспитатель. Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить мишке Тишке?
(Обращается к мишке) Тишка, запомни, что когда мнешь шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука.
(4. Разглаживание бумаги и ткани.)
Воспитатель . Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети. Не получается разгладить!
Воспитатель. Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети. Он разглаживается!
Воспитатель . Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Мишка Тишка. Что-то я устал! Хочу поиграть!
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка
Пантомима. Солнышко утром просыпается, растет цветок,
Распускается, вянет, мятая бумага, спортсмены.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли!
А теперь нас ждет еще один эксперимент. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель. Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети. Он стал мокрым.
Воспитатель. Расправьте его и покажите мишке Тишке.
Видишь, Тишка, шарф стал мокрым.
Воспитатель. Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети. Он размок, стал рваться.
Воспитатель . Правильно, давайте разъясним мишке Тишке, что если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить.
Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети. Из ткани шарф прочнее.
Воспитатель . Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель. А из ткани?
Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Воспитатель. Мишка Тишка, теперь ты понял, что же прочнее – бумага или ткань?
Ребята, давайте еще раз повторим, что такое бумага и что такое ткань.
Бумага Ткань
жесткая мягкая
холодная теплая
не состоит из ниток шершавая
если ее мять – шуршит состоит из ниток
при разглаживании если ее мять – не издает
не распрямляется звуков
при намокании – рвется при разглаживании
распрямляется
в воде намокает, но не
рвется
4. Заключительная часть
Воспитатель . Вот теперь, Тишка, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь!
Вставайте полукругом у коробки, сейчас мы ее откроем и посмотрим, что же там лежит.
(Открыли коробку.)
Здесь вещи из бумаги и из ткани. Возьмите по одной и разложите на 2 коробки:
– в коробку с цифрой 1 положите вещи из бумаги;
– в коробку с цифрой 2 положите вещи из ткани.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель . А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы помогли мишке.
Мишка Тишка. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

Куприянова Светлана Михайловна

МДОБУ ЦРР Детский сад №16 «Золотинка» Республика Саха (Якутия) г. Якутск

Конспект НОД по экологии в средней группе «Путешествие в весенний лес»

Цель: Продолжать учить правила безопасного поведения в природе. Воспитывать экологическую культуру.

Задачи: Познакомить детей с новыми правилами безопасности.

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе, продолжать развивать связную речь детей.

Уточнить представления об экологических запретах; помочь не только осознать, но и прочувствовать правила поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

Формировать умение вести себя в природе, бережно относиться к ней, видеть её красоту и неповторимость.

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к природе.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, рассматривание репродукций с картин известных художников; наблюдения, труд на прогулках, заучивание стихов о весне.

Материал к занятию

Ноутбук , дидактические игры «Назови животное», « собери цветок» иллюстрации

Ход занятия:

Ведущая: Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Приготовьте свои ладошки. Повторяйте вместе со мной.

Пальчиковая гимнастика.

Здравствуй красно солнышко - руки вверх,

Здравствуй, ветерок - покачивание рук,

Солнечные зайчики,- взмахи рук перед собой

Быстрый ручеек- руки внизу покачивание рук

Здравствуй спелая трава- покасивание ладошек

Здравствуй, шумная листва - трут ладоши

Здравствуйте, мышата- хлопок за спиной

Здравствуйте, зайчата - прижки на месте

Всех приветствуем сейчас - пальцы соединены в замок

Очень рады видеть вас- руки к груди и вперед - в стороны.

Воспитатель: Сегодня в гости к нам пришел Медвежонок. Поздоровайтесь с ним. Медвежонок просит вас о помощи разобраться, о каком времени года идет речь в этом стихотворении:

Из-за гор, из-за морей

Мчатся стаи журавлей

Ручейки в лесу поют

И подснежники цветут.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Весной) .

Сколько месяцев длится весна? (Три) .

Назовите их (Март, Апрель, Май)

Молодцы!

Воспитатель: Медвежонок хочет вас позвать с собой на прогулку в лес. Хотите с ним пойти?

Дети: Хотим!

Воспитатель: Но есть одно важное правило, правило безопасности, послушайте внимательно:

Должны всерьез все уяснить:

Без взрослых в лес нельзя ходить!

Ведь заблудиться там легко:

Уйти от дома далеко

И не найти назад пути…

И больше к маме не дойти…

Вы запомнили правило? Без взрослых в лес ходить нельзя!!!

А как можно добраться до леса?

Дети: На машине, на автобусе, пешком…

Воспитатель: Мы с вами пойдем пешком, полюбуемся красотой природы.

(Имитация дорожки) .

Здравствуй лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвой,

Кто в глуши твоей таится -

Что за зверь? Какая птица?

Все открой не таи: Ты же видишь, -мы свои!

Воспитатель: Мы с вами приближаемся к лесной поляне. Давайте представим будто ярко светит солнце, синее чистое небо над головой, земля покрыта молодой зеленой травой, появляются первые цветы.

Какие цветы появляются первыми?

Дети: Подснежники.

Задание Д\И: «собери цветок»

Воспитатель: Весной на деревьях набухают почки и распускаются первые листочки.

Ой у дерева сломаны ветки. Кто же это натворил. Можно ломать ветки деревьев? Почему?

Дети: Нет

Воспитатель: Конечно же нет! Растения, деревья -это живые существа. Растут, дышат, питаются. Листья задерживают пыль. Растения дают нам кислород, очищают воздух. Поэтому нельзя отламывать ветки на деревьях

Воспитатель: Давайте и тут оставим знак. Кто его увидит тот будет знать, что ломать ветки деревьев нельзя. Пойдем дальше.

Ой смотрите какой зайчик поскакал!

А вы знаете что происходит с животными весной?

Дети: Меняют окраску, просыпаются от спячки, у некоторых появляются детеныши.

Воспитатель: Медвежонок предлагает немного отдохнуть и поиграть в игру: « Назови животных и его детенышей» (Сели на стульчики).

Игра: «Найди детеныша»

Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием а теперь пошли дальше?

Дети расскажите Медвежонку чего же еще нельзя делать в лесу, если вы его друзья? Друзья леса?

Послушай Мишка стихи:

Ходим, ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет. (М. Бычкова)

Как вы думаете, что Медвежонку не нравится в этом стихотворении? (рвать цветы)

Воспитатель: После того как сойдет снег, появляется трава и весенние цветочки. Они такие красивые и нежные и так хочется забрать с собой домой. А можно ли рвать цветы?

Послушайте стих о том, что будет, если мы сорвем цветок.

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты, вместе мы сорвем цветы,

Опустеют все полянки, и не будет красоты.

Воспитатель: Давайте и это правило запомним. Если рвать цветы. То не будет насекомых. Им нечего будет есть. Давайте оставим и тут знак.

В лес зеленый я пойду,

Зайку серого найду,

Принесу его домой

Будет этот зайка мой.

(Нельзя брать никого из леса домой) .

Воспитатель: Животным будет плохо без той среды обитания в которой они привыкли жить.

Оставим и тут знак.

Физминутка.

Маленькие птички, птички невелички

По лесу летают, песни распевают,

Буйный ветер налетел, птичек унести хотел,

Птички спрятались в дупло, там уютно и тепло.

Воспитатель: Вы, наверное, слышали, что в последнее время очень часто случаются пожары в лесу. Они могут быть от жары, или когда жгут листья, или туристы забывают потушить костер.

Запомните еще одно правило:

Весна! В поход спешат ребята!

Но знать туристам юным надо:

Чтоб не страдали звери, птицы,

Природу портить не годится!

С поляны мусор соберите

И на костре его сожгите!

Костер в лесу не оставляйте

Песком, землею засыпайте,

Чтоб не дымился, не искрил,

Беды в лесу не натворил.

Какое из этого стихотворения мы извлечем правило?

Дети: Нельзя в лесу оставлять мусор. Нельзя оставлять непотушенный костер.(ставим знак)

Воспитатель: Вот сколько правил для друзей леса мы узнали. Давайте повторим все знаки которые запрещается творить в лесу.

Ну что ж мы помогли медвежонку разобраться, чего нельзя делать в лесу, а теперь нам пора возвращаться в детский сад.

Вам понравилось наше весеннее путешествие? Что больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте, ребята будем друзьями леса, будем беречь природу: не топтать зеленую траву, не рвать цветы, а будем любоваться ими. Пусть нас с вами всегда радует ласковое солнце.

До свидания медвежонок.

Занятие по экологии в средней группе

Тема: «Как звери к зиме готовились?».

Программное содержание: Расширять представления детей о многообразии природных явлений. Побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных: с наступлением холодов звери делают запасы на зиму, меняют окраску. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней. Развивать наблюдательность, внимательность. Воспитывать трудолюбие.

Наглядный материал: Буратино, гномик. Магнитная доска. Картины «Поздняя осень». Аудиозапись гомона птиц. Письмо от гномика. Разрезные карточки с изображением пенька.

Ход занятия.

Раздается стук в дверь, заходит Буратино. Он печально здоровается с детьми. Воспитатель интересуется, почему Буратино такой грустный. Буратино что-то шепчет воспитателю. Воспитатель сообщает детям, что Буратино в гости ждал своего друга Гномика. Но тут почтальон принес письмо от Гномика. И только Буратино хотел прочитать письмо, как лиса с волком подбежали, оторвали часть письма и убежали. Воспитатель успокаивает Буратино и читает письмо от Гномика:

«В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к ….»

Воспитатель задает детям вопрос:

Как вы думаете, что могло быть написано в письме? (ответы детей).

Ребята, а вы хотели бы, помочь Буратино узнать, что же случилось у Гномика?

Но прежде чем отправиться в лес нам надо вспомнить как нужно вести себя в лесу?

Дети : Не шуметь, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Правильно ребята! Не шуметь, не кричать, а друг другу помогать.

(отправляемся в лес на паровозике). Звучит музыка

Воспитатель: Вот мы и оказались в сказочном лесу.

(Выставлена магнитная доска с пейзажем леса поздней осенью. Звучит аудиозапись гомона птиц. Буратино обращает внимание детей на то, что в лесу очень шумно.)

Гномика не видно. Да он нас и не услышит в таком шуме. Что же здесь происходит?

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину осеннего леса.

Дидактическая игра «Опиши картину».

Воспитатель задает детям вопросы, а дети находят ответ, рассматривая картину на магнитной доске.

Почему птицы так шумят? (Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края)

Почему птицы решили улететь в жаркие страны? (Наступает зима. Деревья стоят без листьев. Насекомые спрятались далеко под кору. Птицам нечем питаться.)

Ребята, а где же зайчишка, почему его не видно? (Он поменял серую шубку на белую и спрятался за берёзой. Поэтому его не видно)

Почему зайка спрятался за берёзой? Потому что у берёзы ствол белый, как шубка у зайца зимой)

Зачем надо было зайке поменять свою шубку? (Когда выпадает снег ему легче будет спрятаться от врагов)

Найдите на картине, кто делает запасы на зиму? (белочка)

Что белочка запасает на зиму? (грибы, ягоды, шишки)

Буратино сообщает ребятам, что белочка умеет считать. Так как она выбирает только те веточки, где больше всего шишек.

Воспитатель задает вопрос детям:

Ребята, как вы думаете, белочка умеет считать?

Послушайте интересную историю про белочку:

Поздней осенью прыгает белочка с одного дерева на другое. Стукнет по ветке и замрет, затем на другую ветку прыгнет, опять стукнет и замрет. Белочка считать, конечно же, не умеет. Но у неё очень хорошее зрение, Давайте проведём опыт и узнаем, зачем белочка стучит по веточкам.

Опытническая работа.

Цель: определить, на какой ветке больше шишек.

Материалы: две веточки с разным количеством шишек.

Воспитатель снимает часть шишек с веточки и вешает на веточку, где было мало шишек. Опыт повторяется.

Воспитатель предлагает детям постучать по веточкам и определить, какая веточка колышется дольше? (веточка, на которой больше шишек, колышется дольше)

Зачем белочка стучит по веточкам? (Чтобы определить, какая веточка колышется дольше)

Какая веточка колышется дольше? (та веточка, на которой больше шишек)

Где белочка прячет свои запасы? (в дупле)

Дидактическая игра «поможем белочке собрать запасы на зиму»

Зачем медведь носит к ямке возле сваленного дерева ветки? (устраивает себе берлогу)

Что такое берлога? (это домик для медведя)

Какие запасы на зиму делает медведь? (Медведь не делает запасов на зиму, потому что он всю зиму спит)

Посмотрите на картину и скажите, что делают звери? (Звери готовятся к зиме)

Кто догадался, что было написано в письме Гномика?

Ребята, а почему мы здесь не видим лису, волка и Гномика. (Ответы детей)

Буратино предлагает детям поискать его друга Гномика и задает вопрос:

Где может быть его друг?

Мы узнаем, если соберем эти разрезные картинки.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Детям раздаются разрезные картинки из пяти частей, которые они должны собрать и назвать изображение.

Дети собирают картинки и определяют, что это пень. Находят пень и Гномика на картине.

Гномик приветствует Буратино и ребят:

Буратино, я не смог прийти к тебе в гости, так как спешу приготовить свой домик к зиме. Только вот проказники лиса и волк нам только мешают, поэтому мы их прогнали. Вы их не видели?

Буратино рассказывает, как лиса и волк оторвали от письма кусочек, как он переживал за своего друга и как ребята помогли Буратино найти Гномика. Гномик благодарит ребят, просит лесных друзей угостить ребят тем, что они запасли на зиму. Ребята благодарят лесных друзей и возвращаются в детский сад.

А теперь мы возвращаемся с вами в детский сад. (на паровозике)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в лесу?

Что вам больше всего запомнилось?

Физкультминутка

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты влево и вправо)

Потянулся не спеша

Вот и осень к нам пришла (потягивание- руки вверх)

Чтоб скорей набраться сил

Головой медведь крутил (наклоны головы вправо, влево)

Наклонился взад-вперёд (наклоны вперёд, назад)

Вот он по лесу идёт (раскачивание в стороны)

Ищет мишка корешки

И трухлявые пеньки

В них съедобные личинки

Для медведя витаминки (наклониться коснуться ступни)

Наконец медведь наелся

И на брёвнышке уселся (дети садятся)

Загадки.

1. Зверь мохнатый, косолапый,

Он сосёт в берлоге лапку. (медведь)

2. Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы,

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы. (белка)

3. Кто зимой холодной

Ходит по лесу злой и голодный? (волк)

4. Косоглазый, маленький,

В белой шубке в валенках. (заяц)

Мы с вами поиграем в игру «Подскажи словечко».

Заяц зимой белый, а летом …….(серый)

У зайца хвост короткий, а уши …….(длинные)

У белки задние лапы длинные, а передние …….(короткие)

- Ёж маленький, а медведь …….(большой)

Заяц пушистый, а ёж …….(колючий)

У белки хвост длинный, а у зайца …….(короткий)

У лисы шерсть мягкая, а у волка …….(жёсткая)

А теперь положите фигурки на лесную полянку (макет леса).

Воспитатель обобщает и уточняет знания детей: Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят ежик и барсук в своих норах. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью. А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Ветками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и корится всю зиму. Может лисица и за зайцами охотиться, и к людям в деревню наведаться - за курочками. Волки зимой сбиваются в стаи, чтобы легче было охотиться на кабанов, лосей, оленей и др. животных. Не делают волки запасов на зиму и поэтому приходится проходить им большие расстояния, прежде чем найдут они себе добычу. Но зверям зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди.