Логомаг. Когда ребенок начинает гулить и что такое гуление? Когда должен появиться лепет

Детский лепет — это не просто бессмысленный набор звуков и слогов. У природы нет холостых и ненужных ходов. Малыш сосет палец, гулит, агукает, воркует, причмокивает и лепечет — и все это время он тренирует речевой аппарат.

ШКОЛА ДЛЯ МАМЫ . Что и как делать сегодня, чтобы завтра речь малыша была чистой, богатой и выразительной? Оказывается, что на будущее произношение (и даже на грамотность) крохи, можно повлиять, выполняя простые рекомендации.

❀ Эксперименты с интонацией. Для развития речевых навыков малыша необходимо разнообразить свою интонацию при общении с ним: говорите тихо и громко, грозно и ласково, тоненьким и грубым голосом, пойте песенки и рассказывайте потешки , сделайте вашу речь эмоциональной.

❀ Читаю по губам. Когда разговариваете, смотрите на малыша. Он должен считывать вашу мимику, наблюдать за тем, как двигаются ваши губы. Не выполняйте свои действия молча. Чем чаще ребенок слышит человеческую речь, тем легче ему будет освоить «науку говорения».

❀ Проверьте слух. Известно, что речевое развитие непосредственно связано с развитием слуха. Малыш должен различать чужие и родные голоса и позже слышать собственный голос. Если у вас возникают какие-либо сомнения по поводу слуха ребенка, посетите специалиста.

ТЕСТЫ НА ПРОВЕРКУ СЛУХА. Вы можете провести эти простые тесты в домашних условиях, просто наблюдая за малышом.

❀ В 2—3 недели ребенок должен замирать, услышав мамин голос, и вздрагивать при резких звуках.

❀ В 1—3 месяца ребенок поворачивает голову на голос мамы, в 4 месяца — на любой другой источник звука: например, погремушку.

❀ В 2—4 месяца ребенок гулит, в 4—5 месяцев гуление сменяется лепетом. Ребенок произносит первые слоги.

❀ Малыш должен эмоционально включаться (лепетать) при виде родных людей.

❀ В 8—10 месяцев у ребенка появляются новые звуки.

❀ Не сюсюкайте! Произносите все звуки чисто и внятно. С маленькими детьми нужно разговаривать медленно, с четкой артикуляцией звуков.

Развивайте фонематический слух ребенка . Гласные звуки необходимо тянуть, как бы напевая. Интуитивно все мамы так и разговаривают со своими детьми. Следите за четкостью произношения звуков «и», «о», чтобы ребенок мог их отличать от «у» и «э». Впоследствии, когда малыш начнет говорить, он будет заменять одни звуки другими. В будущем это может привести к неграмотному письму.

Чувство родного языка . Доказано, что чувство родного языка у малышей закладывается в первый год жизни. Будьте примером для подражания!

Первые слоги и слова . Известно, что малыши разных национальностей первыми произносят слоги «ба» и «да». Долгожданное слово «мама» можно услышать и в 8 месяцев, и в год, и даже позже. Кстати, оно не всегда становится первым. При этом малыш может адресовать его не только маме, но и кукле. Дети сначала учатся произносить слова, но смысловое наполнение у них пока что свое, оригинальное. У них «би-би» может называться не только машина, но и все, что движется. Первыми словами становятся «би-би», «ав-ав», «ням-ням» и т. п. Поддерживайте их, но не забывайте переводить специфическую детскую лексику на литературный язык .

Если малыш не спешит разговаривать? Не надо его тренировать: «Скажи «кар-р-р-р!» . Просто разговаривайте, играйте в ролевые игры с куклами и мягкими игрушками, демонстрируйте ему речевые навыки и возможности языка.

Игра «А где?» Детям нравится игра в вопросы: «А где наша ножка? А где мама? А где мишка?» На все вопросы один ответ: «А вот же он (она)!» Эта эмоциональная игра учит малыша вопросительной и восклицательной интонациям, развивает наблюдательность и просто поднимает настроение.

Что вредно для детского слуха? Постоянный фоновый звук, музыка (даже негромкая), включенный телевизор. Все звуки для ребенка сливаются в один сплошной гул. Чем дитя младше, тем сложнее ему различить и выделить из общего шума мамин голос.

Индивидуальные особенности

Самым благоприятным периодом для развития речи считается время с 7—12 месяцев до 3,5—4 лет.

Для каждого ребенка это индивидуальный процесс, как и в его общем развитии. Если ребенок не говорит после четырех лет — это уже считается патологией.

Детский лепет детей 3, 4, 5 лет

Наверняка у вас уже есть собственный сборник детских высказываний, «перлов». Наши дети нас удивляют, умиляют, смешат, а порою поражают остротой и нестандартностью своей мысли.

Катя (5 лет)

— Есть у нас танкисты, есть и моряки, есть и «террористы» — мелкие стрелки (в оригинале — «артиллеристы — меткие стрелки»).

Мальчик Гера (6 лет) внимательно слушает сказку К. Чуковского «Путаница». После фразы «Приходили два ерша поливали из

ковша» говорит:

— Ну, хоть эти догадались...

Папа рассказывает Маше (4 года), какие бывают профессии:

— Одни люди на работе пекут хлеб, другие — лечат

детей, третьи —...

—... зарабатывают деньги, — подсказывает Маша.

Егор (3 года): — А что это за кружочек на двери?

— Глазок.

Восхищенно:

— О! Дверь с глазками.

У Жени (3 года) спросили, любит ли она маму:

— Да, конечно, она ведь совсем не кусается.

Настя (3 года)

Мама спрашивает дочь:

Дочь, кто шьёт одежду?

Даша (3 года). Размышления на вечную тему:

- «Жених» - это тот, кто покупает конфеты и целуется, а «муж» - тот, кто жома обедает и моет посуду.

Притча про мамину шубу:

Мама! Как мне твоя шуба нравится! Я просто ею восхищаюсь. Она тебе так идёт: ты в ней на овчарку похожа.

Настя (3 года)

Бабушка, давай поиграем!

Давай, а как мы будем играть?

Ты будешь дочкой, а я - мамой.

Дочка, ну-ка собирай игрушки!

Мама с нежностью обращается к Кате (3 года):

Катенька, мой маленький козлёночек!

Катя в ответ:

Мамочка, моя большая козлиха!

Гуление и агуканье — это этап речевого развития младенца, в ходе которого ребёнок экспериментирует с произношением артикулированных звуков, но ещё не начинает произносить никаких узнаваемых слов. Младенцы не обязательно гулят, когда радуются или расстраиваются. Они также могут болтать спонтанно и беспрерывно, когда эмоционально спокойны.

Когда ребёнок начинает агукать и гулить?

Гуление и агуканье появляется вскоре после рождения и прогрессирует через несколько этапов. Новорождённый малыш разговаривает только криком. Затем к месяцу репертуар звуков у детей расширяется, а вокализация становится более речевой. Младенцы обычно начинают произносить узнаваемые слова, когда им около 12 месяцев, хотя гуление может продолжаться и некоторое время спустя.

Гуление и агуканье можно рассматривать как предшественник развития языка, или просто как вокальное экспериментирование. Эти первые формы звукового воспроизведения – самые простые для детей, потому что они содержат естественные, рефлексивные, в основном гласные звуки.

Предполагается, что агуканье происходит у всех детей, овладевающих языком. Младенцы во всём мире следуют общим тенденциям в гулении и агуканье. Различия, которые имеются, являются следствием чувствительности детей к характеристикам языка, который они постоянно слышат. Младенцы имитируют особенности этого языка (интонацию, тон, ударение). Гулит грудничок, используя согласные и гласные, которые чаще всего встречаются в их родительском языке.

Лепетание состоит из немногих звуков. Это означает, что кроха подготавливает произношение основных звуков, необходимых для того, чтобы говорить на том языке, который постоянно слышит.

Если агуканье ребёнка происходит в первый год, можно прийти к выводу, что речь у него развивается нормально. По мере того, как малыш растёт и меняется, произношение звуков также меняется.

Младенцы следуют общей схеме вокальных событий в детстве. Эта временная шкала обеспечивает общий план ожидаемых событий от рождения до одного года:

  1. Агуканье и гуление обычно длится 6 — .
  2. Период лепета заканчивается около 12 месяцев, потому что это возраст, когда ребёнок начинает говорить первые слова.

Однако некоторые дети могут проявлять большую вариативность, и эта временная шкала является лишь ориентиром.

  • с рождения и до 1 месяца младенцы производят в основном звуки удовольствия, крики о помощи и реакции на человеческий голос;
  • около 2 месяцев младенцы уже могут различать разные звуки речи и издавать нечто, похожее на «гусиные звуки», или кряхтение;
  • около 3 месяцев малыши начинают издавать удлиненные гласные звуки «oooo» «aaaa» (первое агу), и будут отвечать вокально на речь других. Они продолжают издавать преимущественно гласные звуки;
  • около 4 месяцев дети могут менять свою подачу и подражать тонам взрослой речи;
  • около 5 месяцев крохи продолжают экспериментировать, пытаясь имитировать некоторые звуки, произнесённые взрослыми;
  • около 6 месяцев дети меняют громкость, подачу и скорость. Когда младенцам 6 месяцев, они, наконец, могут контролировать открытие и закрытие вокального тракта. Получив эту способность, малыши начинают различать разные звуки гласные и согласные.
  • около 7 месяцев младенцы могут производить несколько звуков на одном дыхании. Они также распознают разные тона;
  • на 8 месяце малыши могут повторять отдельные слоги. Они имитируют жесты и тональное качество речи взрослых. Дети также воспроизводят пёстрое гуление. Разнообразная болтовня содержат смеси комбинаций согласных и гласных, такие как «ка, да, бу, ба, ми, боу». Разнообразие этого лепета отличается от редуплицированного с точки зрения вариации и сложности образующихся слогов;
  • около 9 — 10 месяцев младенцы могут подражать не речевым, а речеподобным звукам, если они находятся в репертуаре ребёнка. Когда дети начинают агукать, это уже начинает походить на родной язык. Общее строение слогов, которые они воспроизводят, очень тесно связано со звуками их родного языка, и эта форма гуления значительно предвосхищает форму ранних слов;
  • на 11 месяце малыши подражают флексиям, ритмам и выражениям ораторов;
  • к 12 месяцам младенцы обычно могут говорить одно или несколько слов. Эти слова относятся к предметам, которые они называют. Дети используют их для привлечения внимания или для определённой цели. Крохи продолжают воспроизводить гулящие звуки за пределами своих первых слов.

Современные исследования поддерживают идею о том, что лепет непосредственно связан с развитием языка.

Согласно этой гипотезе, когда малыш начинает говорить «агу», это является прямым предвестником языка. Сначала дети воспроизводят универсальные звуки, которые существуют во всех частях мира и на всех языках.

Редуплицированное гуление воспроизводит несколько звуков, но только отдельные из них («ма-ма» и «па-па»), превратившись в «маму» и «папу», признаются значимыми и, таким образом, поощряются родителями, а остальным не уделяется внимание как бессмысленным. Это мнение согласуется с утверждением, что анатомические изменения вокального тракта очень важны, но подразумевает, что социальная среда, в которой воспитывается младенец, оказывает большее воздействие на развитие языка.

Когда младенцы начинают агукать, они уделяют пристальное внимание реакциям своих родителей и воспринимают ответную реакцию в качестве одобрения звуков, которые они создают. Это усиление посредством рефлексии помогает малышам сконцентрировать своё внимание на специфических особенностях звука. Социальная обратная связь способствует ускоренному обучению и более раннему воспроизводству разнообразных расширенных слов.

Имеются данные о том, что гуление различается в зависимости от языковой среды, в которой воспитывается ребёнок. Было выделено, что младенцы, рождённые во франкоязычных средах, демонстрируют большее количество восходящей интонации в отличие от младенцев, выросших в англоязычной среде. Вероятно, это связано с различиями между французскими и английскими интонациями во время разговора.

Порядок составления согласных и гласных в гулении русских, английских, шведских, французских и японских младенцев также, по-видимому, похож на порядок их родного языка. Эти результаты подтверждают ещё одну гипотезу, предполагающую, что детское журчание напоминает фонетические характеристики родного языка ребёнка из-за воздействия речи.

Когда дети подвергаются воздействию двух языков, их лепет напоминает язык, которому они больше всего подвержены. Доминирующим языком считается тот, который оказывает на ребёнка наибольшее воздействие.

Аномальное развитие

Обычно в возрасте 6 месяцев все нормально развивающиеся дети будут лепетать. Однако младенцы с определёнными заболеваниями или отставанием в развитии могут проявлять задержку или отсутствие гуления. Например, у младенцев с аутизмом может наблюдаться задержка в гулении, а в некоторых случаях оно может отсутствовать полностью. Гуление у детей с аутизмом встречается реже, чем у типично развивающихся детей, с меньшим диапазоном слогов, созданных во время редуплицированной стадии лепета.

Гуление также может задержаться у детей, родившихся с . Стадия редуплицирования у детей с синдромом Дауна может появиться на 2 месяца позже по сравнению с другими младенцами, хотя создание звуков похоже на гуление у нормально развивающихся младенцев.

Гуление у глухих детей

Были проведены исследования, чтобы выяснить, могут ли младенцы с нарушением слуха воспроизвести типичные вокальные звуки.

Агуканье может появляться в том же возрасте и в похожих формах у слышащего и глухого ребёнка, однако дальнейшее продолжение развития речи зависит от способности малыша слышать себя. По этой причине глухие дети перестают лепетать устно раньше, чем слышащие дети.

Дети начинают агукать, если подвергаются воздействию языка, но вокальное лепетание лепета может быть отложено или вообще отсутствовать у глухих детей.

Слабослышащие дети после установления слухового аппарата начинают слышать речь и лепетать, как это делают здоровые младенцы.

Глухие дети не только значительно отстают в развитии разговорного языка, в отличие от слышащих сверстников, но также воспроизводят меньше шумов. Это говорит о том, что слуховой опыт необходим для развития разговорного языка.

Как научить ребёнка агукать?

Чтобы помочь ребёнку повысить восприимчивость языка (понимание, что он слышит) и его желание гулить и агукать, почаще говорите с крохой.

Нет никакого правильного или неправильного способа говорить с вашим ребёнком. Читаете ли вы книгу, болтаете о погоде или описываете, что находится на полке в продуктовом магазине, — всё это будет полезно для языковых навыков ребёнка. Младенцам нравится разговаривать, слушать ваши реплики и подражать им. Так они учатся говорить.

Методы поощрения ребёнка «разговаривать»

  • дайте ребёнку игрушку и поговорите об этом.

«Собака! Это фиолетовая собака. Гав-гав!»;

  • включайте зрительный контакт с ребёнком, пока он разговаривает с вами. Когда он болтает, смотрите малышу в глаза, улыбайтесь и отвечайте;
  • подражайте болтовне ребёнка. Если вы слышите, как он подражает звуки, которые вы издаете, повторяйте его снова и снова. Повторение может показаться простым и глупым, но это очень интересно для крохи. Оно поощряет его практику вокализации, а также учит малыша, что звуки не просто забавны, но являются и способом общения;
  • задавайте много вопросов.

«Должны ли мы пойти в парк или на игровую площадку?»

«Как ты думаешь, бабушка хотела бы, чтобы на этой поздравительной открытке были цветы или птички?»

Затем сами отвечайте.

«Да, я думаю, бабушка хотела бы этих симпатичных птичек».

Да, вы говорите сами с собой, но в то же время вы моделируете разговор «вопрос-ответ»;

  • если не знаете, о чем поговорить, рассказывайте ребёнку, что вы (и он) делаете.

«Мамочка надевает куртку! Теперь давай надевать варежки — одну, две — и уютную шапочку. Как насчёт этой, с фиолетовыми цветами?»

Пока младенец не понимает, о чем вы ему говорите, но со временем он начнёт это делать.

  • читайте книги. Книги — это супер-источник новых слов для ребёнка.Чтение позволяет малышу слышать, как звучат фразы.

Таким образом, гуление и агуканье являются строительными блоками для понимания речи и языка. И даже самые глупые звуки и шумы помогают ребёнку практиковать артикуляционные движения, которые ему понадобятся для развития его речи.

С достаточной практикой и поддержкой от вас, лепет ребёнка в конечном итоге будет совершенствоваться, создавая первые основные слова маленького человека.

Период лепета. Стимуляция его развития

Появляется в возрасте 5-6 мес и представляет собой сочетание согласных с гласными. Переход к лепету связан с выработкой ритмичности и согласованности дыхания и движений артикуляционного аппарата. В середине первого года жизни созревают стриарные подкорковые ядра и усложняется мотивационная сфера ребенка. Функционирование стриарных ядер начинается исподволь, что обнаруживается в появлении таких эмоциональных выразительных реакций, как смех и плач (Винарская Е.Н., 1987). С его появлением можно говорить о начале синтагматической организации речи - соединении отдельных артикуляций в линейную последовательность с модуляцией по тембру и высоте.
Вначале лепет носит самопроизвольный характер. Ребенок вслушивается в произносимые им звуки и пытается их воспроизвести. Появление эхолалии (имитационного звукоподражания) приводит к быстрому росту употребляемых слогов и звуков. Процесс носит активный характер: младенец смотрит на взрослого, следит за движением губ и повторяет услышанное.
Важную роль при этом играет способность управлять артикуляционным аппаратом на основе зрительного и слухового восприятия. К 8-му месяцу звуковой состав усложняется звукосочетаниями «те-те-те», «та-та-та», «тла», «дла» и др. Чаще употребляется гласный «и». Возникает «о» как самостоятельный звук (Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В., 2001).
Лепет начинает напоминать песню. Появляется способность к соединению разных слогов (стадия словесного лепета). Исследования звукового состава лепета позволили установить ряд его закономерностей: 1) наличие в составе лепета большей части звуков, несвойственных русскому языку; 2) разнообразие и тонкая дифференцировка; 3) замещение труднопроизносимых звуков близкими по артикуляции; 4) зависимость овладения произношением от преимущественного развития голосового аппарата; 5) зависимость последовательности появления звуков от сложности их произношения.
Из великого множества врожденных лепетных синергии в обиходе ребенка остаются лишь те, которые систематически подкрепляются внешними звуковыми комплексами (Винарская Е.Н., 1987).
На 9-м месяце лепет приобретает точный и дифференцированный характер. Возможно произношение сочетаний «ма-ма», «ба-ба» вне связи с определенными людьми (двуслоговый лепет).
Усиленная акцентуация материнской речи, обращенной к ребенку, с обилием в ней эмоционально выделенных ударных слогов (Сашенька, дорогой ты мой), а также отмеченные К.И.Чуковским эпизоды страстных ритмических обращений кормящей матери к младенцу «Буцики, Муцики, Дуцики» или «рубашонка, шонка, шонка»), во время которых мать ласкает и целует его, ведут к тому, что ударные слоги в совокупности с их зашумленными предударными и заударными «соседями» получают в речи матери единое звучание меняющейся звучности: то нарастающей, то спадающей. Ощущая эти эффекты звучности, ребенок подражательно воспроизводит их в своих лепетных реакциях и начинает таким образом операционно осваивать звуковую структуру целостных псевдослов, соотносящихся в материнской речи уже не со слогами, а с частями фонетических слов, фонетическими словами и их сочетаниями (Винарская Е.Н., 1987).
Наблюдения показывают, что первоначальные лепетные цепи из стереотипных вокализаций (а-а-а и т. п.) сменяются в 8-10 мес. цепями из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя-тя-тя и т. п.); затем в 9-10 мес. появляются цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом, но с уже меняющимся во-, кальным концом (тё-тя-те и т. п.) и, наконец, в 10-12 мес. появляются цепи из сегментов с меняющимися шумовыми началами (ва-ля, ма-ля, да-ля; па-на, па-па-на, а-ма-на, ба-ба-на и т. п.).
Длина лепетных цепей в возрасте 8 мес. максимальна и составляет в среднем 4-5 сегментов, хотя в отдельных случаях она может достигать 12 сегментов. Затем среднее количество сегментов цепи начинает падать и составляет к 13-16 мес, 2,5 сегмента, что близко к среднему числу слогов в словоформах русской речи - 2,3.
Звуковой состав лепета - результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих (Шохор-Троцкая М.К., 2006).
У глухих от рождения детей не развивается ни самоподражание, ни подражание речи окружающих. Появившийся у них ранний лепет, не получая подкрепления со стороны слухового восприятия, постепенно замирает (Нейман Л.В., Богомильский М.Р., 2001).
Последовательность овладения звуками лепета определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные уклады уступают место трудным (Архипова Е.Ф., 1989).
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит после шестого месяца в течение седьмого месяца, затем процесс накопления звуков замедляется и новых звуков появляется мало. Процесс интенсивного накопления звуков в лепете совпадает с периодом миелинизации, значение которой заключается в том, что с ее наступлением связан переход от генерализованных движений к более дифференцированным (Н.А. Бернштейн). От 7-8 месяцев до одного года артикуляция особенно не расширяется, но появляется понимание речи. Семантическую нагрузку в этот период получают не фонемы, а интонация, ритм, а затем общий контур слова (Архипова Е.Ф., 2007).
К 10 месяцам формируется более высокий уровень коммуникативно-познавательной активности. Все это стимулирует скачок в мотивационной сфере ребенка. Осуществляя эмоциональное взаимодействие с ребенком, мать систематически обращает свое внимание на различные объекты окружающей действительности и тем самым выделяет их голосом, своими эмоциями. Ребенок усваивает эти «эмоциональные метки» предметов вместе с соответствующими им звуковыми образами. Подражая матери и используя уже доступные ему цепочки лепетных сегментов, он воспроизводит первые лепетные слова, по форме все более приближающиеся к звуковой форме слов родного языка (Архипова Е.Ф., 2007).
Период лепета совпадает с формированием у ребенка функции сидения. Первоначально ребенок пытается присаживаться. Постепенно у него возрастает способность удерживать туловище в положении сидя, что обычно окончательно формируется к б-ти месяцам жизни (Белякова Л.И., Дьякова Е.А., 1998). Голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется психофизиологический механизм слогообразования.
Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га” и т.д. Этот ритм представляет собой архаическую фазу языка, что и объясняет его раннее появление в речевом онтогенезе. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения, что влияет не только на развитие его психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций.
После 8-ми-месяцев постепенно звуки, не соответствующие фонетической системе родного языка, начинают угасать.
Примерно к 11 месяцам появляются цепи с меняющимся шумовым началом (ва - ля, ди - ка, дя - на, ба - на - па, э - ма - ва и т.д.). При этом какой-либо один слог выделяется длительностью, громкостью, высотой звука. Вероятнее всего, так в доречевых средствах общения закладывается ударение (Н.И. Жинкин).
В.И. Бельтюков выявил последовательность появления согласных звуков в лепете по принципу уменьшения контрастности группы согласных звуков при появлении в лепете: ротовые и носовые, звонкие и глухие, твердые и мягкие (переднеязычные), язычные (смычные и щелевые).
Часть лепетных звуков, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения.
Выделяют и третий этап в развитии лепета, во время которого ребенок начинает произносить “слова”, образованные повторением одного и того же слога по типу: “баба”, “ма-ма”. В попытках вербальной коммуникации дети в 10-12 месяцев жизни уже воспроизводят наиболее типичные характеристики ритма родного языка. Временная организация таких доречевых вокализаций содержит элементы, аналогичные ритмическому структурированию речи взрослых. Такие “слова”, как правило, не соотносятся с реальным предметом, хотя ребенок произносит их достаточно четко. Этот этап лепета обычно бывает коротким, и ребенок вскоре начинает говорить первые слова.
Этапы развития лепета (по В.И. Бельтюкову):
1 этап - наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих;
2 этап – формирование механизма аутоэхолалии;
3 этап – появление сочетаний звуко-слоговых комплексов, физиологических эхолалий и переход к активной речи
Произнесение этих звуков приятно ребенку, поэтому его лепет продолжается иногда все время бодрствования (Мухина В.С., 1999).
Как ни странно, качество и активность лепета во многом связаны с тем как ребенок вскармливается, а именно, совершаются в актах вскармливания полноценные сосательные движения, или в нужном ли объеме. Детям-искусственникам, которых, к сосанию теперь большинство, часто не хватает таких вот действии губы и язык не набирают достаточной силы, а главное - подвижности и дифференцированное (способности действовать разными частями отдельно). Это может сыграть отрицательную роль в речевом развитии. Если невозможно естественное вскармливание, то необходимы ложки с маленькими отверстиями. Ребенок должен трудиться, добывая пищу, до капелек пота на лбу. Дети, у которых мышцы языка набрали достаточную силу и подвижность, любят играть с ним. Они высовывают его, облизывают губы, жуют беззубыми деснами, поворачивают набок и в разные стороны (Визель Т.Г., 2005).
Лепет необходим, чтобы тренировать связи между произношением и слухом, чтобы развить контроль слуха за произношением звуков (Исенина Е.И., 1999). Младенец способен воспринимать улыбку, жест, слово, только к нему лично обращенные. Только на них он реагирует соответствующим оживлением, улыбкой, звуком (Тихеева Е.И., 1981).

Признаки дизонтогенеза лепета:

Позднее начало лепета (позже 6 месяцев) (появление лепета позже 8 месяцев – один из признаков интеллектуальной недостаточности, ДЦП);
Отсутствие лепета или какой-либо из его стадий.
Бедность звукового содержания лепета (ограничение его звуками: ма, па, эа, аэ).
Отсутствие слоговых рядов в лепете: представлены только отдельные слоги.
Отсутствие в лепете механизмов аутоэхолалии и эхолалии.
Отсутствие губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете.
Резкое преобладание в лепете губных и гортанных звуков.

Приемы стимуляции лепета.

  • Создаются моменты абсолютной тишины, когда ребенок может прислушиваться к невидимому, но близкому источнику звуков (речь человека, мелодичный напев, игра на музыкальном инструменте). Чтобы вызвать речевое подражание, следует находиться в поле зрения малыша, учить ребенка произвольно произносить сначала те звуки, которые имеются в его спонтанном лепете, и постепенно добавлять новые, близкие по звучанию звуки и слоги. Полезно включать ребенка в коллектив лепечущих детей (Бородич А.М., 1981)
  • Материал для лепета малыш извлекает из окружающей среды сам, поэтому ему так нужны звучащие игрушки. Кроме них, детям полезны и те, которые «звенят, стучат, мычат, свистят, шипят...» Он будет слушать их звуки и из каждого звучания извлекать что-то свое, находящее отражение в лепете (Визель Т.Г., 2005).
  • Беспрепятственное развитие всего моторного аппарата оказывает огромное влияние на развитие языка ребенка (Тихеева Е.И., 1981).
  • Играйте с малышом, сидя лицом к лицу.
  • Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.
  • Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.
  • Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.
  • Для стимуляции губ можно рекомендовать игры с соской. Взрослый «забирает» ее у ребенка, чтобы малыш тянулся следом губами.
  • Расположить указательный палец на верхней губе, совершать поглаживающие движения по направлению к ней от носа (Соломатина Г.Н., 2004).
  • В этот период целесообразно стимулировать произнесение за взрослым простых слогов. Рекомендуется распевать простые слоги и слова:
  • Ма-ма-ма-ма, мамочка! Па-па-па-па, папочка! Ба-ба-ба-ба, бабушка! Му-му-му-му, мурочка! Ки-ки-ки-ки, кисонька!
  • Проводить пассивную артикуляционную гимнастику.
  • Стимулируют возможность локализации звука в пространстве не только на звуковые раздражители, но и на имя ребенка. Постепенно вводят звуки, различающиеся по высоте, силе, длительности.
  • Во время занятий с ребенком привлекают его внимание не только к игрушкам, но и к окружающему. Стремятся, чтобы ребенок узнавал мать, настораживался при виде неожиданно изменившегося лица матери, например, надевшей маску или накинувшей на лицо платок. В этот период приобретают значение специально подобранные игрушки, различные по величине, цвету, форме, движущиеся, озвученные. Стремятся привлечь внимание к игрушке, к манипуляциям с нею, прячут игрушки, чтобы вызвать эмоциональное отношение к каждой игрушке в отдельности, к выделению наиболее интересующей и полюбившейся ребенку игрушке.
  • Поглаживание жесткой щеткой кончиков пальцев продолжается еще некоторое время. Щетки должны быть яркими и различными по цвету.

Литература

1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. - М.: АСТ: Астрель, 2007. - 224 с.
2. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Прочвещение, 1981. - 256 с.
4. Исенина Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни. - М.: ОАО ИГ «Прогресс», 1999. - 80 с.
5. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). – М.: Просвещение, 1981
6. Соломатина Г.Н. Стимуляция речевого развития детей с врожденными расщелинами губы и нёба.//Логопед. – № 2. – 2004.

Крик.
Составила Самохина Наталья.
Развитие речи начинается с крика новорожденного. Было доказано, что крик осуществляется подкорковыми структурами мозга. В период до 3 месяцев он носит безусловно-рефлекторный характер, а после условно-рефлекторный и становится интонационно выразительным.
До 3х месяцев:
В норме: крик громкий, чистый, среднего или низкого тона, с коротким вдохом и удлиненным выдохом (уа-а-а), длительностью не менее 1-2 секунд, без интонационной выразительности. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок (э, ай).
У детей с ДЦП (дизартрией): крик может в первые недели отсутствовать или имеет болезненный характер. Крик слабый, короткий, высокого тона; может быть пронзительным или очень тихим, похожим на всхлипывания или вскрикивания (которые ребенок обычно производит на вдохе). Болезненным признаком также является носовой оттенок голоса. В тяжелых случаях крик может отсутствовать вообще (афония). Все вышеперечисленное отмечается вследствие нарушения тонуса артикуляционной и дыхательной мускулатуры.
В период новорожденности крик возникает на голод, холод, болевое воздействие, а с 2 месяцев при прекращении общения с ребенком или изменении положения его тела. С этого же возраста отмечается появление крика перед сном при перевозбуждении ребенка.
С 3х месяцев:
В норме: начинается развитие интонационной характеристики крика: крик видоизменяется в зависимости от состояния ребенка. Ребенок по-разному сигнализирует матери о болевом ощущении, чувстве голода, дискомфорте в связи с мокрыми пеленками и т.д. Постепенно частота крика снижается и вместо него появляется гуление.
Патология: крик остается однообразным, непродолжительным, тихим, мало модулированным, нередко с носовым оттенком. Интонационная выразительность крика не развивается: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки радости, недовольства, требования. Крик не является средством выражения состояния ребенка и его желаний.
На последующих этапах развития крик начинает приобретать характер активной реакции протеста. Так, в возрасте 6-9 месяцев ребенок кричит в ответ на появление незнакомых людей. К концу 1 года ребенок громко кричит в ответ на то, что у него отобрали тот или иной предмет. Криком он выражает свой протест но отношению к одеванию, промедлению с кормлением и т.п. Крик возникает как привычная реакция на любой воздействовавший на него однажды неприятный раздражитель. Это может быть подстригание ногтей, купание в ванне и т.д. Характерно, что эти отрицательные эмоциональные реакции, возникшие как сочетательные рефлексы, у детей с церебральным параличом быстро закрепляются.
Лит-ра:
1. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда, М.: Просвещение, 1985.
2. Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. - Спб.: КАРО, 2006.

Гуление.
Составила Бочкова Анастасия.
Гуление - разновидность предречевых вокализаций ребенка первых месяцев жизни, к которой относятся протяжные негромкие певучие звуки или слоги: "а-а-а-а", "га-а", "гу-у-у", "а-гу" и т. п. Обычно появляется в конце первого - начале второго месяца жизни и отмечается вплоть до возникновения лепета (примерно до шести-семи месяцев)(С.Ю. Мещерякова)
Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3-5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни. Патология голосовых реакций у детей с двигательными нарушениями может быть выражена в разной степени: в виде полного отсутствия или неполноценности, специфических особенностей произнесения звуков гуления. Полное отсутствие голосовых реакций отмечается лишь у детей с тяжелым поражением нервной системы. Неполноценность голосовых реакций проявляется в отсутствии или бедности интонационной выразительности гуления, отсутствии даже элементов самоподражания, бедности и однообразии звуковых комплексов, редкости их возникновения. Однообразие звуков сочетается с их специфическим произнесением: звуки тихие, нечеткие, часто с носовым оттенком, не соответствующие фонетическим единицам языка.
Чаще всего дети в период с 3 до 6 месяцев издают недифференцированные гласные звуки и их сочетания: [а],[ ы],[ э],[ уэ],[ эо], [эм], а заднеязычные звуки [г],[ к],[х], отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.
Отдельные недифференцированные звуки представляют собой элементы гуления. При этом они короткие, лишены певучести звучания. Заднеязычные звуки («г», «к», «х») в гулении часто отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности.
При псевдобульбарной симптоматике сохраняются нарушения голосового образования и крика. При спастичности артикуляторных мышц появляется повышенный тонус языка и губ. Язык напряжен, кончик языка не выражен, губы напряжены, что вызывает ограничение произвольных движений во время артикуляции.
При гипотонии отмечается вялость жевательных и мимических мышц артикуляторной мускулатуры. У детей она малоподвижна, в результате чего рот полуоткрыт. В случае дистонии мышцы артикуляции постоянно сокращаются, что сопровождается гиперкинетическими компонентами.
У детей с ДЦП мышечная гипертония отражается на патологической симптоматике ассиметричного шейно-тонического рефлекса. Патологический рост тонуса в мышцах языка и губ, резкая гипертония или гипотония, отсутствие произвольных движений органов артикуляции, постуральная активность, содружественные движения, произвольная ручная моторика являются явными показателями задержки в формировании двигательной активности, а также в появлении цепных выпрямительных рефлексов.
В возрасте 6-9 месяцев у большинства детей активность гуления крайне низкая.
У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются.
В силу того, что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.
Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период: Книга для логопеда. – М.: Просвещение
2.Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. - Киев: Здоровье,1988
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией в первые годы жизни: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006

Лепет.
Составила Шахина Мария.
Лепет имеет важное значение в развитии речи. В период лепета (6-9 месяцев) происходит соединение отдельных артикуляций в линейную последовательность, что считается существенным механизмом слогообразования. Лепет - это повторное произнесение слогов под контролем слуха. Таким образом, в период лепета формируется необходимая для речи слухо-вокальная интеграция.
Ребенок сначала повторяет звуки, как бы подражая самому себе (аутоэхолалия), а позже начинает подражать звукам взрослого (эхолалия). Для этого он должен слышать звуки, отбирать наиболее часто слышимые и моделировать свою собственную вокализацию. Стадия канонической вокализации характеризуется повторением двух одинаковых слогов (ба-ба, па-па, ма-ма, да-да). Кроме типичных повторяемых слогов, ребенок произносит и отдельные слоги и гласные звуки. В лепете каждый звук артикулируется на выдохе, то есть тренируется координация между дыханием и артикуляцией.
В период лепета происходит дальнейшее совершенствование общей моторики ребенка: формируются функции сидения, ползанья, захвата предметов и манипулирования ими. Обнаружена тесная связь между выраженностью лепета и общими ритмичными повторными двигательными реакциями. Установлено, что общая ритмическая двигательная активность стимулирует развитие лепета.
Примерно с 6-7 месяцев лепет приобретает социализированный характер. Ребенок больше лепечет при общении со взрослым. Он слушает речь других. Постепенно начинает использовать голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.
Характерным для здорового ребенка этого возраста является то, что произнесение звуков становится видом его деятельности. Одновременно у здорового ребенка начинает развиваться и начальное понимание обращенной речи, он больше начинает обращать внимание на движения и действия взрослого и понимать их значение.
В этот период ребенок может одновременно смотреть на предмет и произносить лепетные звуки. Он как бы слушает одновременно и самого себя и взрослого, «говорит» сам с собой, но также и со своим окружением.
У детей с церебральным параличом обычно отмечается отсутствие или крайняя рудиментарность лепета. Издаваемые ими звуки однообразны, интонационно невыразительны. Ребенок не может произвольно менять высоту и громкость голоса.
Чаще всего в лепете детей с двигательными нарушениями присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные м, п, б (если не выражены нарушения тонуса круговой мышцы рта). Наиболее характерными в лепете являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ба, ма, ама, апа. Редко встречаются в лепете губно-зубные, передне-, средне-, заднеязычные звуки. Почти нет противопоставлений согласных звуков: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым.
Произнесение отдельных звуков часто сопровождается общим повышением мышечного тонуса, появлением насильственных движений. Реакция на обращенную речь проявляется бедными звуковыми комплексами, лишенными эмоциональной окраски. Чаще всего голосовая активность детей в данный период на уровне гуления. Самоподражание в гулении только начинает развиваться. Стремление к звукоподражанию обычно отсутствует или выражено незначительно.
Звуковая активность крайне низка. Ребенок не пытается при помощи звуков контактировать с окружающими. Это сочетается с нарушениями моторного развития: ребенок обычно к концу года не сидит или сидит неустойчиво, не стоит, не ходит, не ползает, у него отсутствует или слабо выражена предметная и манипулятивная деятельность. В двигательной сфере выявляются характерные для детского церебрального паралича нарушения в виде патологии мышечного тонуса, наличия позотонических рефлексов, недостаточности координации движений.
Лит-ра:
1.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В.Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. - М.: Просвещение, 1985.
2.Приходько О.Г., Ранняя помощь детям с двигательной патологией.: Методическое пособие. С – СПб.: Издательство «КАРО», 2006 г.
3.Смирнова Е.О., Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. – СПб.: Питер,2010. – 299 с.

Первые слова.
Составила Мироненко Марина.
С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Понять ребенка можно только в конкретной ситуации.
Индивидуальные сроки появления речи значительно колеблются. Так, большинство детей-дизартриков на втором году жизни находятся на доречевом уровне развития. В начале второго года у них наблюдается снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность. Ребенок предпочитает общаться жестами, мимикой и криком. Обычно такие дети произносят всего несколько слов, а иногда у них задерживается развитие начального понимания обращенной речи.
Возрастная динамика речевого развития детей с дизартрией зависит от многих факторов: локализации и тяжести поражения мозга; раннего начала, систематичности и адекватности коррекционно-логопедической работы; состояния интеллекта ребенка.
Первые три года жизни у детей с ДЦП и синдромами двигательных нарушений наблюдается наиболее медленный темп речевого развития. На втором году жизни развитие общей моторики обычно опережает развитие речи. Свои первые слова дети начинают произносить примерно в 2-3 года. К концу раннего возраста лишь некоторые из них общаются с окружающими с помощью простых и коротких предложений из 2-3х слов.
При систематическом проведении коррекционно-логопедических занятий к концу 3-го года жизни темп речевого развития начинает опережать темп развития общей моторики ребенка.
Фразовая речь, обычно, формируется к 4-5 годам, а в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) идет её интенсивное развитие. Как правило, дети не реализуют своих речевых возможностей в общении (на заданные вопросы дают однословные стереотипные ответы).
Активный словарь в раннем возрасте увеличивается крайне медленно, пассивный словарь значительно превосходит его, речь долго остается малоразборчивой. Связь между словом, предметом и действием устанавливается с трудом. В связи с неточностью, несистематизированностью, а часто и ошибочностью знаний и представлений об окружающем у ребенка происходит колличественное уменьшение словаря и медленное его формирование. Дети не располагают необходимыми языковыми средствами для характеристики различных предметов и явлений. Запас слов, обозначающих действия, признаки и качества предметов, особенно ограничен у таких детей.
Ограничение речевого общения, нарушение слухового восприятия и внимания, низкая речевая активность и недоразвитие познавательной деятельности вызывают серьезные нарушения в формировании грамматического строя речи, вследствие чего грамматические формы и категории усваиваются с трудом. Дети затрудняются в употреблении правильных падежных окончаний, согласовании слов в предложении и при построении предложений.
У детей с дизартрией недостаточно развита фонетическая сторона речи. В раннем возрасте многие звуки отсутствуют. В последствие часть из них произносится искаженно или заменяется близкими по артикуляции. Для детей с этим нарушением характерно патологическое усвоение фонем (последовательность их усвоения не совпадает с той же последовательностью при норме).
Таким образом, у детей появляются дефектные артикуляционные уклады, которые закрепляются в последующем по мере формирования патологического речевого стереотипа. А у большинства детей отмечаются нарушения фонематического восприятия.
Лит-ра:
1.Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. - М., 1989.
2.Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
3.Приходько О.Г. Ранняя помощь детям с двигательной патологией: Методическое пособие. – СПб.: Издательство «КАРО», 2006.

текст: Полина Жиянова, дефектолог, специалист по раннему развитию

Говоря о речи своего ребенка, родители чаще всего приводят описание того, что умеет говорить ребенок, то есть того, насколько развита его активная речь. Но не будем забывать, что речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект - понимание речи окружающих. А для того, чтобы научиться понимать речь окружающих, малышу нужны внимательные и чуткие собеседники. И такими собеседниками можете и должны стать вы, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, все близкие люди, составляющие первое окружение малыша. Вы - самые замечательные исполнители песен, никакой чтец не может сравниться с вами в чтении стихов, и никакой «говорящий ящик» не научит говорить вашего малыша, потому что научиться речи можно только в общении. Внимание родителей к начальным этапам развития речи поможет не исправлять, а предупреждать нарушения речи.

Первое полугодие: гукаем и гулим

Этап новорожденности . Сразу после рождения у мамы и младенца формируется настраивающее поведение, которое получило название «связывание» (bonding). Процесс взаимодействия инициирует малыш, своим видом и поведением вызывая отклик у матери. Он плачет, кряхтит и гукает и это помогает маме понять, в чем нуждается. Такая эмоциональная настроенность помогает маме и малышу лучше узнать и научиться понимать друг друга, становится основой для развития взаимодействия и общения. Смешное слово «гуканье» как раз и означает первые звуки, которые произносит малыш, едва появившись на свет.

К концу этого этапа младенец уже реагирует на обращение к нему - он перестает плакать и смотрит на вас, когда вы с улыбкой склоняетесь над ним, у него появляется первая, пока еще робкая улыбка, которая обращена именно к вам. Появление первой социальной улыбки условно считается окончанием этапа новорожденности.

Второй этап - от 5-6 недель до 3-4 месяцев. Это этап чувственного знакомства с миром. Малыш слушает, смотрит, воспринимает запахи, прикосновения, но собственная целенаправленная деятельность у него появится только к концу этого этапа. Звуки, которые издает ребенок, становятся более протяжными и певучими, и постепенно гуканье сменяется гулением. Малыш «поет» гласные (а, о, е, у) или издает воркующие слоги с горловыми согласными: гыы-гыы-гыы, агууу, гууу, иногда можно услышать слог «ля».

Ребенок все чаще отыскивает маму глазами, издает звуки, чтобы привлечь к себе ее внимание, и если он встречает ответный взгляд, на его лице расцветает улыбка, его ручки и ножки ритмично движутся, он издает звуки, тянется к ней. Такое поведение называется "комплексом оживления" и говорит о том, что малыш доволен жизнью и хочет разделить свою радость с близким человеком.

В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь: еще не понимая смысла слов, они внимательно вслушиваются в интонацию. Улыбайтесь малышу, пойте, сопровождайте свою речь поглаживанием ручек и ножек малыша, слегка потормошите его, подуйте в животик или шейку. Ваша речь и ваша улыбка вызовет у малыша ответную реакцию: на лице малыша расцветет улыбка, он начнет издавать звуки, движение рук и ног станут ритмичными - он весь устремится к вам.

Если ребенок устал и не хочет общаться, он ясно дает об этом знать: отводит взгляд, отворачивает голову, и даже, сгруппировавшись, может повернуться на бочок. Движения становятся более хаотичными, он может тереть глаза и хныкать.

Понимание интонации: младенец вслушивается в интонации взрослого и начинает различать их - он ведет себя по-разному в ответ на ласковую или строгую интонацию, а по тому, как малыш поворачивается, когда его окликают, видно, что он различает и зовущую интонацию. Малышу нравится слушать песенки и потешки, сопровождаемые стишками, их ритмический рисунок и многочисленные повторения привлекают его внимание.

Понимание ситуации: заслышав звук льющейся в ванной воды, ребенок может понять, что предстоит купание, или, завидев, что мама достает ножнички, начинает хныкать, заранее предвидя процедуру, которая ему не нравится - подстригание ногтей.

Понимание интонации и ситуации - это основа понимания речи. Сделайте свое поведение и режим дня более предсказуемыми для ребенка. Например, всякий раз, собираясь купать ребенка, сообщайте об этом, одновременно вывешивая яркое полотенце на бортик детской кровати.

Любимой игрой в этом возрасте становятся прятки, которые заключаются в исчезновении и появлении лица взрослого.

На что обратить внимание: если вы заметили, что появившееся у ребенка гуление стало менее певучим и более редким вы должны сообщить об этом своему педиатру. Возможно, он предложит вам проверить слух ребенка.

Третий этап. С трех до шести-семи месяцев. Начало собственных действий. В этом возрасте ребенок начинает тянуться и бить по игрушке, потом захватывать и играть ею.

Малыш все лучше ориентируется в происходящем, он начинает по-разному относиться к окружающим его людям: он не только узнает знакомых взрослых и радуется им, но и опасается всего незнакомого. В тоже время ему нравятся игры-страшилки, например «Догоню-догоню», «Идет коза рогатая» «В ямку бух». Такое переживание страхов, связанных с неожиданными действиями взрослого, позволяет ребенку научиться принимать новое.

Меняется и речь ребенка. Гуление становится более активным и протяжным. Иногда вы можете услышать в речи губные звуки, что говорит о скором появлении лепета - цепочки слогов, преимущественно с губными и переднеязычными согласными, например ма-ма-ма, бу-ба-бу, да-да-да. Малыш может сам показать, чего хочет: потянувшись к игрушке, он оглядывается на взрослого, призывая его на помощь. Если вы откликнетесь на его призыв, то он будет обращаться к вам снова и снова.

Второе полугодие: лепетные слова

В этом возрасте ребенок учится добираться до желаемой цели. Появление у него ползания и умения садиться открывают новые возможности для развития исследовательской деятельности и игры. Ребенок все активнее использует длинные цепочки слогов.

Вы можете помочь развитию лепета:

Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит. Делайте паузы, предоставляя ему возможность ответить вам.

Помните, что обычный речевой поток взрослого не помогает развитию лепета. Дети в этом возрасте проявляют интерес к словам, в составе которых есть губные и переднеязычные звуки, как, например, в потешке «баба сеяла горох, прыг-скок, прыг-скок» и еще охотнее он повторяет слоговые цепочки «ма-ма-ма», «па-па-па», «ля-ля-ля», «ва-ва-ва» и т.д.

Не запрещайте ребенку брать в рот игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление в репертуаре ребенка слогов с согласными звуками.

Используйте сочетание простых повторяющихся движений с цепочками повторяющихся слогов. К примеру, помогите малышу подпрыгивать, придерживая его под мышки и, одновременно, произносите вместе с ним «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма».

Если у вас есть возможность, организуйте встречи своего малыша со сверстниками, возможно, это будет инициировать его лепет. Перед появлением слов слоговая цепочка становится более короткой, то есть сокращается до 2-4 слогов, что соответствует структуре слов русского языка.

Те, кто ждут «настоящего слова», могут не заметить их появления. Важно знать, что в этом возрасте словом считается любое сочетание звуков, несущее постоянный смысл, например, "а-а-а" (спать) или "кс" (кошка) - так могут выглядеть первые слова ребенка.

Постепенно в речи ребенка появляется все больше лепетных слов, которые представляют особый пласт русского языка, называемого "нянюшкин словарь" или язык нянь. Часть таких слов - например, дядя, мама, папа, баба - вошли в нашу "взрослую" речь, а другие, например, бах, бай-бай, ам-ам, ав-ав, мы используем, только общаясь с детьми.

Первые слова многозначны, и только в конкретной ситуации становится ясно, о чем идет речь. Так, словом «ксс» ребенок может обозначать не только кошку, но и все пушистое (шубу, ковер, мамины волосы), а также других животных, например, маленькую собачку или белку. На этом этапе объем активного словаря ребенка увеличивается медленно, ребенок овладевает очень небольшим количеством слов, особенно по сравнению с развитием понимания речи.

В этом возрасте происходит очень важные изменения и в понимании ребенком речи окружающих - он начинает обращать внимание на речь взрослых. На предыдущих этапах мы говорили о том, что ребенок понимает ситуацию. Теперь он начинает понимать речь в определенной ситуации, например, когда взрослый, протягивая руку, говорит: «Дай ручку!» - малыш протягивает руку в ответ.

Следующий шаг в понимание речи: понимание слов вне ситуации. Например, услышав слова: «пора включить свет», он поворачивает голову и смотрит на лампу. Ваша речь на этом этапе должна быть простой, лаконичной и соотнесенной с тем, на что обращено внимание ребенка. Если он смотрит на кошку, скажите: какая кошечка! Кис-кис. Это поможет ребенку не только познакомиться с «взрослым» словом «кошечка», но и даст ему образец слова, который может использовать он сам.

Во время кормления называйте продукты, одевая, раздевая, купая ребенка, называйте вслух части его тела, а также предметы одежды, обязательно говорите о том, что вы делаете. Не забывайте знакомить ребенка и со словами действиями: упал- бах, попрыгаем -прыг-прыг, покачаемся кач-кач.

Приведем еще несколько простых правил, которые следует учитывать при организации игры, направленной на знакомство и закрепление нового для малыша слова:

Выделяйте интонацией ключевое слово и старайтесь одновременно предъявлять ребенку конкретный предмет, рисунок или действие.

Беседуя с малышом, старайтесь быть немногословными. Ваши высказывания должны быть точными и лаконичными.

Используйте игру в прятки. Прячьте и снова показывайте предмет, четко называя его в момент появления и исчезновения.

Используйте указательный жест, чтобы показать называемый предмет.

Наряду со словом, познакомьте ребенка с лепетным словом.

Еще одно общее для всех этапов правило: ребенок должен слышать вашу речь и бытовые звуки. Постоянно работающий телевизор и неумолкающий музыкальный центр - тормозят речевое развитие ребенка.

Малыш все чаще будет просить вас назвать то, что интересует его в данный момент. Он может принести вам книгу или мяч или показать на холодильник или коляску, сопроводив свой показ звуками, произносимыми с вопросительной интонацией. Если вы будете внимательны и обратите внимание на просьбу ребенка, то ваш ответ позволит диалогу состояться. А это особенно важно, ведь инициатором выступал ваш малыш. Когда инициаторами диалога являетесь вы, используйте знакомые и интересные для ребенка ситуации. Возможно, на первых порах это будет «воображаемый диалог», поскольку вы сами будете и задавать вопрос, и отвечать на него. Но если вы будете делать необходимые паузы и позитивно принимать любой отклик ребенка, диалог постепенно станет реальным.

Размеры словаря

К году ребенок обычно умеет говорить около 5-10 слов и понимает несколько десятков слов. Еще раз напоминаем, что, говоря о словах ребенка, мы имеем в виду любые звуки и их сочетания, несущие постоянный смысл. Например, "ам", "биби", "киса", "бах".

К 18 месяцам - словарь увеличивается до15 лепетных слов и звукоподражаний.

К двум годам совокупный словарь, то есть то, что понимает и говорит ребенок, составляет около 200 слов. Из них ребенок может говорить около 50 слов. В этом же возрасте должны появляться двухкомпонентные высказывания, например, "папа дррр" (папа уехал на машине).

Это тот минимум, ниже которого нужно принимать меры.

Проблема только в том - какие? Чаще всего малоговорящих детей идут к неврологу, а тот выписывает стимулирующие медикаменты. Помощи нужно искать у логопеда, но и здесь проблемы - очень мало специалистов, которые умеют работать с детьми до трех лет.