Обзор ювелирной отрасли. Законы и правила Ввоз на территорию РФ

Сегодня Россия занимает третье место по добыче первичного золота, уступая лишь ЮАР и Австралии. Сохраняющееся геополитическое напряжение и экономическая нестабильность подстегивают инвестиционный спрос на золото. Также рост добычи и низкая себестоимость сырья составляют хороший хедж на случай падения цены на металл. Это в общих чертах.

По прогнозам специалистов Гильдии ювелиров России , производство в ювелирной промышленности России по сравнению с прошлым годом возрастет на 30%. Начиная с 1999 года, объем выпуска ювелирной продукции непрерывно растет.

По итогам 2003 года эксперты ожидали стабилизации ситуации на рынке и даже прогнозировали спад производства, однако отрасль продемонстрировала 30% рост (за 2003 г. 15% предприятий удалось удвоить производство; кроме того, для изготовления ювелирных изделий российские предприятия в 2003 г. потребили 45 т золота, т.е. на 15 т больше по сравнению со среднегодовым потреблением в ювелирной промышленности СССР). И если в 2002 г. Пробирная палата РФ "заклеймила" 42 т изделий из золота, 50 т - из серебра и 109 кг - из платины (включая импорт), то в 2003 г. эти показатели уже составили соответственно 55 т, 60 т и 160 кг. Рост производства золотых и серебряных украшений продолжился и в 1-й половине 2004 г. (30 т и 44 т за 6 месяцев), но при этом значительно снизился вес платиновой ювелирки - всего лишь 55 кг. В целом по итогам 2004 г. производство ювелирных украшений с использованием золота должно увеличится (по отношению к 2003 г.) на 26-27%, с использованием серебра - на 32-34%, с использованием платины - на 40%.

Однако, несмотря на стабильную динамику, в отрасли имеется много нерешенных проблем. И основные трудности прежде всего специалистами связываются с предстоящим вступлением России в ВТО . В этом случае считается, что отечественный производитель не сможет на равных конкурировать с западными производителями, наплыв изделий которых увеличится. Помимо Европы, в ювелирной промышленности которой сейчас наметился кризис, а цены практически приблизились к себестоимости, в качестве основных конкурентов также значатся вышедшая на первое место в производстве ювелирных изделий Индия и соседний Китай.

Впрочем, проблема наплыва импортной продукции уже давно обсуждается в ювелирных кругах. Как отмечают специалисты крупнейшего на ювелирном рынке России игрока - компании "Алмаз-Холдинг" , отечественные ювелиры сегодня даже при существующих показателях роста проигрывают импорту, объем которого в последнее время увеличился в два-три раза. В Северо-Западном округе, крупнейшем в России ювелирном рынке, доля иностранной продукции от общей массы изделий уже составляет порядка 30%. При открытии торговых границ это соотношение изменится не в нашу пользу, тем более что российская продукция проигрывает той же индийской или китайской в соотношении "цена-качество" и множеству других факторов. В этих условиях, считают ювелиры, отрасли не выжить без поддержки государства.

Фарит Гумиров, генеральный директор ювелирной компании "Алмаз-холдинг":

- Если рассматривать ювелирный рынок как самостоятельную единицу, можно сказать, что его емкость - более $1 млрд. и что он развивается быстрыми темпами. Уже через год после дефолта 1998 года отечественная ювелирная промышленность продемонстрировала опережающий по сравнению с другими отраслями рост (ежегодно в среднем 15%).

Сегодня прослеживается активность всех участников ювелирного рынка: производителей, продавцов и потребителей, причем в последние годы не только выросли объемы ювелирной продукции, но значительно расширился и ассортимент.

Число ювелирных предприятий ежегодно увеличивается примерно на 15%. В 2003 году в РФ было зарегистрировано 3878 изготовителей ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов. Причем из них 1127 предприятий и 2751 индивидуальных предпринимателей. За первое же полугодие 2004 года зарегистрировано 3939 изготовителей.

Основные игроки российского ювелирного рынка

В отличие от СССР, где 25 заводов удовлетворяли спрос на ювелирные изделия, в России в конце 2003 г работало 6500 предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий всех видов. Для того чтобы заниматься подобной деятельностью, российские предприятия должны получить от властей лицензию и специальную регистрацию. В последние годы число предприятий, специализирующихся на производстве ювелирных изделий, увеличивается в год в среднем на 15-17%.

Стабильный рост, который продемонстрировала ювелирная отрасль России в последние годы, повлиял на разделение компаний на производящие и торгующие. Кроме этого производственный сектор разделен на три основные области, включающие в себя:

  • предприятия, использующие для собственной продукции камни первой группы (бриллианты, рубины, сапфиры и изумруды);
  • предприятия, специализирующиеся на обработке золота;
  • предприятия, работающие в основном с серебром.

Уменьшается количество крупных предприятий, в то время как растет количество мелких.

Несмотря на то что производство ювелирных изделий из золота растет на 30% ежегодно, предприятия, специализирующиеся на производстве ювелирных изделий с бриллиантами, показали меньший рост, составляющий 22-23% в год. 95% бриллиантов, используемых на российских заводах, приходят из Якутии (Алроса-Саха), в то время как 2-3% производится на северном Урале и в Архангельской области. Производство ювелирных изделий из серебра растет с ритмом 15% в год, прежде всего благодаря увеличению импорта в Россию: в 1999-2003 г. на российском рынке доля импортной продукции из серебра возросла с 25% до 35%.

Спрос ювелирных изделий из платины и палладия в России очень ограничен. В момент, когда в 2002 г. в России было произведено 30 миллионов золотых и серебряных ювелирных изделий, количество украшений из платиноидов едва ли составило более 20000 штук. Ситуация парадоксальна. Россия - один из самых крупных производителей платиноидов в мире, группа Норильск-Никель в настоящее время производит 50% палладия и 14% платины. Несмотря на это, основными производителями ювелирных изделий из платиноидов являются США и Япония. Абсолютное большинство российских предприятий не имеет оборудования, необходимого для производства подобных ювелирных изделий. Кроме того, российские производители не имеют доступа к технологии пайки ювелирных изделий из платины и палладия. Припои для сварки платиноидов, доступные российским производителям, работают при низких температурах, которые не позволяют производить технологически сложные и художественные ювелирные изделия. Наконец, спрос тормозится высокими ценами на украшения из платины.

В настоящее время больший ассортимент составляют ювелирные изделия для женщин (кольца, цепи, серьги, браслеты, подвески и т.д.). На втором месте находятся столовые приборы (серебро и серебро с позолотой). Список замыкают сувениры различного вида. В России существует два "горячих" периода: пик продаж ювелирных изделий отмечается два раза в год, в период, предшествующий Новому году и Рождеству и в период, предшествующий 8 Марта, женскому дню. На это время приходится 80% продаж. В 2003 г. в России официально была зарегистрирована продажа ювелирных изделий на сумму $1,5 млрд. Главными "игроками" на российском рынке ювелирных изделий являются компании: "Алмаз-холдинг" - контролирует бывшие советские ювелирные заводы в Красном Селе, Костроме, Орле, а так же завод "Топаз" в Костроме и группа "Адамас" , которой среди прочих принадлежит ювелирный завод в Москве.

Впрочем, по мнению Фарита Гумирова, к стану основных игроков российского ювелирного рынка также можно причислить ювелирные фирмы "Сирин" и "Эстет". Кроме того, далеко не последнее слово за сравнительно молодыми перспективными ювелирными компаниями, такими как "Инталия", "Гродэс", "Алмаз-контакт", "Элит", "Садко", "Сидан". Они вносят новые веяния в ювелирную моду, находятся в постоянном художественном поиске, демонстрируют возможности современных технологий.

Иностранные ювелирные компании на российском рынке. "Теневой" сектор рынка.

Основными странами, официально экспортирующими ювелирные изделия в Россию, являются: Италия, Германия, Китай, Таиланд, Индия.

Фарит Гумиров:

- Вступление России в ВТО неизбежно приведет к большей открытости рынка, мы должны быть к этому готовы. Поэтому грамотное развитие ювелирного рынка, вступление его на цивилизованный путь будет необходимым условием для роста взаимных потоков товаров и услуг. В настоящее время российская ювелирная отрасль готовится составить конкуренцию зарубежным товарам - причем как на своем рынке, так и на рынках мира. Кроме того, на все международные конференции и другие ювелирные форумы, проходящие в России, постоянно прибывают представители Всемирной ювелирной конфедерации "CIBJO", всемирного золотого совета, ассоциации "EMAGOLD", GEMS Ltd., ТНК "Де Бирс", "Джонсон Матти" (Великобритания), Международной платиновой гильдии, фирм - производителей ювелирного оборудования, инструмента. В Москве открываются бутики известных ювелирных фирм. Это также накладывает определенную ответственность на тех, кто влияет за цивилизованное развитие ювелирного рынка.

Но в то время, когда экспорт из Италии и Германии проходит через систему таможенного контроля, азиатский экспорт происходит посредством "челноков" и часто по тайным путям, трудным для контроля. По оценке независимых экспертов, "серый" импорт ювелирных изделий в Россию сравним или даже превышает официальный импорт. Масштабное производство украшений в Китае, Таиланде и Индии, которое достигает нескольких сотен тысяч тонн в год, и прозрачные границы способствуют росту незаконного рынка ювелирных изделий и камней. Но даже официально импортированные из юго-восточной Азии в Россию ювелирные изделия стоят меньше, чем аналогичная российская продукция. После преодоления всех таможенных процедур цена импортированного ювелирного изделия вырастает на 47%, в то время как на прилавках магазинов цена увеличивается на 200%. Но даже и после этих "трансформаций" азиатская продукция остается конкурентоспособной с украшениями "made in Russia". Цена же импортированных итальянских ювелирных изделий с учетом всех процедур поднимается на запретный уровень.

Импортируемые изделия составляют 30%-40% от общей массы продаваемых в России ювелирных изделий. Другими словами, импортные украшения начинают диктовать свои правила российскому рынку. 2004-2005 годы станут особенно тяжелыми для ювелирной промышленности России. Рост производства ювелирных изделий (23% в год) отстает от роста импорта (2-3 раза). Однако ситуация для российских станет катастрофической после вступления России в ВТО, запланированное на 2005 г. Российское правительство должно отменить защитные меры (среди которых и квоты на импорт), которые до сих пор защищали интересы российских производств. Азиатские производители победят российских коллег в отношении цена/качество. Другая проблема связана с тем фактом, что Россия не производит технологического оборудования для ювелирной отрасли. Наконец, отсутствуют школы дизайна ювелирных изделий.

Фарит Гумиров:

- Изделия иностранных производителей сегодня обходятся намного дешевле, поскольку за рубежом ниже налоги. Российская же система налогообложения пока не позволяет говорить о равных условиях конкурентной борьбы. Сегодня российский рынок защищен от импорта 20% пошлиной, и поэтому практически вся импортная ювелирная продукция на прилавках наших магазинов - это контрабанда. Доля такой продукции оценивается и в 50%, и в 80%. Думаю, эти цифры все же поменьше - скорее всего около 40%. Тем не менее это очень актуальная проблема: теневой рынок наносит производителям серьезный урон. С другой стороны, с вступлением России в ВТО и устранением таможенных барьеров нам придется конкурировать с иностранными производителями на официальном поле - и без послабления налогового пресса это будет очень трудная борьба.

Бытует утверждение, что после вступления России в ВТО 70% российских производств будет вынуждено исчезнуть с рынка. Для того чтобы противостоять увеличению импорта, российские производители расширяют кооперацию с заводами юго-восточной Азии, которые получают из России сырье (металл и камни) и возвращают готовую продукцию.

Ценовая политика

Ценовая политика на внутреннем рынке ЦБ РФ определяется задачами, которые ставятся при формировании золотовалютных резервов, - обеспечение внешней ликвидности, поддержание курса национальной валюты и функций, которые выполняет золото как актив, предназначенный к использованию для чрезвычайных государственных нужд и повышающий доверие к национальной денежной единице.

Исходя из того, что степень ликвидности золота окончательно определяется в центрах мировой торговли драгоценных металлов (прежде всего на Лондонской, Нью-Йоркской и Токийской биржах), цена покупки золота ЦБ РФ привязана к его стоимости на мировых рынках. Традиционно разница между ценой золота на региональных рынках отличается от цен мировых рынков на стоимость накладных расходов (включая транспортировку, страхование, упаковку, таможенные сборы и т. д.) по перемещению золота между мировыми и региональными рынками, что было взято за основу и при установлении котировок ЦБ РФ по драгоценным металлам. В расчете были приняты также определяемые на мировых рынках значения изменчивости рынка, то есть возможные отклонения от фиксированной цены в течение определенного промежутка времени. В совокупности это составило порядка 2% от стоимости металла, что обуславливает разницу между ценой покупки ЦБ РФ и вечерним фиксингом цены золота на Лондонском рынке на день, предшествующий дате заключения сделки.

Подобную информацию ЦБ РФ начал предоставлять с 08.07.1997 г., приступив к официальному котированию драгоценных металлов. Цена на золото, серебро и платину устанавливается ежедневно в 10 ч утра на основе значений вечернего фиксинга на золото и дневного фиксинга - на серебро и платину на лондонском "спот"-рынке наличного металла предшествующего дня. Цена покупки на 2% ниже лондонского фиксинга, цена продажи не выше (разница, по расчетам ЦБ РФ, покрывает затраты на хранение металла). В настоящий момент ежедневные котировки ЦБ РФ являются основным ценовым индикатором для коммерческих банков.

Среди экспертов и заинтересованных лиц бытует мнение, что существование рынка драгоценных металлов не может быть без существования бирж, где будут сталкиваться интересы продавца и покупателя, будет формироваться цена в зависимости от спроса и предложения именно на внутреннем российском рынке, будут регистрироваться сделки.

Россия обладает мощной сырьевой базой драгоценных металлов и драгоценных камней. У нас добывается алмазов почти на $2 млрд. ежегодно - 25% мировой добычи, (70% платины и около 15% золота). Но при этом доля нашей страны в мировом производстве ювелирных украшений - всего 4%.

Однако для действительно нормального функционирования рынка драгоценных металлов необходимо еще много чего. И одним из важнейших шагов в настоящее время признается создание российской торговой площадки, позволяющей котировать драгоценные металлы с целью установления реального уровня цен, по которому на рынке могут производиться расчеты. А поскольку в настоящее время создание секции драгоценных металлов на ММВБ (тем более отдельной биржи) представляется делом трудоемким, длительным и дорогим - ввиду этого предлагается при вновь создаваемой Ассоциации участников рынка драгоценных металлов (Московском Золотом Клубе) создать некий аналог Лондонского фиксинга по золоту (Московский фиксинг). Все это планируется с участием основных операторов межбанковского рынка наличного золота.

Нормативные документы

Регулируется ювелирная отрасль (помимо менее значимых документов) основным нормативным документом по работе на рынке драгоценных металлов - Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" , который вступил в силу 7 апреля 1998 года. В соответствии со статьями Закона драгоценные металлы, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц.

Аффинированные драгоценные металлы поступают в гражданский оборот в соответствии с правами владельцев, установленными соответствующими лицензиями и договорами.

Совместно с Правительством РФ Государственной думой РФ были подготовлены и приняты законы "О разделе продукции", который позволяет инвесторам получать прибыль в нашей стране как в денежном эквиваленте, так и в натуральном и экспортировать их; и "О снятии НДС с оборота драгоценных металлов"; "О снижении платы за недра" (с 10-12% до 2-4% в зависимости от региона).

Эти законы и постановления снизили налоги и сделали более привлекательным инвестирование в золотодобывающую отрасль. И хотя на фоне сегодняшней финансовой ситуации это, может быть, звучит неубедительно, тем не менее "предэкспортное финансирование" с последующей поставкой драгоценных металлов за рубеж по предварительным контрактам через коммерческие банки, которые разрешает Закон о драгоценных металлах, - привлекательный рынок, так как стоимость драгоценных металлов, добываемых в России, пока конкурентно с международной ценой, хотя уже не во всех регионах.

Перспективы российского ювелирного рынка

По данным Пробирной палаты РФ, с 1998 года рост ювелирной промышленности стабильно составлял от 34 до 35%. Рост в 1-м квартале 2004 года составил 26%, во 2-м - 23%, в 3-м - 21%. Рост объемов торговли ювелирными изделиями составляет 12-15% в год, что является самым высоким уровнем за всю историю российской ювелирки. По мнению специалистов, российская золотодобывающая и ювелирная промышленность развивается темпами, сопоставимыми только с топливной отраслью. А поэтому сейчас необходима интеграция в международные рынки, поскольку темпы роста отрасли превышают рост покупательной способности населения.

Кроме того, ювелирный рынок России к 2005 году способен "поглотить" более 30% добываемого в стране золота: увеличению выпуска ювелирных изделий будет способствовать вступивший с 1 января закона о выведении ювелирных изделий из перечня подакцизных товаров.

За прошедшие три года в России сформировался новый рынок драгоценных металлов. Наиболее активными его участниками (кроме государства) являются коммерческие банки. Их деятельность на этом новом сегменте рынка активизировалась с целью привлечения капиталов для развития золотодобывающей отрасли.

Появилась также сравнительно новая услуга - покупка населением слитков золота. За время кризиса на руках населения оказалось около 7 т золота в мерных слитках. Коммерческие банки стали задумываться о проблеме последующего выкупа слитков. Банки готовы предоставить эту услугу, и если бы поправки к закону об НДС были бы приняты, ликвидность рынка мерных слитков могла бы существенно возрасти. Вообще, в последнее время золото нередко сравнивают по надежности вложения средств с валютой. На самом деле, это не совсем оправданно. Речь, скорее, должна идти о диверсификации средств предприятий, банков, других юридических и физических лиц с точки зрения распределения рисков. Их (средства) можно разместить в недвижимость, ценные бумаги, в различные проекты. Вложения в золото наиболее надежны и являются средством защиты от инфляции.

Вообще же, будущее российской золотодобычи (как и дальнейшее развитие этого нового банковского рынка) связано с формированием холдингов, способных гибко маневрировать как природными, так и финансовыми ресурсами, обеспечивая устойчивость своего финансового положения при разной конъюнктуре рынка драгоценных металлов.

При производстве ювелирных изделий из драгоценных металлов необходимо применение большого количества нормативных документов, регламентирующих следующие процессы:

· перевод драгоценных металлов (золото и серебро) из чистоты в пробе 999,9 в ювелирные сплавы ;

· подготовку драгметалла к отливке в литейной машине ;

· подготовку проката для участка штамповки ;

· подготовку полуфабрикатов для сборочного участка ;

· пайку деталей ювелирных изделий ;

· полировку ювелирных изделий ;

· опломбирование готовых изделий .

Наряду с вышеперечисленными документами в отрасли так же обязательны к применению Правила учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней , другие правила и инструкции, а так же сборники технологических процессов и пооперационные нормативы съема и потерь сплавов драгоценных металлов при изготовлении ювелирных изделий .

Все эти документы одинаково важны и обязательны к применению для получения продукции наилучшего качества, так как сплавы золота и сплавы серебра являются очень "чувствительными" к несоблюдению как химических показателей, так и технологических процессов. Даже присутствие 0,015% серы, свинца, алюминия или некоторых других недопустимых ГОСТом примесей (лигатур) приводит к хрупкости и растрескиванию драгоценного металла. Некоторые примеси приводят к тусклости цвета. Нарушение технологического процесса так же приводят к пористости поверхностей ювелирных изделий, хрупкости и растрескиванию.

Таким образом, для получения продукции наилучшего качества, необходимо соблюдать всю технологию производства в соответствии с нормативными документами.

качество дефект управление ювелирный

ГОСТ 117-3-002-95 Изделия ювелирные из драгоценных металлов. Общие технические условия

Дата введения 1988-01-07

Это основной документ, которым пользуются работники ОТК при контроле качества на отдельных этапах выполнения нарядов мастерами, а так же при приеме готовой продукции. Поэтому на его положениях стоит остановиться подробнее.

Несоблюдение стандарта преследуется по закону.

Настоящий стандарт распространяется на ювелирные изделия из драгоценных металлов (в дальнейшем -- изделия) серийного и единичного производства, а также реставрированные.

Пояснения терминов, применяемых в настоящем стандарте, приведены в РД 117-3-002-95 и справочном приложении 1.

Номенклатура изделий должна соответствовать указанной в Общероссийском классификаторе продукции (OKII) ОК 005-93, подкласс 964000 "Изделия ювелирные, галантерея ювелирная и металлическая, изделия ритуально-обрядовые, награды, монеты" в части изделий из драгоценных металлов группы: 964100, 964200, 964300.

Основной раздел стандарта, применяемый при контроле качества, это раздел 1.1. Характеристики. В данном разделе также можно выделить статьи, относящиеся непосредственно к категориям качества ювелирных изделий:

1.1.5. Парные изделия (серьги, запонки) в случае, если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом, должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок.

Незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются. Если полупары имеют ассиметричную конструкцию верхушки, то они должны быть подобраны в пару по принципу "зеркального" отображения.

1 1.6. Поверхности изделий должны быть:

Шлифованные и крацованные -- равномерно шлифованными и крацованными;

Полированные -- доведенными до блеска;

Матовые -- равномерно матовыми и бархатистыми на вид;

Фактурованные -- неполированными или частично полированными.

1.1.7. На поверхностях изделий (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев.

Кроме того, на лицевых поверхностях изделий не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, облоя, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме следов от натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком), а также не ухудшающих внешнего вида изделий:

Более трех рассредоточенных пор на крупногабаритных предметах сервировки стола и украшения интерьера (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т.п.);

Более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пор на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т.п.);

Более двух рассредоточенных пор на других предметах сервировки стола и украшения интерьера;

Более одной поры на личных украшениях,

На не лицевых поверхностях допускаются незначительные пористость, волнистость и следы инструмента, не ухудшающие внешний вид изделия.

1.1.8. Качество декоративных и защитно-декоративных покрытий (кроме эмалевых) должно соответствовать ГОСТ 9.301-86.

1.1.9. Эмалевые покрытия изделий должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла.

Кроме того, на эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) не должно быть царапин, пузырей (включений), пор, наплывов на канты и перегородки.

Допускается:

На эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшения интерьера) незначительная волнистость эмали, а также наличие волосовидной черты в местах соединения эмали с перегородками и кантами;

На эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера незначительная волнистость и разнотонность слоя эмали, а также не более трех рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и трех незначительных царапин на крупногабаритных изделиях (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т.п.);

Не более одновременно находящихся в поле зрения двух рассредоточенных пузырей (включений) в виде точек и двух незначительных царапин на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т.п.) и изделиях с двусторонней эмалью;

Не более одного пузыря (включения} в виде точки и двух незначительных царапин на остальных изделиях.

1.1.10. Гальванические покрытия драгоценными металлами изделий должны соответствовать РД 117-3-003-88.

На гальванических покрытиях могут быть незначительные следы мест контактов с токопроводящими приспособлениями без нарушения слоя покрытия и не ухудшающие внешний вид изделия.

1.1.11. В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов, на черневых покрытиях предметов сервировки стола и украшения интерьера не должно быть более 5 рассредоточенных пор.

1.1.12. Сварные и паяные швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.

1.1.13. Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки на поверхностях изделий должны иметь четкое изображение.

1.1.14. В реставрированных изделиях по согласованию с заказчиком допускаются дефекты, не поддающиеся исправлению.

1.1.15. Режущие кромки в изделиях (кроме клинков ножей, игл булавок) не допускаются.

1.1.16. Вставки, предназначенные для применения в изделиях, должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.

1.1.17. Исключен (изм. №10).

1.1.18. Культивированный жемчуг в изделиях не должен иметь механических

повреждений поверхности жемчужного слоя, исключая отверстия для закрепки (нанизывания) жемчуга.

Допускаются не ухудшающие внешний вид изделия покрытие жемчужным слоем естественные наплывы, бугорки и вмятины.

Культивированный жемчуг в изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размерам и форме в соответствии с техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.

1.1.19. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно, если иное не предусмотрено художественным решением, при этом возможность выпадения вставок должна быть исключена.

1.1.20. При крапановой закрепке и закрепке в корнеры крапаны и корнеры должны быть заправлены, а концы их плотно прижаты к поверхностям вставок. Крапаны должны быть расположены по периметру вставок симметрично, без перекосов, не перекрывая верхние грани коронки и обеспечивая ее максимальный обзор, если иное не предусмотрено техническим описанием рисунком и (или) авторским образцом.

1.1.21. При глухой закрепке касты должны обжимать вставки по рундисту плотно, без зазора. При этом в случае отделки гризантом, рисунок гризанта должен быть четким и без разрывов.

1.1.22. Допускается крепить вставки из жемчуга, кораллов, янтаря, раковин, поделочного цветного камня, а также других непрозрачных материалов на клеи в сочетании с глухой закрепкой или на клей и штифты.

1.1.23. Серьги, а также броши, разъемные браслеты и шейные украшения должны быть, снабжены замками.

Замки в изделиях должны исключать самопроизвольное их открывание и быть удобными в пользовании. Резьба винтового замка должна быть без пропусков и срывов.

Замки браслетов и брошей должны иметь предохранители.

1.1.24. Конструкция деталей крепления серег и брошей должна обеспечивать правильное положение изделий при эксплуатации в соответствии с их назначением и художественным решением.

1.1.25. Булавки в изделиях должны быть упругими, с заостренными концами и не должны выступать за пределы изделия, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и (или) авторским образцом.

1.1.26. Шарнирные соединения в изделиях должны обеспечивать подвижность деталей без их перекосов и люфтов.

1.1.27. Цепочки должны обладать гибкостью, не должны иметь деформированных звеньев, с расслоением металла, а также перевернутых звеньев, изменяющих рисунок цепочки.

1.1.28. В цепочках, изготовленных из проволоки диаметром менее 0,35 мм, не должно быть более двух спаев смежных звеньев.

1.1.29. На шпрингельном замке допускается пробирный натир в виде среза.

1.1.30. Цепочки должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее:

Из проволоки диаметром до 0,25 мм (вкл.) -- 2,5 Н (0,26 кгс);

Из проволоки диаметром свыше 0,25 мм до 0,35 мм (вкл.) -- 4,9 Н (0,5 кгс);

Из проволоки диаметром свыше 0,35 мм -- 9,8 Н (1,0 кгс).

1.31. Цепочки должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам длин, приведенным в табл.1а.

Таблица lа

Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление цепочек с длинами, не указанными в табл. la.

1.1.32. Нити бус должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 19,6 Н (2,0 кгс).

1.1.33. Присоединительные звенья шейных украшений должны выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 9,8 Н (1,0 кгс).

1.1.34. Полотно браслета для часов должно выдерживать статическое усилие на разрыв не менее 29,4 Н (3,0 кгс).

1.1.35. Браслеты для часов должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам длин, приведенным в табл.1.

Таблица 1

Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление браслетов с длинами, не указанными в табл.1.

1.1.36. Размеры декоративных браслетов должны устанавливаться по согласованию с заказчиком.

1.1.37. Кольца должны изготовляться согласно размерам и соответствующим им интервалам внутренних диаметров, приведенным в табл.2.

Таблица 2

Примечание. По согласованию с заказчиком допускается изготовление колец с внутренними диаметрами менее 15 и более 23 мм.

1.1.38. Предметы сервировки стола (рюмки, стопки, вазы и т.п.) должны быть устойчивыми на горизонтальной плоскости и не опрокидываться при наклоне плоскости на 10-15

При наклоне чайника или кофейника на угол до 70 крышка не должна выпадать.

1.1.39. Ручки и планки накладных ручек должны быть соединены с клинками ножей, шейками вилок, черенками ложек без зазоров и качания.

1.1.40. Не весовые изделия не должны иметь отклонений от номинальной величины массы более чем на 15%.

Примечание. За номинальную величину массы должна приниматься расчетная масса изделия. Для изделий, составляющих типоразмерный ряд, за номинальную величину массы должна приниматься масса для каждого типоразмера.

Номинальная масса с предельными отклонениями должна быть указана в технической документации на изделие и в спецификации к договору на поставку.

1.1.41. Масса изделий определяется с погрешностью, не превышающей значений, предусмотренных в п.3.7 настоящего стандарта.

Постановление Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684
"Об утверждении Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней"

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766) Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Правила
продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней
(утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 г. N 684)

1. Общие положения

1. Настоящие Правила разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст. 766), а также с учетом требований "Положения о пробах и клеймении изделий из драгоценных металлов в Российской Федерации", утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 октября 1992 г. N 1152 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2284).

2. Данные Правила регулируют отношения между продавцами и гражданами-покупателями по купле-продаже ювелирных украшений, предметов сервировки стола, предметов украшения помещений и прочих изделий из золота, серебра, платины, палладия и их сплавов, изделий с драгоценными камнями (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг); изделий из драгоценных металлов со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней; часов в корпусе из драгоценных металлов.

3. Правила устанавливают основные требования, предъявляемые к продавцам, осуществляющим торговлю ювелирными изделиями и другими бытовыми изделиями, содержащими драгоценные металлы и драгоценные камни, и распространяются на всех хозяйствующих субъектов (торговые предприятия, граждане-предприниматели), осуществляющих деятельность в сфере торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней независимо от форм собственности.

4. Продавец, осуществляющий торговлю изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, должен быть зарегистрирован в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации.

Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней разрешается при наличии у продавца соответствующей лицензии, выданной органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством.

II. Права и обязанности сторон

5. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней производится только в специализированных ювелирных магазинах, отделах, секциях, в которых обеспечиваются учет, надежная сохранность указанных ценностей и надлежащие условия для их выбора покупателем.

6. В специализированных ювелирных магазинах, отделах и секциях для покупателей должен быть обеспечен удобный показ изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Для удобства покупателей ювелирные украшения, предметы сервировки стола и другие изделия должны группироваться по назначению.

7. В торговых залах на видном месте должны быть вывешены информация об установленных в Российской Федерации пробах для изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также извлечения из нормативных документов о порядке клеймения изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, изображения государственных пробирных клейм Российской Федерации, лицензия на право торговли изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, свидетельство о регистрации продавца в территориальной государственной инспекции пробирного надзора Российской Федерации, данные Правила и другая необходимая потребителю информация.

8. Продажа изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется только при наличии на них оттисков именников изготовителей и оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации. Изделия иностранного производства, ввезенные из-за рубежа, также в обязательном порядке должны иметь оттиски государственных пробирных клейм Российской Федерации, проставленных территориальными государственными инспекциями пробирного надзора Российской Федерации.

Отдельные виды ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат клеймению государственным пробирным клеймом Российской Федерации, но предназначенные для продажи, должны иметь сертификат качества.

9. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, выставленные для продажи, должны иметь опломбированные ярлыки с указанием наименования изделия, изготовителя, артикула, пробы, массы и цены за 1 грамм изделия, вида вставок, их характеристик, массы и розничной цены изделия.

10. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку, которая включает просмотр и разбраковку изделий, проверку наличия установленных пробирных клейм Российской Федерации, сохранность пломб и ярлыков, сортировку по размерам.

11. Продавец должен обеспечить квалифицированную помощь и консультацию в выборе изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, ознакомить покупателя с имеющимися в продаже образцами.

По желанию покупателя продавец обязан отложить на срок до конца рабочего дня магазина отобранные им изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Украшения из драгоценных металлов и драгоценных камней должны иметь индивидуальную упаковку.

Продавец должен проинформировать покупателя о порядке ухода за изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Продавец может организовать продажу сопутствующих товаров и предоставить покупателю комплекс дополнительных услуг (гравировка, предварительный прием заказа, доставка и вручение подарка, красочная упаковка и другие формы услуг).

12. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней обмену и возврату не подлежат, кроме случаев выявления в них не оговоренных продавцом недостатков (слабое крепление камней, замков в серьгах, шарнирных соединений в браслетах, трещины, сколы, царапины, заусенцы и другие недостатки), несоответствия оттиска государственного пробирного клейма Российской Федерации фактической пробе ювелирного сплава, характеристик изделия данным ярлыка или сертификату качества.

13. В случае обнаружения в изделиях из драгоценных металлов и драгоценных камней недостатков, не оговоренных продавцом, покупатель в течение 6 месяцев со дня их покупки имеет право заменить изделия на аналогичные или другие с соответствующим перерасчетом покупной цены, либо в них должны быть безвозмездно устранены недостатки, или соразмерно уменьшена покупная цена. Покупатель также вправе расторгнуть договор купли-продажи с возмещением убытков. Указанные требования покупателя рассматриваются при предъявлении товарного чека.

14. В случае нарушения продавцом сроков замены или безвозмездного устранения недостатков продавец обязан уплатить неустойку в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

15. При разногласиях по вопросу причин возникновения недостатков продавец обязан принять от покупателя изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней и направить его для проведения независимой экспертизы. Покупатель вправе присутствовать при проведении экспертизы.

16. Прием наличных денег от покупателя за проданные изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней производится продавцом с применением контрольно-кассовых машин.

Продавец обязан выдать покупателю на проданное изделие из драгоценных металлов и драгоценных камней кассовый чек и копию товарного чека с отметкой торговой организации и подписанного продавцом. В копии товарного чека должны быть указаны наименование изделия, артикул, цена и дата продажи, подпись продавца и штамп торговой организации.

17. Комиссионная торговля изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней производится в соответствии с Правилами комиссионной торговли непродовольственными товарами.

III. Ответственность продавца и контроль за соблюдением настоящих
Правил

18. Продавец несет ответственность перед покупателем за нарушение Правил продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в порядке, установленном действующим законодательством.

19. Изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней, поступившие в продажу без оттисков государственных пробирных клейм Российской Федерации, действующих на территории Российской Федерации, или без сертификата качества, подлежат опечатыванию и отправке в территориальные государственные инспекции пробирного надзора Российской Федерации в установленном порядке.

20. Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют: Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле и ее территориальные органы, Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням через Российскую государственную пробирную палату и ее территориальные государственные инспекции пробирного надзора, налоговые и правоохранительные органы, а также другие государственные органы в пределах своей компетенции.

Контролирующие органы могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей.

Продавец должен оказывать содействие в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений.

Ассоциация компаний интернет-торговли попросила президента узаконить онлайн- торговлю ювелирными изделиями. Устранение существующих правовых коллизий позволит увеличить объем этого рынка втрое уже в первый год

Фото: Петр Ковалев / Интерпресс / ТАСС

Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ, члены ассоциации — «М.Видео», Ozon, «Снежная королева», re: Store и другие крупнейшие продавцы потребительских товаров) попросила президента России Владимира Путина ускорить легализацию онлайн-торговли ювелирными изделиями. Об этом говорится в письме, направленном на прошлой неделе в администрацию президента за подписью главы АКИТ Артема Соколова (есть в распоряжении РБК, подлинность подтвердили и в ассоциации).

Для легальной онлайн-продажи ювелирных изделий необходимо устранить существующие правовые коллизии, указывает Соколов. Сейчас в России изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней включены в перечень товаров, свободная реализация которых запрещена, на основании действующего с 1992 года указа. В то же время в законе «О драгоценных металлах» и драгоценных камнях» от 1998 года не содержится ограничений на оборот ювелирных изделий. Постановление правительства от 2007 года, которое определяло правила дистанционной продажи товаров, не допускает ее в отношении товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством.

В результате, поскольку в законах, регулирующих продажу ювелирных изделий в интернете, существуют разногласия, некоторые ретейлеры уже давно торгуют ювелирной продукцией в интернете, например, «Адамас», Sunlight, «Бронницкий ювелир», Wildberies, но есть компании, которые опасаются это делать из-за наличия правовых коллизий, пояснил Соколов РБК. По оценке АКИТ, рынок интернет-торговли ювелирными изделиями сейчас составляет 4,6 млрд руб., и после устранения коллизии он может вырасти в три раза в течение года, в том числе за счет крупных интернет-площадок, таких как «Яндекс» и Ozon.

Как устранить правовую коллизию

Проект указа «О внесении изменений в перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена» был разработан Минэкономразвития и опубликован в конце мая 2017 года. В нем предлагается исключить из перечня ювелирные изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней. В середине августа законопроект получил положительную оценку регулирующего воздействия, далее он должен быть направлен на рассмотрение в правительство, но этого до сих пор этого не сделано, уточнил Соколов. Вопрос об онлайн-продажах ювелирных изделий возникал и на уровне Евразийского экономического союза — на экспертной площадки по цифровой торговле, состоявшейся 2 ноября, обсуждались предложения по развитию онлайн-ретейла на территории союза. В проекте «дорожной карты» на 2019-2020 годы предлагается уже в 2019 году разрешить дистанционную торговлю ювелирными, а также табачными изделиями, лекарствами и алкоголем на территории ЕАЭС.

Ювелирные украшения есть среди товаров, представленных на Wildberries, данная категория товаров пользуется спросом, рассказали РБК в компании. Согласно позиции Wildberries, торговая деятельность компании не нарушает действующее законодательство, а наличие свидетельства о постановке на учет в Пробирной палате обеспечивает легальную продажу ювелирных украшений, говорит она. В ближайшее время продажи этой категории планирует начать и Ozon, рассказала представитель ретейлера, отметив, что продажа ювелирных изделий не столько затруднена с точки зрения законодательного регулирования, сколько требует тщательной подготовки с точки зрения хранения товаров и продуманной процедуры доставки и возврата, которая, например, снизит риски продавца от кражи или подмены при возврате. У Pandora работает интернет-магазин в России, с претензиями со стороны надзорных органов компания пока не сталкивалась, рассказала РБК гендиректор Pandora в России Наталья Сахнина. Основная проблема, которая остается сегодня из-за разночтений в законодательстве — это невозможность поставить интернет-магазин на учет в государственной инспекции пробирного надзора, поскольку у нее остаются вопросы к интерпретации закона, а без соответствующего документа при рекламе, к примеру на телевидении, компания не может указывать свой сайт, объяснила она.